Основные идеи и принципы образования
Д. Теория глобализации образования в контексте перспективов развития отечественного образования.
Е. Глобализация экономики. . Глобализация образования.
2. Образовательные проекты, экспертиза образовательных проектов.
А. Основные этапы педагогического проектирования. Содержание основных процедур педагогического проектирования.
В Параметры экспертизы образовательных проектов. .
Г. Черты современных образовательных проектов в российском образовании.
Д. Конкурсы образовательных проектов.
А. Причины кризиса современного образования.
Это позволяет выделить причины кризисного развития современного образования:
– переходная модель профильного обучения, в основном, не обеспечивает возможности выбора учеником уровня обучения по непрофильным предметам, темпа их усвоения, форм и сроков контроля;
– сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся;
– недостаточная социальная и профессиональная ориентированность выпускников школ. Их выбор дальнейшего пути, зачастую, случаен, они мало подготовлены для индивидуально и социально эффективного самоопределения;
– недостаточная эффективность социальной и профессиональной адаптации выпускников в условиях новых социальных и профессиональных требований.
Анализ перечисленных причин кризисного развития современного образования позволяет сделать вывод о необходимости его обновления путем пересмотра содержания, изменения организации образовательного процесса, форм и методов обучения, а так же обновления критериальной базы оценки работы образовательного учреждения.
Реформа «сверху» идёт революционным путём – преобразования управления, структуры, организации работы, правовых аспектов. Реформа «снизу» - через эволюционные механизмы затрагивает глубинные аспекты – методические, воспитательные, дидактические. Для этого требуется перестройка сознания, накопление опыта, переподготовки кадров.
Причины кризиса в образовании:
1. Низкая зарплата, отставание от НТП, низкое качество подготовки молодёжи; недостатки в трудовом, нравственном воспитании; формализм в образовании; слабая материально-техническая база учебных заведений.
2. Духовное обнищание общества; снижение авторитета знаний; остаточное финансирование.
Эти причины - следствие доставшихся нам противоречий – общество, занявшись развитием общественных отношений забыло интересы личности.
В основе прогресса должен быть Человек, его нравственная позиция, культура, природосообразность, проф. компетентность. Но рыночная экономика породила: национальные движения, религиозный фундаментализм, терроризм, другие стрессы. Возникла теория «золотого миллиарда» или «глобализации информации», альтернатива которому – «глобализация экономики», нацеленная на возвышение духовного и интеллектуального начал, разумное удовлетворение материальных потребностей.
Изменилось соотношение материального и духовного. Высшую ценность приобретают: квалификация, знания, компетентность, активность. Смена деятельности и повышение квалификации у служащих и инженеров – до 5 раз, у рабочих – до 15 раз.
Новое образование – «компетентность = профессионализм + надпрофессиональные качества».
Парадоксы (стереотипы) школы: «спасибо государству», «школа готовит к жизни», «учитель – центральная фигура в школе», сдельная оплата труда (В.Г.Короленко «Без языка»; времена И.Сталина), школоцентризм, показуха.
Основные идеи и принципы образования
Четыре основных идеи развития образования в России, охватывающие 4 основных субъекта, на которые направлены цели образования: гуманизация(образование – личнсть);демократизация (образование – общество); опережающее образование (образование – производство); непрерывность, вытекающая из рефлексии ( направленности на себя), обозначающая переход к конструкции «образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».