Из личного архива б.р. лозинского
В эти дни город украшен флагами и гербами государства. К. Пятс избран почётным гражданином города, и по этому случаю на Ратушной площади поднят штандарт. Во всех школах и общественных местах состоялись торжественные акты по случаю Дня независимости. В трёх храмах города (лютеранской Александровской церкви, Спасо-Преображенском соборе и Свято-Троицкой церкви) вечером — торжественные богослужения для школьников и педагогов, в которых приняли участие около 2 тыс. учеников36.
Второй пример касается общегосударственной недели трезвости, которая ежегодно проходила по всей стране в конце 1930-1940 гг. В 1940 г. она четвёртая по счёту и проходит с 27 января по 4 февраля под общим лозунгом оздоровления клубной деятельности, девизом к которой стали слова: «Вместо питейных заведений организуем трезвые клубы! Вместо вина и пива будем употреблять натуральные соки!» По предложению епископа Павла (Дмитровского), общество «Православный миссионер» разрабатывает специальную просветительскую программу: лекцию в школе Льнопрядильной фабрики на тему «Пророки Ветхого Завета — обличители пьянства» (читает о. Ростислав Лозинский); акт трезвости в Народном доме Суконной мануфактуры, где с докладами выступают епископ Павел (Дмитровский), о. Ростислав Лозинский и Михаил Лукканен; затем, в сопровождении световых картин, рассказано об «истинном друге человечества — д-ре Ф.И. Гаазе». Аналогичные тематические встречи были организованы в ивангородской Успенской церкви, а также в Спасо-Преображенском соборе 37.
Для поддержки духовного просвещения государство учредило специализированное правительственное учреждение — Секретариат пограничных земель, который, во-первых, содействовал передаче в руки священников права преподавания Закона Божиего в школах русских сёл Принаровья и Причудья, что дало возможность Церкви напрямую работать с молодёжью в рамках школьной деятельности; во-вторых, тот же Секретариат содействовал определению окладов законоучителям-священникам, чем укрепил материальную базу сельских пастырей; в-третьих, организовал съезд пограничного духовенства в Таллинне, к которому Нарвская епархия присоединила однодневные чтения по методике преподавания Закона Божиего в начальной школе, где законоучители испытывали наибольшие трудности 38.
Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что к 1940 г. в деле духовного просвещения народа между Эстонской Апостольской Православной Церковью и Эстонским государством сложились конструктивные отношения. К сожалению, дальнейший ход истории на десятилетия перечеркнул это позитивное сотрудничество и плодотворное начинание.
Ещё одним новшеством этого периода становится организация при приходе Дамского кружка, основная цель которого — благотворительность. Вообще нужно сказать, что общественная деятельность в городе в то время была чрезвычайно развита, но потребность помогать другим проистекала отнюдь не от изобилия и материального достатка (город в целом жил небогато), а от сострадания и любви к ближнему. Дамы занимались организацией помощи бедным и неимущим слоям населения; в первую очередь, это были обеды и сбор подарков к Рождеству Христову и Святой Пасхе. Причём помощь эта распространялась не только на членов прихода, но и вообще на всех малоимущих горожан. Забота о ближних начинается с учреждения общества «Аbi» («Помощь»), организатором и казначеем которого выступил в 1937 г. о. Ростислав Лозинский. Общество предполагает своей целью помощь людям престарелым, без различения веры и национальности. В столовой ежедневно выдаётся 35 бесплатных обедов (в течение осени и зимы 1937 г. - 2958 на общую сумму в 380,20 крон), содержится она на членские взносы действительных членов общества — по 12 крон в год. Общество насчитывало 116 членов и большое число членов-соревнователей; от них поступало по 3 кроны в год. Кроме этого, общество собирало и отдельные частные пожертвования. Деятельность «Аbi» была нацелена главным образом на наиболее бедную — ивангородскую — часть города.
О начинании прихожан Свято-Троицкой церкви о. настоятель доложил на общем собрании городского духовенства 21 января 1938 г., и это сразу вызвало живой отклик. Владыка Павел (Дмитровский) предлагает организовать помощь для бедных и в центральной части города. Для реализации этого большого и ответственного дела владыка приглашает принять в ней участие приходские Дамские кружки: они, обсудив этот вопрос у себя в приходах, делегируют представительниц на общее собрание для вынесения окончательного решения совместно с духовенством всего города под председательством владыки Павла (Дмитровского) 39.
