Причины разнообразия речевого развития глухих детей
Из предыдущего следует, что та степень нарушения слухового анализатора, которую мы определили как глухоту, является препятствием к самостоятельному (вне специального обучения) овладению языком.
Глухота, наступившая в раннем детстве, становится препятствием для нормального речевого развития ребенка. Как известно, глухота, возникшая в доречевом периоде жизни, приводит к немоте. Глухота, наступившая в том периоде, когда речь уже начала развиваться, но еще недостаточно закрепилась, может стать причиной постепенной утраты речи. И в том и в другом случае глухой ребенок к моменту поступления в школу окажется без речи и должен будет овладевать ею в условиях специального обучения.
Однако многие дети, вопреки глухоте, возникшей в дошколь
ном возрасте, поступают в школу, обладая в той или иной сте
пени развитой речью. Одни из них владеют лишь элементар
ным речевым запасом, другие сохраняют речь в более значи
тельной мере, третьи владеют ею полностью. Рассмотрим
причины такого разнообразия речи глухих детей. *»
Обычно дети, оглохшие в 4 —5-летнем или в еще более позднем возрасте, в той или иной мере сохраняют речь к моменту поступления в школу. Сохранность речи у этих детей объясняется сравнительно поздним наступлением глухоты.
Посмотрим, однако, в каком возрасте глохнут те дети, которые приходят в школу с некоторой сохранностью речи.
При обследовании состава учащихся большого числа школ для глухих, проведенном с целью дифференциации сети специальных учреждений для детей с недостатками слуха (выше мы уже приводили данные о состоянии слуха детей, обучавшихся
^
в этих школах), были обнаружены глухие ученики, сохранившие речь к моменту поступления в школу. В момент обследования речь этих учащихся была богаче, чем речь других детей. По содержанию словаря и по грамматическому строю она превышала требования программы того класса, в котором они учились. Все глухие ученики с такой речью были выделены для перевода в классы для позднооглохших. Кривая на рис. 3 показывает количество детей, сохранивших речь при различном времени возникновения глухоты.
До 2л. До 3л. До 4л. До 5л. До 6л. Старше 6л.
Возраст детей
Рис. 3. Количество детей, сохранивших речь при различном времени возникновения глухоты
Из приведенной кривой видно, что глухие ученики, обладающие речью к моменту поступления в школу, встречаются тем чаще, чем позже у них наступила глухота.
Мы видим небольшой процент детей, сохранивших речь, при условии потери слуха до 3 лет. Значительно большее число таких детей (27%) потеряло нормальный слух до 4 лет. Еще больший процент составляют дети, потерявшие слух до 5 лет, и т. д.
Таким образом, наш материал прежде всего показывает закономерную связь между временем наступления глухоты и частотой случаев сохранности речи у глухих детей.
Дальнейшее рассмотрение данных заставляет нас обратить внимание на то обстоятельство, что дети, потерявшие слух
в одном и том же возрасте, не всегда и не в одинаковой степени сохраняют речь. Это также видно из приведенной кривой. 73% из числа детей, оглохших до 4 лет, при поступлении в школу не владели речью. Среди детей, оглохших к 5 годам, 65,8% совсем не говорили к моменту поступления в школу. Даже среди учащихся, оглохших к 6 годам, мы обнаружили 40% детей, поступивших в школу без речи.
Показательно и то, что у детей, сохранивших речь, степень ее сохранности различна.
Отмечая, что позднее наступление глухоты является чрезвычайно важным условием сохранения речи у ребенка, мы в то же время должны признать, что значительную роль в этом отношении играют и другие факторы. Приведем несколько примеров.
Девочка Валя А., 9 лет. Слух ее резко снижен. Она реагирует лишь на очень громкий голос и совсем не дифференцирует элементов речи на слух. Из анамнеза известно, что она потеряла слух в 5,5 лет. Мать не соглашалась направить ее для обучения чтению с губ, так как опасалась, что это помешает восстановлению слуха девочки. Доставленная в клинику, девочка произносила нечленораздельные звуки. Казалось, что она вообще не говорит. Лишь при более пристальном наблюдении выяснилось* что Валя говорит обрывками слов и при этом каждое искаженное слово повторяет по нескольку раз: потолопотолопотоло (потолок), штоштошто (стол) и т. п.
