Мотивы, познавательные интересы младших школьников.
Мотив - это внутреннее побуждение человека к определённому виду активности (деятельность, общение, поведение), которая связана с удовлетворением определенной потребности.
Мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают личностную направленность.
Учебная деятельность всегда поли мотивирована. В системе обучающих мотивов существуют внешние и внутренние мотивы. К внутренним относится собственное развитие в процессе учения; действия вместе с другими и для других; познание чего-то нового и неизвестного. Понимание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс обучения как возможность самого общения являются естественными и полезными в обучающем процессе, но их уже нельзя относить полностью к внутренней форме мотивации. Еще более выделены внешними факторами такие мотивы, как вынужденное поведение; учение ради лидерства и престижа; стремление всегда быть в центре внимания. Такие мотивы, зачастую, оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Более резко выражены внешние факторы в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Интерес к учебной деятельности у детей развивается благодаря любопытству и любознательности, с включением механизмов внимания.
Формирование познавательного интереса у младших школьников начинается с начала обучения в школе. Только после того, как у учеников появится интерес к результатам и достижениям своего учебного труда, начнет формироваться интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Благодаря этому, у некоторых школьников формируются мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебной деятельности. Учитель должен добиваться того, чтобы ученики осознали общественное значение учебного труда .
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний связано с переживаниями учеников и чувством удовлетворения от своих достижений.
На первых годах обучения у младших школьников довольно быстро развиваются все способности, особенно познавательный интерес. Изначально просыпается интерес к отдельным фактам и изолированным явлениям , затем интерес, связанный с раскрытием каких либо причин и закономерностей. Если же первоклассники и второклассники интересуются, «что это такое?», то уже более старшие типичными вопросами становятся «почему?» и «как?».
С 3 класса начинает происходить разделение учебных интересов.
Конечно, младшие школьники способны логически мыслить, но стоит помнить, что этот вопрос склонен к обучению, опирающемуся на наглядность.
Мышление ученика в начальных классах обучения отличается эгоизмом, особой умственной позицией, которая обусловлена отсутствием знаний, необходимых для решения определенных проблемных ситуаций. У младших школьников, из-за отсутствия систематических знаний, доминирует логика восприятия. Ученику, например, будет сложно оценить одинаковое количество воды, песка и т.д. как равное, когда на его глазах будет происходить изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. В тоже время, в начальной школе ученики уже могут мысленно соотносить отдельные факты и связывать их в целостную картину. Познавательная деятельность ученика, которая направлена на исследование окружающего мира, строит его внимание на исследуемых объектах достаточно долго, пока не пропадет интерес. Так же ребенок может уделять долгое время продуктивной деятельности (рисование, конструирование, изготовление поделок). Но такие результаты сосредоточенного внимания - это выявление интереса к тому, чем занимается ребенок.
Младшие школьники могут сами планировать свою деятельность. При этом они словесно проговаривают последовательность выполнения той или иной работы. Разумеется, планирование организует внимание детей. Но в начальной школе преобладает непроизвольное внимание учеников. Ученикам очень трудно сосредоточиться на однообразной деятельности. Отключение внимания спасает от переутомления. Такая особенность внимания является основанием для внесения в занятия элементов игры и частой смены форм деятельности. Удерживание внимания на интеллектуальных задачах требует огромных усилий воли и организации высокой мотивации. В начальных классах ученик в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ученика предъявляются особенные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.
Ученик, у которого достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей. Участие родителей играет очень важную роль при использовании нестандартных форм урока.