Вначале это большое дело кажется многим неосуществимым. Больше всего пугает вопрос о необходимых средствах: ведь ежемесячно необходимо изыскивать более 100 крон. Однако организаторы столовой руководствовались словами своего епископа, твёрдо уверявшего: «Господь повелел нам накормить голодного, и я больше верю Христу, чем всякому человеческому расчёту». Дело действительно пошло с успехом. Столовая содержалась заботой всех нарвских православных приходов путём добровольного ежемесячного обложения каждого, кто пожелает оказать помощь нуждающемуся собрату. Ежедневно в столовой получали обед, состоявший из двух тарелок супа с мясом и 200 г хлеба, 26 человек. Современник отмечает: «...мне часто приходилось слышать удивленно-радостные слова сборщиц, говоривших, что они поражены той мягкостью и радостью, с которой люди отзываются на это глубоко христианское дело» 40.
Дамский кружок при Свято-Троицкой церкви организует в приходе сбор пожертвований для поддержки одной столовой в 1938 г., а в следующем году таковых уже три, в том числе и от общества «Abi» 41 . Тот же кружок занимается сбором средств для нужд приходской воскресной школы. Свою лепту в дело благотворительности вносит и администрация фабрик, выделяя к Великим праздникам дополнительные деньги на подарки.
Прихожане не оставляют заботами и ремонт храма и церковное имущество. В течение этих лет было переоборудовано электрическое освещение в храме и парке, реставрированы две иконы, на пожертвования прихожан изготовлены два новых киота в стиле иконостаса, сшиты два подризника, новые парчовые облачения для священника и дьякона к Рождеству; за счёт мануфактуры проведён водопровод в квартиры настоятеля и сторожа, а также осуществлен частичный наружный ремонт храма (покрашены купола и крыша с кокошниками). Не забыт был и первый настоятель храма — по инициативе приходского правления его могилу привели в порядок.
17-18 августа 1935 г.- храм отметил свой 60-летний юбилей. На торжества прибыл митрополит Александр (Паулус). В сослужении с ивангородским и нарвским духовенством владыка отслужил всенощное бдение и заупокойную литию на могиле храмоздателя Александра Штиглица, а наутро — Божественную литургию 42.
Заметим, что о ежегодном поминовении А. Штиглица или А. Половцова в 20-30-х гг. XX в. ничего не известно. Видимо, такой традиции не существовало, однако доподлинно известно, что каждый год, 22 июля, вечером в усыпальнице совершалась панихида на могиле Надежды Михайловны Половцовой. Объявления об этом регулярно публиковались в местной прессе43. Трудно сказать, почему именно Надежду Михайловну в то время выделяли из числа погребённых в крипте.
Последним здесь похоронили, как мы помним, А.А. Половцова, супруга Надежды Михайловны, и был он православного исповедания, а не лютеранином, как А.Л. Штиглиц. Вполне возможно, что её чтили, во-первых, как человека, подарившего храму запрестольный крест в серебряной оправе с эмалевыми украшениями и ковчег, представлявший собой серебряный макет храма с пятью позолоченными главами. Обе вещи имели не только значительную сакральную ценность, но и являлись драгоценными произведениями искусства. Во-вторых, именно Надежда Михайловна являлась наследницей имения и храма на Парусинке, которое от неё перешло к детям. На городском плане 1905 г. парк и дача именовались как «владения Половцовой», поэтому вполне логично предположить, что в молитвах поминать её могли и как благотворительницу, и как благоукрасительницу, и как зиждительницу храма сего. Весьма характерно, что имя Надежды Михайловны продолжало жить не только в молитвах ивангородских рабочих: вплоть до 1939 г. о ней хранили память «надеждинцы», уральские рабочие, трудившиеся на чугунолитейном заводе в городе Надеждинске, названном так в честь Н.М. Половцовой 44.
