Развитие зрительного восприятия
-Посмотрите на рисунки и догадайтесь, что художник забыл нарисовать.
2. Звуковой анализ слова ЛЕБЕДЬ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Однажды гномы в пещере нашли клад. Что-то было спрятано в огромном железном сундуке. Как вы думаете, что? ДЕНЬГИ
|
- Произнесите четко слово, чтобы мы услышали все звуки, которые есть в этом слове.
- Сколько всего звуков в слове ДЕНЬГИ?
- Назовите первый звук, обозначьте его фишкой. Какую фишку вы поставили на схему? (Зеленую) Почему? (Звук ДЬ мягкий)
- Обозначьте второй звук, назовите его. Что вы можете сказать о звуке Э? (Гласный звук, обозначается красной фишкой)
- Какой звук стоит на третьем месте? (Звук НЬ). Как его нужно обозначить? Почему?
- Что вы скажите о четвертом звуке? (Это звук ГЬ, он согласный, мягкий, обозначим его зеленой фишкой)
- Какой звук последний? (Звук И, гласный звук)
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов?
- Поставьте ударение в слове ДЕНЬГИ. Назовите ударный слог.
- Прочитайте слово.
- А сейчас снимите все фишки со схемы и поставьте снова в таком порядке:
НЬ, ГЬ, И, Э, ДЬ
- Чем отличается схема слова песни от составленных нами раньше? (В ней три мягких согласных и нет твердых согласных)
3. Подбор слов с заданным ударным слогом. Дидактическая игра «Дети, в школу собирайтесь!»
Карандаш:
- Ребята, совсем скоро вам пойдете в школу. А знаете ли вы, какие учебные вещи нужны в школе? (ТЕТРАДЬ, АЛЬБОМ, КНИГИ, РУЧКА, МЕЛ, ЛАСТИК, УКАЗКА, ЗАКЛАДКА, КРАСКИ, КЛЕЙ, ЛИНЕЙКА, ФЛОМАСТЕР, БЛОКНОТ, ДНЕВНИК и т.д.)
- Я придумал для вас игру. Нужно собрать учебные вещи в два портфеля. В один портфель положим те картинки, названия которых состоят из двух слогов, в другой - названия предметов, состоящие из трех слогов. (Вызываются два ребенка, между которыми устраивается соревнование. Сигналом к началу соревнования служат слова педагога: «Дети, в школу собирайтесь!».
- Ребята, почему никто не положил в портфель МЕЛ, КЛЕЙ? (Эти слова состоят из одного слога).
Далее рассматриваются картинки, попавшие в первый и второй портфели отдельно. Дети ставят ударение в словах, определяют ударные слоги, первый и последний звуки в словах, выделяют в каждом слове гласные и согласные звуки, дифференцируют согласные по признаку твердости-мягкости.
4. Сравнение слов-квазиомонимов, выделение различающихся звуков. Дидактическое упражнение «Услышь отличие»
- Мы с Карандашом будем называть два слова с похожим звучанием, а вы определите, какими звуками они отличаются.
ДОМ - ДЫМ РАК - МАК РУКИ - РАКИ ЛУК - СУК
ВОЗ – ВЕЗ
5. Определение первого и последнего звука в словах. Дидактическая игра «Звуковые паззлы» («Звуковая мозаика»)
Подбирается три варианта сочетаний первого и последнего звука в словах. Например: М-А, Р-А, К-К. К каждому варианту относятся 4 картинки-паззла с изображением предметов на данное сочетание начального и конечного звуков: М-А - МАШИНА, МАЛИНА, МИШКА, МУХА; Р-А – РАДУГА, РАМА, РОМАШКА, РАКЕТА; К-С – КОКОС, КОЛОС и т.д. Каждая из картинок нарисована на отдельном паззле. Если правильно подобрать все картинки на один вариант сочетания, то паззлы образуют на обратной стороне изображение геометрической фигуры (по ней дети осуществляют самоконтроль)
|
| |||||
| |||||
| |||||
6. Постановка ударения в словах. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
-Ребята, оказывается иногда правильно поставить ударение в словах очень трудно. И некоторые люди ставят ударение неправильно. Я буду произносить одно и то же слово по-разному. Определите, когда я неправильно поставила ударение в слове и исправьте ошибку.
АЛФАВИТ ДОКУМЕНТ КИЛОМЕТР КОМБАЙНЕР МАГАЗИН МЕЛЬКОМ МОРКОВЬ ПОРТФЕЛЬ СЛУЧАЙ СТОЛЯР СВЕКЛА ЩАВЕЛЬ
ЗВОНИШЬ РЕМЕНЬ
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Поросята»
ДВА ПУХЛЫХ ПОРОСЕНКА
КУПАЮТСЯ В ПРУДУ (два больших пальца, опущенных вниз, вращаются на
поверхности стола)
ДВА ЛОВКИХ ПОРОСЕНКА
ИГРАЮТ В ЧЕХАРДУ (два указательных пальца «перескакивают» друг через
друга)
ДВА СИЛЬНЫХ И ВЫСОКИХ
ИГРАЮТ В БАСКЕТБОЛ (два средних пальца поднимаются и опускаются
несколько раз: «подбрасывают мяч»)
ДВА САМЫХ БЫСТРОНОГИХ
БЕГУТ ГОНЯТЬ В ФУТБОЛ (два безымянных пальца скользят, изображают,
как толкают мяч)
ДВА МАЛЕНЬКИХ, ВЕСЕЛЫХ
ТАНЦУЮТ И ПОЮТ (два мизинца «скачут» по поверхности стола)
ПОТОМ ВСЕ ПОРОСЯТА
ОБЕДАТЬ В ДОМ ИДУТ (пальцы «шагают» по столу)
8. Формирование графических навыков.Прописывание росчерков
Занятие 33.
Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов
a учить детей проводить звуковой анализ слов, упражнять в подборе слов с заданными звуками, подсчете количества звуков в словах; развивать способность к осуществлению звукового синтеза, учить детей образовывать новые слова путем перестановки слогов в ключевом слове; упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке.