У р о к 5. рисование с натуры цветов и листьев
Цели:
—учить передавать в рисунке характерную окраску явлений;
—формировать умения узнавать и называть основные цвета;
—развивать зрительное восприятие, наблюдательность;
—воспитывать любовь к природе.
Виды деятельности: работа с учебником; анализ особенностей предметов на натурной подставке; усвоение последовательности выполнения рисунка; самостоятельная деятельность; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — 3. Александрова, «Букет»; И. Токмакова, «Цветок».
2. Произведения изобразительного искусства — репродукции картин: С. Катков, «Осенние цветы»; А. Фонвизин, «Красные гладиолусы», В. Жолток, «Колокольчики лесные».
3. Музыкальные — Н. Ковалева, «Колокольчик», русская народная песня «Во поле береза стояла» (в обр. Д. Кабалевского).
Наглядные пособия: натурная подставка, методические таблицы «Этапы изображения цветов и листьев», примерные образцы рисунков.
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, бумага, гуашь, кисточки, карандаши, баночка для воды.
Оформление классной доски:
С левой стороны — примерные образцы рисунков, кроссворд, методические таблицы.
С правой стороны — репродукции картин художников.
В верхней части — тема урока.
В нижней части (по центру) — место для педагогического рисунка.
У доски стоит натурная подставка с букетом тюльпанов.
План урока
Организационный момент.
1.1.Проверка готовности класса к уроку.
1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.
Объяснение нового учебного материала.
2.1.Тематический кроссворд.
2.2.Беседа о видах цветов.
2.3.Обьяснение последовательности выполнения рисунка.
2.4.Закрепление этапов выполнения рисунка.
Самостоятельная работа учащихся.
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание: предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, проверьте, все ли готово к уроку.
1.2. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы
полненных в период предварительной работы.
У.Какую предварительную работу вы выполняли дома? Д. Читали о цветах, рассматривали репродукции.
— Может, кто-то запомнил стихотворение о цветах?
Здравствуй, милый мой цветок, Улыбнется ветерок
Леса гость весенний! И с тобой играет.
Как красиво ты расцвел Солнце целый день тебя
Здесь в уединении! Весело ласкает...
Я. Колас.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Тематический кроссворд (рис. З а).
Рис. 3 а
У. А сейчас, разгадав кроссворд, вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать.
1. Сидит — зеленеет, летит — желтеет, падет — почернеет. (Лист.)
2. Что в хлебе родится,
А есть не годится?
(Василек.)
У. Попал василек синий в Европу вместе с рожью. Свое название centaurea — он получил в честь древнегреческих мифических существ кентавров. Кентавр Хирон считался самым мудрым. Он познал силу лечебных трав и владел искусством исцеления. Раны он заживлял соком василька.
— Василек синий представляет собой соцветие из нескольких крошечных цветков, собранных в маленький «букетик», краевые цветки которого синие, а внутренние — фиолетовые. Растет среди злаковых культур, а также на посевах кормовых трав. В народной медицине настой цветков пьют при простудных заболеваниях, кашле, болях в желудке. Порошком из семян василька посыпают бородавки.
3. Эй, звоночки, синий цвет —
С языком, а звону нет!
(Колокольчики.)
4. Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник.)
У. Ребята, подснежник занесен в Красную книгу. Это исчезающий вид растений.
5. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.
(Одуванчик.)
6. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ландыш.)
У. Ребята, что же мы будем рисовать?
Д. Тюльпан.
2.2. Беседа о видах цветов.
У. Тюльпан — очень популярный цветок, он культивируется в разных странах.
—Есть поверье о тюльпанах: если весной в горах кто-нибудь найдет синий тюльпан, то целый год этому человеку будут сопутствовать счастье и удача. Это поверье пришло из Казахстана.
—Ребята, из чего состоит цветок?
Д. Стебель, листья, чашечка, лепестки.
У. Обратите внимание на тюльпаны: чем они отличаются от остальных цветов?
Д. У них нет чашечки.
У. Ребята, может быть, кто-то из вас знает песни о цветах? («Желтые тюльпаны», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Белые розы», «Букетик белых лилий», «Ландыши» и т. д.)
— Вы видите, как много песен о цветах. Знаете ли вы, сколько картин посвящено цветам? Например, Валерия Константиновна Жолток (1919), уроженка г. Жлобина, написала натюрморт «Колокольчики лесные» (1958). Картина воспринимается легко и натурально. Ее мотив довольно прост: раскрытое окно, на подоконнике домотканое полотенце, посередине подоконника — огромный пышный букет колокольчиков, заполняющий весь проем. Многое узнал за долгую жизнь старый дом с расписными оконцами. Отмеченный временем морщинистый старый
дом и красивый букет нежных цветов — символ бессмертия жизни на земле, ее красоты и гармонии. (Читает стихотворения «Букет» 3. Александровой, «Цветок»
И. Токмаковой; отдельные фрагменты читают дети.)
2.3. Объяснение последовательности выполнения рисунка {рис. 4).
Рис.4
У. Лист бумаги можете расположить вертикально или горизонтально в зависимости от размеров букета по высоте и ширине.
— Начинаем рисовать с того, что обозначаем границы рисунка. Снизу оставляем пространство немного больше, чем сверху. Рисуем тонкими, еле заметными штрихами, без линейки.
—Далее такими же штрихами мы рисуем стебельки — столько,
сколько цветочков вы хотите нарисовать.
—Затем намечаем направление прожилок листьев.
—Теперь мы прорисуем точную форму цветов и нарисуем ле
пестки. Бутоны рисуем овальной формы, а уже раскрывшиеся
цветы — округлой. (На примере одного цветка учитель показы
вает, как рисовать лепестки.)
2.4. Закрепление этапов выполнения рисунка. Один из учеников рассказывает об этапах изображения. У. Тот, кто нарисует карандашом, может приступать к выполнению в цвете.
— Ребята, какая задача стоит перед вами?
Д. Создать композицию цветов, правильно предавая их форму, размер и цвет.