Безусловно, важным событием тех лет стало и избрание на нарвскую кафедру епископа. В связи с тем, что долгое время церковным властям не удавалось подобрать подходящего кандидата, на Малом соборе Эстонской Апостольской Православной Церкви при рассмотрении устава Нарвской епархии 2 апреля 1937 г. - было выдвинуто предложение о ликвидации епархии из-за нецелесообразности её существования. Тогда же митрополит Александр (Паулус), сделав для собравшихся обзор проблемы замещения кафедры Нарвского епископа, нашёл наиболее подходящей кандидатуру прот. Павла Дмитровского45. Своё мнение по этому вопросу обсуждал каждый приход на своём собрании. Свято-Троицкая церковь предложила священника нарвского Спасо-Преображенского собора о. Павла Дмитровского, заслуженно любимого всеми прихожанами не только в Нарве, но и в Ивангороде. «Наш белый батюшка» — так ласково называли они его за совершенно седые волосы. 8-го июня 1937 г. – в Таллинне состоялось собрание Нарвской епархии, в котором приняли участие делегаты от 26 приходов. Одним из важнейших пунктов повестки дня стало избрание на кафедру протоиерея Павла Дмитровского. Все выступавшие на собрании говорили только в пользу кандидата, и в результате поимённого голосования все 26 приходов 9 июня 1937 г. - избрали себе нового владыку. На следующий день Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви, в присутствии 162 делегатов от 132 эстонских и 26 русских приходов, прослушал выступление митрополита Александра (Паулуса), и 125 голосами «за» и 46 «против» утвердил решение епархиального собрания, избрав на нарвскую кафедру о. Павла Дмитровского. Новоизбранному кандидату в епископы собор пропел троекратное «аксиос», а о. Павел Дмитровский обратился к владыке и всем делегатам собора с благодарственной речью на эстонском языке. Делегатами на епархиальном собрании и соборе от Свято-Троицкого прихода стали о. Ростислав Лозинский (на епархиальном собрании он был избран секретарём) и церковный староста Пётр Андреевич Герасимов 46.
Для подготовки к хиротонии, назначенной на осень, был составлен комитет, в работе которого самое активное участие принимает о. Ростислав Лозинский. Регент хора И.Ф. Архангельский деятельно работал в составе группы церковных регентов — над богослужебным репертуаром и над количественным составом сводного хора: многие певцы из нецерковных хоров изъявили желание принять участие в хоровом пении на хиротонии. Кроме того, необходимо было организовать спевки хора: ожидалось, что хиротония будет транслироваться по радио.
В конце концов, в сводном хоре оказалось 83 певчих, руководили им попеременно И.Ф. Архангельский, И.И. Челпанов, Л.В. и А.Н. Кузьмин47. Хиротония по возведению протоиерея Павла Дмитровского в сан епископа Нарвского и Изборского состоялась 3 октября 1937 г. в нарвском Спасо-Преображенском соборе (накануне там же он был наречен епископом Нарвским и Изборским) 48.
Не остались в стороне от этого важного для епархии дела и прихожане Свято-Троицкой церкви. Накануне хиротонии они сделали денежные сборы, дирекция мануфактур пожертвовала по такому случаю орлецы 49, а певчие хора вошли в состав сводного хора и пели за богослужением. О. Ростислав Лозинский в числе других 22 священников и 6 дьяконов служил за всенощной.
В этом же году епископ Павел (Дмитровский) дважды служил на Парусинке — 12 и 22 декабря 50.
В рассказе о приходской жизни тех лет невозможно обойти молчанием и традицию поминовения воинов северо-западников, погибших в Ивангороде и Нарве от ран и тифа. Православная церковь всегда сугубо поминала усопших и предков в праздник Святой Троицы. Но в 1920-1930-х гг. эта молитва имела особенный смысл. Многим хорошо была памятна трагическая борьба Белого движения за освобождение России от большевиков, защита русскими Эстонии от наступавшей Красной армии и медленная, мучительная гибель Северо-Западной армии в Ивангороде и Нарве. Судьба многих горожан (в том числе и духовенства) была так или иначе связана с судьбой Белого движения. Многие православные глубоко переживали гибель старой России, культуры и Церкви, когда лучшие сыновья России и, главным образом, молодёжь — воспитанники гимназий, юнкерских, коммерческих и кадетских училищ, дети городской интеллигенции и простых крестьян — включились в борьбу за Белую идею, добровольно положив свои жизни за веру и отечество. Идеалы нравственной чистоты, на которых воспитывалась за школьными и гимназическими партами эта лучшая часть русского юношества, боль за оскорблённую Родину, за разрушенные вековые устои жизни, за поруганные алтари, осквернённые святыни подвигли их на это51. Поэтому молитвенное поминовение воинов северо-западников было и признанием их героизма, и своеобразным покаянием, и актом веры в грядущую, новую православную Россию. Фактически лишь Церковь и её чада своей молитвенной жизнью могли хранить и нести через время память о чистоте и возвышенности подвига белогвардейцев; советская идеология объявила их отъявленными злодеями и врагами народа, а эстонскому обществу их судьба была глубоко безразлична.
Призывы не забывать подвиг северо-западников стали появляться в общественном сознании спустя десять лет после их гибели.