Методы педагогического исследования. По уровню исследования эмпирические теоретические математические изучают педагогический опыт
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
По уровню исследования | |||||
эмпирические | теоретические | математические | |||
изучают педагогический опыт служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу | служат для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. | Выявление количественных характеристик изучаемых явлений служат для получения информации о количественных признаках объектов, организмов или событий | |||
По этапам проведения научного исследования | |||||
организационные методы | методы сбора данных | методы обработки данных | интерпретационные методы | ||
Используются на начальном этапе педагогического исследования, позволяют изучить исходное состояние объекта исследования. | Применяются на собственно-экспериментальном этапе исследования, максимальное разнообразие методов. | Необходимы на аналитическом этапе исследования для выявления закономерностей, уровня изменений, замера результатов исследования. | Различные виды аналитической деятельности помогающие сделать теоретические и практические выводы по результатам проведенного исследования. | ||
Методы педагогического исследования
(по этапам проведения научного исследования)
1. Методы организации исследования Организационные методы определяют общую стратегию исследования | - комплексный (изучение педагогического объекта как системы); - сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); - лонгитюдный(выявление изменений в течение длительного времени). |
2. Методы сбора данных Эти методы направлены на изучение педагогического опыта | - выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение; - самонаблюдение, самоанализ; - беседа; - интервьюирование; - анкетирование; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - педагогический консилиум (групповой экспертный анализ)как обсуждение и принятие коллективного решения; - экспертные оценки; - анализ педагогической документации; - анализ и оценка результатов учебной деятельности(выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); - педагогическое тестирование(контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); - педагогический эксперимент; - сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); - праксиметрические методы(хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись). |
3. Методы обработки данных | - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные(теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение). |
4. Методы интерпретации и оценки данных | - теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции); - сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); - каузальный(констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); - структурный (выявление структурных элементов); - системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определение факторов, их роли и влияний); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы). |