Критерии сравнения | Моторная алалия | Сенсорная алалия |
Восприятие речи | Сохранно на перцептивном уровне | Грубо нарушено |
Понимание речи | Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего |
Слуховое внимание | Сохранно | Нарушено |
Эхолалия | Отсутствует | Присутствует |
Повторение услышанного | Затруднения в повторении слова, фразы | Повторение без понимания смысла проговоренного слова |
Коммуникация | Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) | Нежелание (и невозможность) вступать в общение |
Мимико-жестикуляторная речь | Активное использование жестов, выразительная мимика | Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики |
Наличие компенсаторных средств | Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» | Отсутствие компенсаторных средств |
Динамика улучшения речи | Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании | Крайне низкий темп при направленном формировании речи |
Моторная алалия и нарушения слуха
Критерии сравнения | Моторная алалия | Нарушения слуха |
Слух | Слуховая функция сохранна | Слуховая функция нарушена |
Спонтанное овладение речью | Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя речь ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) | Вне специального обучения речь не формируется |
Экспрессивная речь | Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний | Отсутствие экспрессивной речи |
Просодические компоненты речи | Сохранны (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) | Нарушены |
Мимико-жестовая речь | Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями | Активно используется, но вербально не сопровождается |
Моторная алалия и задержка речевого развития
Критерии сравнения | Моторная алалия | Задержка речевого развития |
Темп овладения речью | Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическими проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность |
Спонтанное усвоение языка | Самостоятельно не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Самостоятельно может усвоить некоторые нормы родного языка |
Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов, он смешивает квазиомонимы | Хорошее понимание обращенной речи; в речи отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов |
Экспрессивная речь | Нарушена программа высказывания. Стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль). Аграмматизм. С накоплением словаря аграмматизм усиливается | Есть программа речевого высказывания. Отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы, аграмматизм |
Особенности динамики в коррекционной работе | Невозможность преодоления дефекта без коррекционного воздействия. Возможны остаточные явления в школьном возрасте | Способность к самостоятельному овладению речевыми обобщениями. Спонтанное преодоление речевой недостаточности. Коррекция направлена на звуковую сторону речи. Преодоление речевой недостаточности к школе |
Анаттомо-физиологические особенности | Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер | Нарушения ЦНС носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдается |
Особенности психической деятельности | Иногда нуждается в преодолении речевого негативизма | Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |
Наши рекомендации