Мать рассказала нам, как возникло подобное своеобразие ее речи. Вначале, когда мать заметила, что девочка перестает достаточно точно произносить слова, она заставляла ее по нескольку раз повторять одно и то же слово, чтобы добиться более четкого произношения. Но девочка понимала это лишь как требование по нескольку раз повторять одно и то же. Так у ребенка укоренилась привычка каждое слово повторять по нескольку раз, а произношение все ухудшалось в связи с исчезновением возможности слухового контроля над собственной речью.
К 9-летнему возрасту речь девочки была почти совсем недоступна восприятию окружающих. Запас слов ограничивался лишь самым узким обиходом. Сделанное ею устное описание двух картинок, изображающих, как мальчик, играя в мяч, разбил чернильницу и сбросил со стола другие вещи, представляло собою следующее: мачи, мани, мачи (мяч), штоштошто (стол). Так выглядел скудный речевой запас этой девочки.
Однако далеко не все дети, потерявшие слух в 5-летнем возрасте, дают столь резкую деградацию речи.
Более развитую речь мы наблюдали, например, у Алика Л., который также не дифференцирует на слух элементов речи начиная с 5 лет. Представление о его речи может дать следующее описание им серии картинок, составляющих рассказ: Кошка, мышка, банка. Мышка убежала, кошка смотри банку. Кот мышка смотри. Кошка пошла1. Его письменная работа — изложение короткометражного фильма «Приключение лисенка» — демонстрирует сравнительно большой речевой запас: Лиса схватил птица. Лиси схватил утка. Лиса посмотрель еж. Ястреб прилетел в лес. Ястреб скватил в лису. Лиса упал. Лиса бежала по лесу. Лиса бежит домой. Лиса балица сова убежала.
В устной и письменной речи мальчика мы отмечаем весьма значительную недостаточность. Его рассказ беден. Фразы построены неправильно. Произношение его характеризуется целым рядом отклонений от нормы. Он допускает неправильные смягчения согласных, й замещает л, вместо с произносит ц. В сочетаниях согласных отмечаются добавочные звуки (например, кошэка — кошка). Его письмо изобилует характерными ошибками.
Приведем пример, представляющий случай полной сохранности речи при наступлении глухоты в том же возрасте. Валера Г. оглох к 5 годам. Разговорной речи он не слышит совсем и, несмотря на это, описывает картинки следующими словами: Мальчик играет в мяч об стенку. Мальчик уронил мяч на цветы и чернила пролил, он стал плакать. Мальчик разбил стакан. Ручки попадали и карандаши. Пузырек упал. Мячик попал на стол.
В произношении этого мальчика имеются небольшие отклонения в виде неправильного пользования смягчениями. Его письменная работа (описание серии картинок на тему «Как пустая корзинка стала полной») демонстрирует овладение правильным письмом: Дети пошли в лес. Девочка просыпала ягоды. Девочка плачет. Мальчик и девочка дали ей своих ягод.
Три приведенных нами случая показывают, насколько различно может быть состояние речи у детей, потерявших слух в одном и том же возрасте. У Вали А. сохранилась речь в виде ничтожных обрывков слов. У Алика Л. мы наблюдали развернутую речь со значительными дефектами. Валера Г. обладает полной, правильной речью.
В приведенных случаях различная степень сохранности речи зависела от условий развития детей до школы. В первом слу-
чае мать сознательно сопротивлялась тому, чтобы девочку обучали чтению с губ. Во втором случае близкие ребенка заметили, что он «читает по губам», и старались более четко произносить слова, чтобы сделать доступными ему свои артикуляционные движения. В третьем случае мальчик тотчас после наступления глухоты был обеспечен специальным обучением. Эти занятия, как мы видели, дали блестящие результаты: он полностью сохранил речь.
Мы видели из приведенной выше кривой, что некоторые дети обладают речью к моменту поступления в школу, вопреки раннему возникновению глухоты (до 3 лет). Такая сохранность речи, как показывают наблюдения, становится возможной при условии специально организованного обучения в дошкольном возрасте. Среди глухих школьников можно также встретить детей, которые оглохли уже будучи грамотными. Они резко отличаются по состоянию речи от прочих глухих учеников. С момента потери слуха речь этих детей продолжает развиваться в большей мере на основе самостоятельного чтения и письма.
Приведем письменную работу1 ученицы IV класса московской школы для слабослышащих и позднооглохших Лиды К., оглохшей в 10-летнем возрасте.
