Тема 12.Экологические преступления
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Экологические преступления - их виды, общая характеристика.
2. Преступления, нарушающие экологическую безопасность.
3. Преступления в сфере хозяйственного использования природных ресурсов.
Темы докладов:
1. Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
2. Загрязнения вод, атмосферы и морской среды - вопросы квалификации.
3. Преступления, посягающие на сохранность лесных насаждений.
4. Незаконная охота - проблемы квалификации.
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие экологических преступлений; определить виды экологических преступлений; понять, в чем заключается общая противоправность преступлений данной группы преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы применительно к отдельным группам уголовно-правовых запретов, предусмотренных главой 26 УК РФ.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
Преподаватель раздает студентам задачки из упражнения «задачи». Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Виды экологических преступлений», «Предмет экологических преступлений». Таблицы: «Количество зарегистрированных экологических преступлений».
При изучении данной темы студент должен знать, что объектом экологических преступлений являются общественные отношения, связанные с рациональным использованием природной среды как основы существования и жизнедеятельности человека и иных живых существ, обеспечивающие экологическую безопасность человека. Следует обратить внимание, что подавляющее большинство экологических преступлений относится к двуобъектным и многообъектным преступлениям (ст. 246-254, 256 УК и др.). Для ряда экологических деяний обязательным признаком состава, характеризующим объект преступления, является предмет. Предметом преступлений могут быть природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, воды открытого моря, растительный мир и др.
Объективная сторона экологических преступлений характеризуется нарушением соответствующих правил охраны окружающей среды и природопользования. Поэтому при изучении составов экологических преступлений следует обратиться к ряду законодательных и нормативных правовых актов, в том числе к: Федеральному закону Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»; Федеральному закону Российской Федерации № 157-ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Федеральному закону Российской Федерации № 52-ФЗ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и др. Изучая объективную сторону составов экологических преступлений, нужно исходить из того, что большинство этих составов сконструированы в виде материальных. В материальных составах преступлений студенту необходимо уяснить также содержание вредных последствий и причинной связи между деянием и последствиями как необходимых признаков объективной стороны. В некоторых экологических преступлениях разновидностью преступных последствий является вред здоровью человека. В большинстве статей вредные последствия являются оценочным признаком: массовая гибель рыбы, значительный ущерб, крупный ущерб и др. Надо уметь раскрыть содержание этих оценочных признаков. При этом следует исходить из положения о том, что под ущербом в экологических преступлениях понимается имущественный вред. Для усвоения понятия преступных последствий в экологических преступлениях следует использовать соответствующие рекомендации Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» и Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)». Во многих экологических преступлениях одним из преступных последствий является вред здоровью человека. Сравнительное исследование норм о таких преступлениях и норм, закрепленных ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 115 и ст. 118 УК РФ, позволяет считать, что в статьях об экологических преступлениях вред здоровью человека может быть причинен только неосторожно, и этот вред допустим исключительно как тяжкий. Отсутствие в большинстве исследуемых статей указания на неосторожную вину является пробелом в законе, устранение которого возможно путем легального толкования или внесения соответствующих изменений в УК РФ.