Схема оформления визитной карточки учреждении
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Магистров 1 курса
Обучающихся по специальности
«педагогический менеджмент»
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи практики.
2. Содержание практики
3. Анализ уставных документов образовательного учреждения
4. Анализ системы управления структурным
подразделением образовательного учреждения
5. Анализ функциональных обязанностей
руководителя структурного подразделения
образовательного учреждения и способов их реализации.
6. Анализ инновационной деятельности учреждения, в том числе, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов
Цели и задачи практики
Цель: включение студентов в реальное управление педагогической системой в качестве стажеров на основе актуализации их теоретических знаний и ознакомления с конкретными должностными обязанностями одного из руководителей образовательного учреждения.
Задачи:
1) ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
2) знакомство с соотношением общественного, педагогического, административного управления;
3) практическое изучение основ организации административного управления;
4) ознакомление с функциональными обязанностями руководителя образовательного учреждения;
5) формирование у студентов понимания напряженности и сложности педагогического управления, его определяющей роли в функционировании образовательного учреждения.
Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений различного типа по выбору магистранта.
Особенностью педагогической практики является ее ознакомительный характер.
Базами проведения практики являются:
¾ Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи).
¾ Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дошкольные детские дома, школьно-дошкольные детские дома, школы-интернаты, детские дома-школы, социальные приюты, социальные гостиницы).
¾ Специальные (коррекционные) образовательные учреждения школы I-VIII вида.
¾ Специальные (коррекционные) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
¾ Учреждения здравоохранения.
¾ Учреждения дополнительного образования.
¾ Психолого-медико-социально-педагогические центры.
¾ Социальные центры семьи
Содержание практики
1. Подготовительный этап включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочного семинара, который проводится руководителем практики.
2. Основной этап включает знакомство студента с учреждением, в котором он будет проходить практику, составлением плана работы, планированием практической деятельности. В течение основного этапа студент выполняет основные задания практики, анализирует и обсуждает с руководителем полученные результаты, определяет тему своего выступления на заключительной конференции.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1) Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы, в том числе, Устав учреждения, Программу развития учреждения.
2) Познакомиться с вопросами, которые обсуждаются на Административном совете учреждения.
3) Выяснить методическую тему (если есть – тему экспериментальной работы), над которой работает образовательное учреждение, кто является инициатором, кто организатором работы над методической темой (темой эксперимента). Познакомиться с планом работы над методической темой и установить, выполняется ли этот план, насколько активно и эффективно ведётся работа, как она влияет на успешность функционирования учреждения.
4) Изучить документацию руководителя одного из подразделений, отражающую работу с педагогами, с детьми.
5) Составить интервью и провести его с одним из администраторов. Выяснить в интервью, от каких видов деятельности интервьюируемый получает наибольшее удовлетворение, какие виды деятельности вызывают затруднения, в чём он видит свой вклад в инновационное развитие учреждения.
6) Изучить должностные обязанности руководителя, проанализировать их и сопоставить с ведущими задачами функционирования и развития образовательного учреждения.
7) Наблюдать за деятельностью администратора в течение одного рабочего дня. Заполнить таблицу
Время | Действия руководителя | Решаемые задачи | Выполняемая функция |
Подвести итог:
Каковы главные выполняемые функции руководителя.
Насколько эффективно расходуется время руководителя в течение рабочего дня. Насколько содержание деятельности связано с должностными обязанностями администратора.
8) Включиться в реальную управленческую деятельность в качестве стажёра (6-8 часов за период практики).
9) Понаблюдать за общением педагогов, за проявлениями характера взаимоотношений и сделать вывод о микроклимате педагогического коллектива.
10) Проанализировать план работы школы за текущий месяц, соотнести его с Программой развития учреждения.
11) Посетить урок, занятие по внеурочной деятельности. Заполнить карту наблюдения (Приложение 4) и оценить степень внедрения ФГОС в текущую образовательную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ:
1) оформить визитную карточку учреждения (не более, чем на одну страницу);
2) привести список изученной документации;
3) проанализировать, какие вопросы, главным образом, решаются на административном совете;
4) сделать анализ работы образовательного учреждения над методической темой (Приложение 2);
5) сделать анализ экспериментальной работы учреждения, если она ведётся (Приложение 3);
6) зафиксировать должностные обязанности администратора учреждения (руководителя подразделения, директора, завуча и пр.), сделать вывод об основном содержании деятельности администратора;
7) привести вопросы интервью с администратором учреждения и его результаты; обозначить ведущие проблемы и потребности руководителя учреждения;
8) предоставить результаты наблюдения «Рабочий день администратора образовательного учреждения», сделать выводы о распределении времени в ходе рабочего дня
9) зафиксировать в дневнике в свободной форме все виды работ, в которых принимал (а) участие в качестве стажёра.
10) Охарактеризовать микроклимат педагогического коллектива.
11) Охарактеризовать, в чём состоит внедрение инноваций, в том числе ФГОС, в систему работы учреждения, используя материалы бесед, посещения уроков, внеурочной деятельности.
3. Итоговый этап включает оформление студентом отчета по практике, получение им характеристики от руководителя учреждения (заверенной печатью учреждения), с оценкой работы практиканта. Проводится итоговая конференция по практике.
В результате, практиканты получают целостное представление о специфике профессиональной деятельности администратора образовательного учреждения.
Приложение 1.
Схема оформления визитной карточки учреждении
1. Краткие сведения об истории, традициях, наследии ОУ.
2. Численность воспитанников (учащихся) и характеристика контингента.
3. Структура ОУ.
4. Число групп воспитанников.
5. Количество педагогов (общее и дифференцированное по образованию).
6. Режим работы ОУ.
7. Схема дня (что происходит в течение дня).
8. Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений ОУ.
9. Внешние связи учреждения. Наличие (или отсутствие) творческих контактов.
10. Состояние материально-технической базы (спортзал и стадион, актовый зал, количество и оснащенность кабинетов, фонд библиотеки и т.п.).
Приложение 2.