Требования к оформлению списка основных и дополнительных

ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Пенза 2012
Виды

Выпускных квалификационных работ

ВКР опытно-практического характера состоит из двух глав, одна из которых (практическая) направлена на решение выбранной проблемы.

ВКР опытно-экспериментального характера состоит из двух частей, в практической части (1 глава, 2-3 параграфа) представлены план организации и проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента, анализ результатов экспериментальной работы.

ВКР теоретического характера включает только теоретическую часть (2 главы), в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы: раскрывается история вопроса, посредством глубокого сравнительного анализа литературы характеризуются аспекты разработанности проблемы в теории и практике.

ВКР проектного характера представляет собой разработку изделия или продукта творческой деятельности и имеет особую структуру. Проектная работа – это выпускная квалификационная работа студента, выполненная в соответствии с требованиями к проекту. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и их реализации.

Общая структура учебно-исследовательских работ включает следующие обязательные элементы:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение, в котором мотивируется выбор темы

(составляет примерно 10% от общего объема работы);

4. Теоретическая часть (составляет 40-50% от общего объема работы);

5. Практическая часть (составляет 30-35% от общего объема работы).

6. Заключение, в котором обобщается весь материал исследования (составляет 5%);

7. Список литературы;

8. Приложение (при необходимости).

Текст располагается на одной стороне стандартного листа формата А4 белой односторонней бумаги. Объем дипломной работы 2 п.л. (40-45 страниц печатного текста) с заданными параметрами:

- ширина верхнего поля - 25 мм;

- ширина нижнего поля - 25 мм;

- ширина левого поля - 30 мм;

- ширина правого поля - 10 мм.

Текст печатается через полтора интервала 14 шрифтом гарнитуры Times New Roman . Сноски печатаются через один интервал 10 шрифтом.

Все страницы считаются с титульного листа. Цифру, обоз­начающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы. Начинают проставлять страниц со второго листа. На этом листе ставят цифру 2.

Титульный лист

Форма титульного листа устанавливается образова­тельным учреждением и является обязательной для всех обучающихся в данном учебном заведении.

Образцы оформления титульного листа дипломной и курсовой работы представлены в приложении.

Параметры страницы следующие: слева – 3мм, справа – 1,5 мм, верхнее, нижнее – 2 мм.

!!! Титульный лист не нумеруется.

Содержание

Содержанию отводится вторая страница. Оно позволяет составить общее представление о структуре, пропорциях работы и быстро отыскать необходимые фрагменты в тексте. Заголовки в оглавлении должны точно повторять формулировки заголовков в тексте.

Тема:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. …………………………………………………………………………….6

1.1 …………………………………………………………………………………….6

1.2 ……………………………………………………………………………….......17

1.3 ……………………………………………………………………………….…..27

ГЛАВА ……………………………………………………………………………...40

2.1 …………………………………………………………………………..……….40

2.2 ……………………………………………………………………………….......48

2.3 …………………………………………………………………………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….65

Введение

Введение включает в себя актуальность темы, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы исследования и структуру работы, а также указание базы исследования для работы экспериментального характера. Введение начинается с 3 страницы.

Актуальность - это значимость исследования в настоящее время.

Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме:

- выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время;

- объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему;

- кратко представить существующие в научной литературе современные точки зрения на решение данной проблемы, указав, кто конкретно занимался этим вопросом (фамилии авторов наиболее интересных публикаций);

- объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему

- что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности.

Проблема формулируется как вопрос, на которой в научной литературе нет однозначного ответа. Автор по возможности анализирует противоположные или все существующие на данный момент точки зрения и вместе с научным руководителем выбирает тот аспект, в который может внести что-то новое и полезное для других заинтересованных в решении данной проблемы лиц.

Обоснование целесообразности работы может заключаться в том, что:

- ещё нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, и т. д.);

- существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями;

- исследования есть, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор дипломной работы;

- есть исследования, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории;

- стоит задача обобщения и сопоставления фактов, полученных в разных отраслях;

- объем знаний автора в этой области недостаточен, а практика постоянно ставит вопросы, однозначных ответов на которые пока нет.

Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания. Научная область, которая изучается автором. Объектом исследования являются явления, процессы, развитие, формирование личности, коллектива, качеств.

Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которой собственно, и посвящена работа. Объект является более широким понятием, чем предмет.

Цель - те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования. Результатом исследований (целью) может быть:

- выявление закономерности, условий, средств;

- обоснование или разработка идеи, модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.;

- раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов.

Наиболее распространенными являются такие ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить, систематизировать.

Гипотеза исследования. Необходимым элементом в большинстве исследований является гипотеза. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Идея (гипотеза) исследования присутствует в исследовательских (нереферативных) работах и отражает планируемый результат работы – что автор надеется достичь в процессе исследования (например, предположение которое необходимо будет доказать или опровергнуть).

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…., то…», «так…, как…», «при условии, что…», «данная деятельность будет эффективной при соблюдении следующих условий», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Гипотеза не выдвигается работах теоретического и проектного характера.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автор формулирует задачи, количество которых обычно соответствует количеству параграфов в основной части курсовой работы (3-4). В дипломном исследовании формулируется по 1-2 задачи для каждой главы.

