Тема 8. Диагностико-прогностическая система педагога дополнительного образования
Социально-педагогическая диагностика - специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.
Для социального педагога на этом этапе характерно:
1) Стремление как можно лучше и полнее познать индивидуальность объекта социально-педагогической работы. Его интересует, в частности, информация:
- о патологии, характерной для объекта работы: характер патологии и ее причины; динамика развития и проявления патологии на период работы с ним (прогрессирующая, стабильная, переменная и пр.); перспективы развития патологии, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации, показания и предупреждения, и др.;
- об индивидуальном потенциале клиента, на который можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в преодолении или снижении уровня патологии; компенсационные, коррекционные и прочие возможности клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности объекта в целом, и др.;
- об индивидуальных возможностях объекта в самосовершенствовании, преодолении своих социально-педагогических проблем: мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем; позитивный опыт самостоятельного решения тех или иных проблем; активность и настойчивость в работе над собой, и др.;
- о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;
- об особенностях развития и воспитания в целом;
2) стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности влияния на клиента;
3) стремление определить социально-педагогические возможности среды жизнедеятельности клиента:
- осознаваемая и (или) неосознаваемая позитивная и (или) негативная роль среды в решении социально-педагогических проблем клиента;
- возможности повышения позитивной социально-педагогической роли среды в работе с клиентом;
- участие в социально-педагогической работе с клиентом лиц из его непосредственного окружения;
4) стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники. Опираясь на источники, социальный педагог собирает в каждом конкретном случае необходимую первичную информацию, на основе которой принимается решение о диагностической деятельности. Главные задачи ее:
- получить наиболее полную информацию, необходимую для постановки диагноза и обеспечения квалифицированной реализации последующих этапов (подэтапов) общей социально-педагогической технологии работы с клиентом;
- уточнить социально-педагогические проблемы клиента;
- подготовить необходимую информацию для прогностической деятельности.
Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).
Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, исследуя социальную ситуацию развития детей, необходимо опираться на соответствующие исследования, характеризующие ее сущность; изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности.
На основе теоретического представления о предмете диагностики у социального педагога формируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ "Я", труднообучаемость, трудновоспитуемость и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники).
За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования - это способы полученися и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой.
Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:
1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.
2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.
4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.
6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.
Социально-педагогическое прогнозирование. Такая деятельность в каждом социально-педагогическом учреждении своя и в работе социального педагога индивидуальна. Ее назначение - выявить, что реально в данной ситуации можно решать (пытаться решать) на начальном этапе социально-педагогической работы с клиентом, т.е. определить прогнозируемую цель зоны ближайшего развития, воспитания, коррекции развития, педагогической реабилитации и пр.
Прогнозирование возможного социально-педагогического развития, воспитания человека - один из наиболее сложных этапов деятельности социального педагога. Особенности его определяются характером социально-педагогической проблемы, имеющимся материалом для прогнозирования (исходным и контрольным), опытом специалиста в прогностической деятельности. Результат прогнозирования в значительной степени основан, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности объекта, необходимой социальному педагогу, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социально-педагогической деятельности. По результатам прогностической деятельности социальный педагог делает выводы, которые включают:
- описание перспектив возможного индивидуального, индивидуально-коррекционного развития, воспитания;
- формулирование социально-педагогической проблемы (социально-педагогических проблем) клиента.
В соответствии с данными прогноза возникает следующая проблема - определение реальной цели социально-педагогической работы и способа ее реализации посредством целевой технологии.
Выбор целевой социально-педагогической технологии. Анализ деятельности специалистов позволяет определить те сведения, которые необходимы ему для выбора наиболее оптимальной технологии для конкретной ситуации. К ним следует отнести:
- прогнозный материал социально-педагогической работы с клиентом;
- индивидуальные особенности клиента - данные диагностической работы с ним (недостатки, предостережения, позитивный потенциал, активность в работе над собой и др.). В каждой ситуации эти особенности определяются конкретными факторами;
- варианты социально-педагогических технологий решения подобных социально-педагогических проблем (банк технологий);
- профессиональные особенности и возможности субъекта (субъектов) реализации технологии;
- особенности условий реализации технологии.
В каждой ситуации эти сведения могут дополняться в зависимости от реальных потребностей специалиста, осуществляющего выбор наиболее оптимальной технологии.
Социальный педагог на основе диагностико-прогнозного материала и в соответствии с личностным пониманием социального заказа (своей роли в социально-педагогической работе с клиентом), знанием индивидуальности объекта, своих педагогических возможностей, условий предстоящей деятельности определяет цели и задачи целевой технологии.
Цель социально-педагогической технологии и процесса ее реализации показывает, к чему может стремиться социальный педагог в данной ситуации.
Задачи - это то, что ему необходимо решить для ее достижения.
Цель подразделяется на ближайшую и последующую. Ближайшая цель - это возможная зона ближайшего развития и воспитания. Она позволяет подготовиться для достижения малого, но реального и создать условия для целесообразного построения последующей деятельности по разработке способов достижения прогнозируемой цели социально-педагогической работы с клиентом. Каждая последующая цель предусматривает возможность более полного решения социально-педагогических проблем клиента. Разделение целей на ближайшую и последующие позволяет специалисту в большей степени индивидуализировать всю свою социально-педагогическую работу с конкретным человеком.
Для этого специалист прибегает к социально-педагогическому моделированию. Знание способов решения социально-педагогических проблем (различных целевых технологий деятельности) позволяет социальному педагогу обеспечивать эмпирическое построение модели по требуемому варианту. Дальше следует сравнение модели с вариантом целевой технологии, позволяющее социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант. В случае, если социальный педагог не может выбрать соответствующий ситуации вариант целевой технологии, ему предстоит либо корректировать имеющуюся у него технологию, либо разрабатывать новую. Для начинающего специалиста, как правило, такой проблемы не возникает. Он начинает реализовывать имеющуюся целевую технологию и по ходу ее реализации уточняет и дорабатывает, если у него хватает смелости и творчества в работе. В противном случае работа носит характер проб и ошибок. С приобретением опыта формируется и творческое отношение к выбору целевой технологии.
Далее следует непосредственная подготовка к реализации выбранной целевой технологии практической работы. Такая подготовка включает:
- анализ выбранной целевой технологии (способ практической деятельности по достижению цели);
- выделение материальных, технических, методических и организационных аспектов целевой технологии;
- решение выделенных проблем подготовки целевой технологии;
- согласование элементов целевой технологии по обеспечению их наиболее полного взаимодополнения;
- апробацию некоторых методик либо всей методики (выбранной целевой технологии);
- при необходимости внесение корректив в методику (технологию) практической деятельности;
- планирование исполнительской деятельности по времени, месту;
- подготовку клиента к работе с ним;
- постановку задач практической работы перед исполнителями.
Для реализации данной технологии специалисту необходимо иметь определенную информацию. К ней относятся:
- сама технология с описанием ее материального, технологического, организационного и методического обеспечения;
- профессиональные и методические возможности субъектов реализации целевой технологии;
- подготовка объекта к реализации целевой технологии;
- потенциал среды реализации целевой технологии.