На какую часть тела ни воздействовал бы кинестетический стимул, он воздействует на все тело человека.
Важный принцип, установленный Айрес, гласит: не работать с теми областями, которые испытывают дефицит, а подводить под них основание, опираясь на «умения» ребенка. Основываясь на том, что он уже умеет делать, мы можем воздействовать на проблемные области, не нанося ущерба его уверенности в себе.
Ребенок начинает собирать кинестетическую информацию уже в утробе матери.
Поначалу, сталкиваясь только с сопротивлением околоплодных вод, он ощущает легкое напряжение мышц, сухожилий и суставов. После четвертого месяца он соприкасается со стенками матки, рефлекторно отталкивается от них ручками и ножками: опыт восприятия давления становится богаче. По мере роста тела пространство вокруг ребенка сужается, он сворачивается, и испытывающие давление плоскости становятся обширнее.
Сосание пальчика, начинающееся на третьем месяце беременности, позволяет ребенку стимулировать кинестетическое восприятие тянущими движениями.
Как вы могли убедиться, проделав небольшую последовательность упражнений, стимулы кинестетического восприятия всегда воздействуют на человека целиком.
В первый день четырехгодичного курса обучения методу Фельденкрайза студенты ложатся на пол и исследуют влияние сосательного движения на скелет, а также иные взаимосвязи. Лично меня поразило, какое огромное воздействие оказывает сосание на челюсть, затылок, плечи и всю область бедер. Поэтому в своих терапевтических занятиях я целенаправленно использую бутылочки с соской. И они действительно приносят пользу.
Самым важным этапом формирования кинестетического восприятия в утробе матери становится процесс рождения, для матери - не самый приятный опыт в сфере «сдавливания и растягивания». Для ребенка - напротив: если роды протекают благополучно, это важная пробуждающая и предупреждающая фаза подготовки к миру воздуха и света. Я уверена, что если бы для ребенка не было так важно протиснуться сквозь маленькое отверстие, премудрая мать-природа создала бы женщину с застежкой-молнией.
В отличие от тактильной кинестетическая информация воспринимается в глубине тела: мышцами, сухожилиями и суставами. Организм человека всегда может воспользоваться кинестетической информацией, если она пополнялась регулярно и должным образом.
Для чего нам нужно кинестетическое восприятие?
После «эксперимента с давлением» на своих занятиях по повышению квалификации я обычно слышу в ответ: «Это интересно, бодрит, помогает сосредоточиться». Эти же ответы я читаю и на лицах участников.
Интерес, бодрость и внимание! Три основные предпосылки для успешного обучения.
Получается, что детям, о которых мы печемся, как раз их и не хватает?
Из простых экспериментов мы можем еще кое-что узнать о кинестетическом восприятии.
Пример
Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой.
Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глазами попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела.
Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощущает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо.
Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответствующим отделам захлестывающие их впечатления.
Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки.
Можно привести и другой пример. Помните игру «Испорченный телефон»? Мы играли в нее, когда были детьми: шепчешь слово на ухо соседу, а он должен повторить его следующему участнику игры. Замыкающий цепочку всегда произносит совсем другое слово под всеобщий громкий смех.
То, что доставляло нам так много удовольствия, у детей с нарушениями сенсорной интеграции вызывает скорее вспышки гнева или уход в себя.
Вспомните наш небольшой эксперимент с равновесием и зрительным контролем в позе стоя на одной ноге. Когда глаза закрыты, на первый план выходит кинестетическое восприятие, замещающее визуальный контроль. В суставах стопы, как в командном центре, вы почти «слышали» приказы восстановить равновесие. Попробуйте проделать все это еще раз и прислушайтесь к суставам стопы. Чем грубее приказы продолжить или остановить движение, дернуться вправо или влево, тем больше вы начинаете качаться. Чем точнее приказы, тем более твердо и легко вы стоите на одной ноге с закрытыми глазами. Это свидетельствует о хорошей кинестетической информированности.
Чем лучше развита наша кинестетическая информированность, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. (Разумеется, в тесной связи с тактильной и вестибулярной системами.) Мы ни на что не наталкиваемся.
Наверняка вам знакома такая ситуация: вы уже вполне созрели для отпуска и начинаете регулярно ударяться о знакомый угол стола. Или ключи все чаще падают из рук при попытке отпереть дверь.
Еще один пример - парковка машины. Если мы недостаточно четко ощущаем свое собственное тело, мы никогда не научимся парковать машину. Каждый раз это будет требовать больших усилий или вовсе не будет удаваться. Машина не становится продолжением нашего тела, и только путем мыслительной компенсации, к примеру, с помощью логической формулы, нам, может быть, удастся добиться успеха. Чтобы автоматизировать этот процесс, почувствовать его, нужно улучшить телесное восприятие, в особенности - кинестетическое. (Несколько месяцев назад мне прислали двух учеников из школы вождения, чтобы с моей помощью они научились лучше водить машину.) (Фото 12).
Подобным образом происходит и обучение письму. Нам нужно уметь ориентироваться в пространстве, различать соотношение линий, чтобы составить из них букву и перенести ее на бумагу, поместив в нужном месте между другими буквами (фото 13). Распознавание образа тесно связано с кинестетической информацией. Важным условием для этого является уравновешенное положение сидя, а не постоянное шатание в разные стороны, провоцируемое жаждой движения и более полного ощущения своего тела.
Было бы неправильно делать из этого вывод, что если запретить непоседе дергаться, он станет лучше писать. Непоседе придется - в угоду вам или от страха быть наказанным - сосредоточивать все свое внимание на том, чтобы сидеть смирно. На письмо его уже не хватит. Попытка сделать его движения ритмичными с помощью стула-мяча (или подушки-мяча) дает результаты получше, но этого хватает лишь на несколько занятий. Для того чтобы добиться постоянного улучшения, этим детям нужна терапия базовых ощущений.
С помощью кинестетической информации мы можем разбивать движение на так называемые промежуточные ступени. Здесь нам также нужна возможность исключать из движения те или иные части тела.
Пример
Поставьте стул и попробуйте очень медленно сесть на него. Приостановитесь в процессе движения, снова приподниметесь, задержитесь на минуту. В группе всегда находится кто-то, кто в последний момент «роняет» себя на стул.
Для того чтобы остановиться в ходе движения, повернуть его вспять и снова остановиться, требуется напряжение всех базовых видов чувствительности. Те же элементы присутствуют в письме от руки, да, собственно, и в любом хорошо скоординированном движении.
В фильме «Исчезновение чувств»[9] Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие.
Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружающих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармонично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус колеблется между очень высоким и очень низким. Ему не хватает золотой середины.