Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях

1. Понятие малой группы, условия развития.

2. Стадии развития группы и динамические процессы данных стадий.

3. Классификация малых групп.

4. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость.

5. Структуры малой группы.

Вопросы для обсуждения, задания, тест

1. Какая стадия развития группы вам кажется наиболее важной почему?

2. Какова роль социометрической структуры группы?

3. Докажите на примере своей учебной группы влияние положительного социально-психологического климата на динамику групповых процессов.

4. Объясните, какие из перечисленных групп можно считать формальными, а какие – неформальными: государство, семья, студенческая группа, группа друзей, политическая партия, лица одной национальности, трудовой коллектив, туристическая группа, посетители одного клуба, мафия, спортивная секция, очередь в магазине.

5. Приведите свои примеры формальных и неформальных групп.


Тест

Определите, какие их перечисленных характеристик развития группы относятся к 1) первой стадии, 2) во второй стадии, 3) к третьей стадии

Характеристики стадий развития группы
1. Команда хорошо подобрана и функционирует      
2. Основной импульс развитию группы задается руководителем или наиболее харизматичным ее членом (лидером)      
3. Отношения между членами группы принимают устойчивый характер      
4. Членам группы интересно общаться между собой, их моральный дух высок - все заинтересованы в предстоящей работе      
5. Идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает складываться общее мнение, групповые настроения и атмосфера способствуют решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях      
6. Группа становится общностью, объединенным общими целями, направленными на конечный результат      
7. Формируются микрогруппы, неформальное лидерство, коммуникативная компетентность, дифференциация и персонификация групповых ролей: профессиональное разделение труда, при котором активность неоднородна, но каждый член группы вносит посильный вклад в совместную работу      
8. Производительность труда в группе невысока, поскольку ее члены не осознали своих задач и полномочий      
9. Членам группы известны ценности, единые цели и персональный круг ответственности каждого      
10. Члены группы ведут интенсивные дискуссии, выдвигают различные аргументы, могут возникнуть конфликты      

Темы докладов и рефератов

1. Особенности поведения человека в группе и его влияние на социально-психологический климат.

2. Формирование традиций малой группы.

3. Роль группового мнения, настроений и устремлений в динамике групповой деятельности.

Литература: 3, 8, 14, 16, 27, 50, 72, 77

Раздел III Психология управления

Тема 10 СИСТЕМНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы

Психология управления – это система знаний о закономерностях управленческих отношений в процессе профессиональной деятельности; законы, методы и средства управления деятельностью и поведением членов организации (группы) в управленческом процессе. Объект исследования психологии управления - организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, разделяющим ее миссию и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и другими требованиями.

Предмет исследования психологии управления: 1) управленческая деятельность; 2) управленческие отношения в группе и организации; 3) личность работника, группа, организация в процессе управленческой деятельности и управленческих отношений.

Основные направления психологии управления на современном этапе: 1) 2) психология личности и деятельности руководителя; 3) психологические проблемы взаимодействия и взаимоотношений руководителя (лидера) и подчиненных (последователей); 4) психологические проблемы подбора руководящих кадров; 5) функционально-структурный анализ управленческой деятельности; 6) социально-психологический анализ производственных групп и коллективов и взаимоотношения в них людей; 7) психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров и др.

Управление – это совокупность целенаправленных воздействий руководителя на коллектив и отдельных работников и координация их деятельности по эффективной реализации миссии, целей и задач организации в процессе определенных хозяйственных ситуаций. Процесс управления - система, состоящая из управленческих функций (операций): 1) анализ и оценка хозяйственной ситуации; 2) планирование (долгосрочное, краткосрочное, оперативное); 3) ориентация и диагностика текущей микроситуации; 4) выработка (постановка цели, установление и выделение критериев, выработка и сравнение альтернатив, определение и оценка риска) и принятие управленческих решений; 5) построение программы действий; 6) организация передачи решений на исполнение; 7) контроль, оценка и коррекция текущих и конечных результатов.

Эффективность процесса управления исследуется в психологии управления с двух позиций: 1) насколько он адекватен объективному положению дел и динамике хозяйственной ситуации и 2) как реагируют на процесс управления субъекты исполнения.

Психологизация современного менеджмента заключается в теоретическом осмыслении и практическом применении функциональными и линейными руководителями важнейших аспектов сферы управления на основе системного психологического подхода.

Данный подход включает: 1) понимание природы управленческих процессов; 2) знание основ организационной структуры; 3) четкое представление об основных принципах и стилях управления, а также способах повышения эффективности управления; 4) знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом; 5) знание эвристических методов решения творческих задач; 6) компетентность в управлении людьми, подборе и соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации; 7) умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений; 8) четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.

Системный психологический подход в управлении связан с принципами процесса управления:

1. принцип инструкции: управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.

2. принцип близости: вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли;

3. принцип оперативности: руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действия оцениваются им;

4. принцип воспитания: руководитель должен постоянно воспитывать подчиненных – словом и делом;

5. принцип делегирования: делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остается за руководителем;

6. принцип терпения: во взаимоотношениях с подчиненными руководитель должен проявлять терпение;

7. принцип ответственности: работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.

Системный психологический подход в управлении основан на необходимости учета законов, определяющих динамику психических процессов, межличностных отношений, группового поведения в организованной деятельности людей:

1. Закон неадекватности отображения человека человеком: ни один человек не может познать другого с точной степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека и его непрерывного развития. В разные моменты жизни человек может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, мотивационно-волевого решения, осознанно или неосознанно защищать себя от попыток манипулирования. С данным законом связаны: 1)принцип универсальной талантливости: нет неспособных людей, есть люди, занимающиеся не своим делом; 2) принцип развития: способности развиваются в процессе изменения условий жизни человека, повышения его образования и интеллектуально-психологических тренировок; 3) принцип неисчерпаемости: ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной.

2. Закон неопределенности отклика: разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

3. Закон самосохранения: ведущим мотивом социального поведения человека в процессе деловых межличностных отношений является сохранение его личного социального статуса, личной самостоятельности, чувства собственного достоинства.

4. Закон компенсации: при высоком уровне требований деятельности или социальной среды к человеку недостаток каких-либо способностей всегда компенсируется другими способностями или навыками.

5. Закон расщепления смысла управленческой информации: любая управленческая информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления под влиянием различий интеллектуального развития, психического состояния в момент получения или передачи информации.

Системный психологический подход к менеджменту способствует реализации одного из принципов Системы менеджмента качества для руководства и управления организацией применительно к качеству (СМК ISO 9000-2006), который означает, что идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

Наши рекомендации