Примеры задач для теоретической части исследования:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.

1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования.

Примеры задач для практической части исследования:

Если проводится эксперимент:

- обработать и проанализировать результаты эксперимента;

Если эксперимент не проводится:

- обобщить опыт работы по проблеме исследования;

Во введении необходимо указать и методы, которые автор использовал в процессе исследования.

- теоретический анализ литературных источников;

- эмпирические: все диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, документации и др.), а также метод развивающего или формирующего эксперимента. Использованные методики должно быть отражены правильно, стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках;

- методы обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статического анализа.

В структуре основной части, как правило, выделяется не менее двух глав, а в их составе — не менее двух параграфов. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы, включающий 7-10 страниц. Основные пункты плана должны соответствовать в исследовании задачам.

Все части работы должны иметь смысловые связки, которые обеспечивают целостность текста. Важнейшим средством выражения логических связей в квалификационной работе являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого и др.); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…; обратимся к ..., перейдем к ..., остановимся на.., необходимо рассмотреть и др.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключении отметим, следует сказать и др.).

Как правило, в научных текстах не используется местоимение «я». Вместо этого автор может пользоваться место, а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению», «автор полагает ...», «нами проведен анализ...» или неопределенно-личной формой: «следует отметить..», «в данном исследовании является важным...».

В завершении каждого параграфа необходимо сформулировать микроитог.

Для подтверждения и обоснования собственных доводов в тексте исследования используют цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Не следует излишне злоупотреблять или пренебрегать цитатами, так как, и то и другое снижает уровень работы.

Для связи основного текста дипломной работы с описанием источника, чаще всего, служит порядковый номер источника, указанного в списке литературы. Номер берется в квадратные скобки, например, [4]. Если ссылки на источники следуют подряд в силу смешения мыслей разных авторов в тексте, то источники могут указываться в одних скобках и отделяются друг от друга точкой с запятой [4; 16]. Это означает — 4 источник; 16 источник.

Все литературные источники, указанные в списке должны найти отражение в тексте работы.

Пример оформления ссылок в тексте.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к таким - структурным частям работы как введение, заключение, список литературы, приложение. На параграфы это требование не распространяется. Они печатаются на том листе, где закончился предыдущий текст, если предыдущий занимает до 2/3 страницы. Не допускается за­вершение страницы названием параграфа или одним его абзацем.

Оформление заголовков по всему тексту работы должно быть выполнено в едином стиле.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равным двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками параграфов. Перенос слов в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, пе­чатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным знакам или 1,25

Выделения внутри текста выполняют нежирным курсивом.

В исследовании отдельные части текста могут быть проиллюстрированы с помощью различных наглядных материалов: рисунков, схем, диаграмм, графиков и т.д.

Каждый новый вид нагляд­ности имеет свою самостоятельную нумерацию. В психолого-педагогических исследованиях чаще других наглядных материалов используют таблицы.

Как и все наглядные материалы таблицы должны иметь название, а при наличии нескольких таблиц порядковый номер. Обычно таблица представляется в тексте сразу после упоминания о ней. Ссылка может быть сделана в круглых скобках, например: (таблица 2).

или передана отдельной фразой, например: Показатели познавательной активности младших школьников представлены в таблице 2.

Оформление таблиц в тексте и ссылки на табличные данные. Рамка

Вариант 1. Результаты, полученные нами в ходе итоговой диагностики, представлены ниже в таблице 8.

Вариант 2. Анализ данных, полученных на контрольном этапе (таблица 8), позволяет сделать следующие выводы.

Возможно также уменьшение размера шрифта внутри таблиц на 1 размер. Если таблица необходима в тексте, но вы не смогли разместить ее на одной странице, то при переносе на следующую в верхнем правом углу располагается надпись «Продолжение таблицы 8», ниже таблица с наименованием граф.

Оформление рисунков и ссылок на них в тексте.

Рисунком считается собственно рисунок, диаграмма, гистограмма, график, фото и др. наглядность. Все рисунки нумеруются и имеют название.

Заключение

В заключениидается краткая характеристика предоставленной работы и раскрывается значимость рассмотренных вопросов для педагогической теории и практики обучения и воспитания. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Кроме того, в работах экспериментального характера указываются степень и результаты проверки гипотезы, перспективы совершенствования исследовательской деятельности в выбранном направлении.

В заключении в полной мере проявляется умение исследователя обобщать информацию.

После заключения с нового листа следует список литературы (1-2 стр.). Для раскрытия содержания исследования использу­ются разные виды литературы: учебная (учебник, курс лек­ций, учебное пособие, хрестоматия, методическое пособие), научная литература (монография, сборник научных трудов, материалы конференций, тезисы докладов, научный жур­нал, диссертация, автореферат диссертации), справочно-информационная (энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, статистический сборник, библиографический указатель, терминологический словарь, толковый словарь), периодические издания (газеты, журналы, сборники, серий­ные издания), интернет – источники. Количество источников для курсовой работы …..

Обратите внимание, что не менее 30% используемых источников должны быть изданы за 5-10 лет до момента защиты работы.

Требования к оформлению списка основных и дополнительных

Источников

Наши рекомендации