II критерий - школьные нормы поведения
Психологический блок программы практики
«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»
Целями психологического блока практики являются:
- формирование у студентов умения проводить психолого-педагогическую диагностику стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе.
- развитие педагогического мышления студентов в подборе психолого-педагогических методов и приемов с учетом уровня готовности к школе и планирования индивидуальной работы с детьми.
Задание:
- Провести диагностику социально-психологической адаптации первоклассника к школе и определить степень учебной мотивации
- Результаты оформить в виде протоколов обследования.
Методика изучения социально-психологической адаптация
первоклассника к школе на основе наблюдения(автор Э. М. Александровская)
Для определения социальной адаптации первоклассника предлагается оценить деятельность 1 учащегося по 4 критериям.
I критерий – учебная деятельность
Шкала. Учебная активность, виды поведения
Баллов - активно работает, поднимает руку, отвечает правильно
4 балла – работает, + и – ответы чередуются
3 балла – редко поднимает руку, но отвечает правильно
2 балла – учебная активность носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопросов
1 балл – пассивен на уроке, дает – ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски
0 балл – отсутствует активность
2 шкала. Успеваемость
5 баллов – правильное и безошибочное выполнение школьных заданий,
4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки
3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском и заменой букв [ плохое внимание],
2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, средний балл
1 балл – частые ошибки, неаккуратность, непостоянство оценок, зачеркивания,
0 балл – плохое усвоение программного материала по всем предметам,
II критерий - школьные нормы поведения
1 шкала. Поведение на уроке:
5 баллов – добросовестное выполнение всех требований, сидит тихо
4 балла – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от урока
3 балла – изредка поворачивается, обмеривается репликами, надо привлекать его внимание к уроку
2 балла – частая скованность, напряженность в движениях, позе, ответах
1 балл – выполняет требования учителя частично, постоянно вертится, разговаривает
0 баллов – не выполняет требования учителя, преобладают игровые интересы
2 шкала. Поведение на перемене
5 баллов – высокая игровая активность, охотно принимает участие
4 балла – активность менее выражена, предпочитает спокойные игры, чтение книг
3 балла – активность ограничена занятием, связана с подготовкой к следующему уроку
2 балла не может найти занятие, переходит от одной группы к другой
1 балл – пассивен, движения скованы, избегает других
0 баллов – часто нарушает нормы поведения, кричит, мешает, не меняет поведения после замечания
III критерий – успешность социальных контактов [взаимоотношения с одноклассниками]
1 шкала. Взаимоотношения с одноклассниками:
5 баллов - общительный, легко контактирует с детьми
4 балла – малоинициативен, легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети
3 балла – сфера ограничена, общается с некоторыми детьми
2 балла – предпочитает быть рядом, но не вступает в контакт
1 балл – замкнут, предпочитает быть один, дети равнодушны
0 баллов – негативизм по отношению к детям, ссорится, обижает других, дети его не любят
2 шкала. Отношение к учителю
5 баллов - дружелюбен к учителю, стремится понравиться, часто обращается, общается
4 балла – дорожит хорошим мнением, стремится выполнить все требования учителя, если надо, обращается к учителю
3 балла – старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к ученикам
2 балла – выполняет требования учителя формально, не заинтересован в них, старается быть незаметным
1 балл – избегает контактов с учителем, при контакте говорит тихо
0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям [обижается, плачет] даже при маленьком замечании.
IV критерий –эмоциональное благополучие
1 шкала
5 баллов - хорошее настроение, часто улыбается, смеется
4 балла – спокойное эмоциональное состояние
3 балла – эпизодическое проявление снижения настроения
2 балла - отрицательные эмоции, встревоженность, огорченность, обидчивость, частые ссоры, в разговорах повышенный голос, иногда страх
1 балл – плач без всяких причин, настроение депрессивное
0 баллов – агрессия в отношении с детьми, учителем
Обработка результатов: 5-3 баллов – А, 2-0 баллов ДА
21-35 баллов – зона адаптации (А)
15- 20 баллов зона неполной адаптации (ВДА)
0-14 баллов зона дезадаптаци (ДА)