Обработка и интерпретация результатов.
По мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей, все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполнения. В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности могут быть:
1. Интерес к заданию.
2. Особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и ее результату.
3. Стремление продолжить работу.
4. Запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи.
5. Овладение иерархией обобщений – усвоение понятий первой, второй и третьей степеней обобщенности, а также абстрактных родовых понятий.
6. Специфика использования детьми системы доступных понятий.
7. Уровень понимания и принятия задания.
8. Качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.
В соответствии с этими оценочными критериями можно выделить три уровня овладения детьми обшей структурой мыслительной деятельности.
Высокий уровень: задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задачу быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребенок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, может сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься.
Средний уровень: задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет.
Низкий уровень: предложением решать задачи заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным заданиям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребенка чаше всего ситуативны. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально.
Для самоанализа, эссе
Список литературы для выполнения заданий с детьми
1. Афонькина, Ю. А.Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет: методики выявления и изучения /Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 83 с.
2. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]: учебник для дефектол. фак. пед. Вузов: рек. М-вом общего и проф. образования РФ /З. А. Репина; М-во соц. защиты населения Свердловской обл., Уральский гос. пед. ун-т. –Екатеринбург: 2008. – 140 с. – Доступна эл. версия в МЭБ. – Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/57/
3. Гейци, Э. Д.Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста: учебное пособие для пед. вузов по курсу "Психолого-педагогическая диагностика детей" /Э. Д. Гейци, В. В. Биндюк, А. С. Хохлова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 568 с.