Факторы, затрудняющие эффективный контроль в Департаменте образования города Москвы
Одним из основных факторов является отбор экспертов и экспертных организаций для осуществления контроля в сфере образования.
К проведению мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования привлекаются эксперты и экспертные организации в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы на соответствующий вид деятельности в соответствии с порядком, установленным Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689)[23].
Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными уполномоченным органом[24].
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого образовательного учреждения[19].
Уполномоченные органы не вправе привлекать к проведению выездной проверки образовательного учреждения экспертов и экспертные организации, состоящих в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с проверяемым образовательным учреждением и являющихся физическими и (или) юридическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность проверяемого лица или объективность выводов экспертов или представителей экспертной организации проверяемых образовательных учреждений[23].
Также фактором затрудняющем эффективный контроль является отсутствие плана проверок контролирующими органами.
Требования к порядку организации и проведения плановых проверок приведены в статье 9 Федерального закона N 294-ФЗ[21].
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых уполномоченными органами ежегодных планов проведения плановых проверок (далее - План проверок)[15].
Разработанные уполномоченными органами и подписанные их руководителями проекты планов плановых проверок образовательных учреждений в соответствии с Правилами подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.
При подготовке Плана проверок возможен вариант сочетания мероприятий по лицензионному контролю, федеральному государственному надзору в области образования и федеральному государственному контролю качества образования. В этом случае вопрос определения периодичности проверок решается в соответствии с действующим законодательством.
План проверок, согласованный в установленном порядке с органом прокуратуры и утвержденный руководителем уполномоченного органа, доводится до сведения образовательных учреждений посредством его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Требования к содержанию Планов проверок определены в части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ[21].
Основанием для включения плановой проверки в План проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица;
2) окончания проведения последней плановой проверки образовательного учреждения.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и не может быть дополнен уполномоченным органом. Проведение плановых проверок по иным основаниям не допускается.
Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ[21].