VIII. Самостоятельная работа

— Составьте и запишите словосочетания, употребив имена существительные из скобок во множественном числе.

1 вариант

У новой (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки ), ветви (черешни), герои (басни), пять ( простыни), килограмм (сливы),чашки без (блюдца), продажа (полотенца), чехлы от (кресла).

2 вариант

Много (дела), выбор (места), удаление (пятна), умножение (числа), движение (трамваи), стая (голуби), лезвие (ножи), свистки (сторожа), крыши (сараи), десять (апельсины)

IX. Рефлексия

—Как определить падеж имен существительных во множественном числе? (По вопросу, предлогу, роли в предложении)

- Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего рода в именительном падеже множественного числа?

— Вспомните правила обращения с книгой.

Домашнее задание

Упр. 208, с. 126.

Урок 43. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе (2 урок)

Цели:упражнять в написании падежных окончаний имен существительных во множественном числе; развивать. орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою странy.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

II. Орфографическая разминка

Песня о Родине

Эта ш..рь, эта даль заревая, Эти горы, л..са и ..зера,

Эти травы, хл..ба и цв..ты, Эти реки, д..роги, м..сты,

Эта радость от края до края — Этот свет неогля..ных просторов —

Это ты, м..я Родина, ты! Это ты, м.,я Родина, ты!

И. Садофьев

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Определите падеж имен существительных, употребленных во множественном числе, выделите в них окончания.

— Что для вас означает слово «Родина»?

—Назовите однородные члены предложения. Чем они являются в предложении? На какие вопросы отвечают?

— Сделайте звуко-буквенный анализ слова заревая.

I. Чистописание

Родина Отчизна Отечество

— Подберите к словам однокоренные. '

— Почему мы нашу страну называем отечеством? (Потому что в ней жили наши отцы.)

— Почему мы нашу страну называем Родиной? (Потому что в ней для нас все родное.)

— Почему мы зовем родину матерью? (Потому что родина кормит нас своим хлебом, поит своей водой, учит своему языку, защищает и бережет нас от всяких врагов. «Много есть на земле стран, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина» (К. Ушинский).)

Родину не выбирают — Родину с жизнью дают. Пусть нас враги убивают — Родину в нас не убьют.

Е. Евтушенко

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Обозначьте число, падеж имен существительных.

— Объясните, как вы понимаете значение последних строк.

— Объясните значение пословиц: «Каждому соловушке мила своя сторонушка», «Для Родины своей жизни не жалей!».

IV. Работа с учебником

Упражнения в написании падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

1. Упр. 209, с. 127.

2. Упр. 210, с. 127.

— Что для птиц страшнее: холод или голод?

— Чем вы помогаете зимой нашим пернатым друзьям?

Физкультминутка

3. Упр. 211, с. 127. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

4. Работа с текстом:

Белорусия багата чюдесными жывописными мистами. Здесь природа удачьно соединила халмистые ландшафты, речьные долины, задумчивые лиса, шырокие паля. А среди них, как бусы расыпала азера.

Н. Деленковский

— Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.

— Обозначьте падеж имен существительных в форме множественного числа, выделите в них окончания.

— Подчеркните однородные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Чем являются в предложении?

— Определите склонение выделенных имен существительных.

5. Работа с деформированным текстом:

1) В реках встречаются форель, хариус. 2) Богат и разнообразен животный и растительный мир Налибокской пущи! 3) Здесь растут береза, осина, ольха, ель, верба, рябина. 4) Хорошие условия здесь для диких свиней, бобров, зайцев, выдр. 5) Много черники, голубики, малины, брусники, клюквы.

— Расставьте предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

— Подчеркните в словах изученные орфограммы, объясните их написание.

— Обозначьте падеж имен существительных в форме множественного числа, выделите в них окончания.

— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. Определите их роль в предложении.

Физкультминутка

6. Работа с текстом:

1) Беловежская, на, пущ.., километров, тянется, д..сятки. 2) Сплошные, лугами, сменяются, п..лянами, р..ч..шками, массивы. 3) Бор..м, идешь, светлым, солнеч..ным. 4) Аромат..м, сосны, наполнен, воздух, ели, и. 5) А, п..ля-на, вот, круглая. 6) От, яркая, цв..тов, и, со..нца, в.хелая, бабочек, п..ляна. 7) В, растут, сосны, гигантские, липы, б..резы, клены, ясени, пуще, ели.

— Составьте из слов предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Обозначьте падеж имен существительных в форме множественного числа, выделите в них окончания.

V. Тест «Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе»

1. Выделите окончания существительных множественного числа в дательном падеже.

1 вариант

1) Мчатся ракеты к дальним мирам, к подвигам сердце рвется. 2) Кто верит

крылатым, как песня, мечтам, тот цели своей добьется! (Н. Добронравов.)

2 вариант

1) Поднял гром тарарам. 2) Прокатился по полям, по лесам, по холмам да по синим облакам. (Муса Гали.)

2. Допишите окончания существительных множественного числа.

Сверху укажите их падеж.

I вариант

У родител.. и дет..к вся одежда из монет.. .

II вариант

Целых 25 зубков для кудр.. и хохолк... и под каждым под зубк.. лягут волосы рядком.

3.Впишите существительные множественного числа с предлогами.

Сверху укажите их падеж. . '

I вариант

Писать --------------, помогать -----------,

Играть---------------, рассказал-------------

.

II вариант

Наблюдал-------------, беседовал-------------,

охотился -------------, сплел------------------.

VI. Рефлексия

—Какие слова можно использовать для проверки гласных в слабой позиции в окончаниях имен существительных множественного числа?

Домашнее задание

Упр. 212, с. 128.

Урок 44. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе (3 урок). Обучающее подробное изложение текста-описания.

Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных 1-го,, 3-го склонений в родительном падеже множественного числа; ,развивать умение правильно употреблять их в речи; показать красоту рябины в любую пору года; прививать любовь к природе.

Ход урока

Наши рекомендации