В сосновом лесу под старой березой была нора. В норе жила рыжая лиса с лисятами. Однажды, когда лиса-мать ушла на охоту, один лисенок вылез из норы. Он стал нюхать воздух. Он увидел кузнечика и хотел его поймать, но кузнечик ускакал. На дереве сидела ворона. Она увидела лисёнка и стала красться к нему. Лисёнок тоже заметил ворону. Он остался на месте и стал следить за ней. А ворона всё приближалась. Она подскочила к нему и цап-царап его за нос. Лисёнок завизжал от боли. На его крик прибежала лиса-мать. Она прогнала ворону. Ворона села на дерево и стала умываться. Потом лисёнок пошел к озеру с матерью на охоту. Там были цыплята. Лиса воровала их. Лисёнок потерял мать. Он ушёл куда-то. Вдруг на спину лисёнку что-то вцепилось. Это был орёл. Орёл схватил лисёнка за ухо ногтями и полетел. Он прилетел на дерево. Лисёнок упал на камни. Он стал искать мать. Он выбрался из камней и пошёл в лес. Вдруг он встретил мать. Они радовались.
Речь этой девочки полностью сохранилась, так как к моменту возникновения глухоты она уже располагала не только устной, но и письменной речью.
78
Произношение не сохранено.
Девочка описывает короткометражный фильм «Приключения лисенка».
Среди глухих учащихся можно также встретить детей, у которых речь сохранилась благодаря сравнительно меньшему поражению слуха.
При наличии слуха на речевые звуки, произносимые хотя бы очень громко, у ребенка иногда сохраняется речь, вопреки раннему наступлению глухоты.
Итак, различный уровень сохранности речи у глухих детей зависит от ряда факторов. Основным фактором, способствующим сохранности речи у этих детей, является возникновение глухоты в более старшем возрасте. Исключительное значение в этом отношении имеет и специальное обучение. Степень остаточного слуха, как мы уже указывали, также играет при этом некоторую роль.
Таким образом, под влиянием трех этих факторов мы наблюдаем у глухих детей различный уровень развития речи.
При очень раннем возникновении глухоты без применения специального обучения мы наблюдаем полное отсутствие речи в школьном возрасте.
Важно отметить, что глухие дети, по различным причинам обладающие речью к моменту поступления в школу, отличаются между собой не только по состоянию речи. Они отличаются друг от друга по степени овладения чтением с губ и по своим возможностям усвоения первоначальной грамоты.
Дети, оглохшие в дошкольном возрасте, чаще приходят в школу без навыка чтения с губ. В отличие от них, дети, сохранившие речь благодаря раннему обучению чтению с губ, уже располагают в школьном возрасте этим важнейшим для них средством овладения основами наук.
В связи с отсутствием слуха некоторые глухие дети, сохранившие речь, долго не умеют вычленить звука из известного им слова, поэтому в этом случае требуется применение специальных приемов при обучении их грамоте.
Как бы ни были различны все эти дети, общим для них является та или иная степень сохранности речи к моменту поступления в школу при такой степени поражения слуха, которая не обеспечивает возможности самостоятельно овладевать речью с помощью слухового анализатора.
Таким образом, среди глухих детей мы имеем две резко отличные между собой группы.
Первую из них составляют дети, рано оглохшие и в связи с этим вынужденные с самого начала обучаться речи специальными методами, на основе использования сохранных рецепторов.
Вторую группу составляют дети, оглохшие в несколько более позднем возрасте и потому сохранившие речь. Некоторые из них при более раннем наступлении глухоты владеют речью в результате специального обучения.
Первую группу ранее принято было у нас называть глухонемыми. Существует мнение, что этого названия за ними сохранять не следует, так как в школе они сравнительно быстро освобождаются от немоты. Правильнее было бы их называть ранооглохшими.
Детей, относящихся ко второй группе, до сих пор называли позднооглохшими, но как мы видели выше, глухие дети нередко сохраняют речь не только по причине позднего наступления глухоты. Огромную роль при этом играет раннее специальное обучение. Перспективы развертывания специальных учреждений для детей предшкольного и дошкольного возраста позволяют ожидать увеличения контингента глухих детей, сохранивших речь к моменту поступления в школу, а специфика обучения этих детей будет зависеть не от времени возникновения глухоты, а от наличия или отсутствия у них речи.
В связи с этим мы считаем более правильным назвать таких детей не позднооглохшими, а глухими, сохранившими речь.
В следующем разделе мы остановимся более подробно на характеристике речевого развития ранооглохших и потому не сохранивших речи детей.