Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
По русскому языку
в 2016 – 2017 учебном году
Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.09.2016 № 1015 «Об организации проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году» школьный (лицейский), муниципальный (межлицейский) этапы Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоятся 19 ноября 2017 года с 9.00 до 12.00.
В школьном (лицейском), муниципальном (межлицейском) этапах Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку примут участие обучающиеся 7-11-х классов – участники школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов (не менее 50 из 100), победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.09. 2016 № 1015).
Тексты заданий по русскому языку для школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республикибудут размещены в день проведения олимпиады с 8.00 только на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий.
Организационно-технологическая модель проведения
школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов
Республиканской олимпиады обучающихся
Общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
По русскому языку
1. Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) – письменная работа + устный тур – конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за риторическое высказывание суммируется с баллом за письменную работу).
2. Тетради (или чистые листы), в которых выполняются работы, должны быть промаркированы; страницы пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.
3. Задания множатся и раздаются каждому ученику для выполнения.
4. Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.
5. Во время выполнения участниками олимпиады работ члены жюри не должны присутствовать в классах.
6. После выполнения школьниками заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.
7. За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ ученикам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой и гаджетами.
8. В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии. Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:
Количество баллов за задания I-го уровня | Итого | II-го уровня | Итого | III-го уровня | Итого | Устная речь | Общая сумма баллов | ||||||
9. Количество победителей не должно превышать 50% от числа участников соревнований соответствующего класса (курса) с ориентировочным распределением количества дипломов 1:2:3.
10. Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы.
11. Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором соответствующего этапа олимпиады на его официальном сайте / блоге в сети «Интернет» не позже, чем через три дня после проведения олимпиады. В течение сутокпосле оглашения предварительных результатов участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию.Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении обучающийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.
Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.
11. Отчёты о проведении соответствующего этапа олимпиады по русскому языку с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки от каждого города (района) на участие в заключительном этапе обучающихся, набравших наибольшее количество баллов – по одному от каждого класса, необходимо прислать в оргкомитет заключительного этапа не позднее 23 ноября 2016 года на электронный адрес [email protected] (центр воспитания и развития творческой личности Донецкого РИДПО) и [email protected] (отдел русского языка и литературы). После указанного срока заявки приниматься не будут.
12. Участники олимпиады по русскому языку будут выполнять четыре уровня заданий. Первый уровень заданий – респонсивно-репродуктивный: на проверку лингвистических знаний и умений (задания по разделам языкознания); второй – репродуктивно-конструкторский: на проверку уровня коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся; умения выполнять комплексный анализ текста; третий уровень – творческий: написание сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страниц с обязательной аргументацией своей точки зрения и взгляда на предложенную тему, проблему и др.; четвёртый уровень – ораторское выступление (от одной до трёх минут) на одну из предложенных тем.
13. Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать:
ü лингвистические знания;
ü лексико-грамматические знания;
ü орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи;
ü умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты;
ü уровень владения универсальными учебными действиями;
ü уровень метапредметных знаний, умений и навыков;
ü ораторские умения и навыки, уровень риторической культуры.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
1-й уровень: несколько заданий – 30 баллов.
2-й уровень: несколько заданий – 40 баллов.
3-й уровень: одно задание – 20 баллов.
4-й уровень: ораторская речь – 10 баллов.
Уважаемые коллеги! Обратите внимание на общую культуру выполнения работы участниками, на полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
Содержание творческой работы | ||
Соответствие теме, стилю, жанру | Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | |
Композиционная оформленность | Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения | |
Полнота раскрытия | Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера, в том числе один из художественной литературы | |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
Речевое оформление творческой работы | ||
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения | Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста | |
Точность и выразительность речи | Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за речевое оформление | ||
Грамотность | ||
Соблюдение орфографических норм | В работе нет орфографических ошибок | |
Соблюдение пунктуационных норм | В работе нет пунктуационных ошибок | |
Соблюдение языковых норм | В работе нет грамматических ошибок | |
Соблюдение речевых норм | В работе нет ошибок в речи | |
Максимальное количество балов за грамотность | ||
Максимальное количество балов за творческую работу |
14.Текст ораторского выступлениядолжен быть заслушан очно. Продолжительность выступлений: в 7-8-х классах – 1 минута, в 9-х – до 2-х минут, в 10-11-х классах – до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора, актуальность тематики, уверенная гражданская позиция и др.). Хороший ритор — это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.
Примерные критерии оценивания ораторского выступления (4-й уровень):
Содержание ораторского выступления | ||
Соответствие теме, стилю, жанру | Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру | |
Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность | Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью | 1,5 |
Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли | Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты) | 1,5 |
Максимальное количество баллов за содержание | ||
Коммуникативные качества речи | ||
Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения | Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста | 1,5 |
Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота | Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи | |
Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи | 2,5 | |
Артистизм, речевое мастерство | ||
Пафосность высказывания | Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца | 1,5 |
Личностный аспект | Выступающий ярко афиширует свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания | |
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство | 2,5 | |
Максимальное количество баллов за ораторское выступление |
14. С целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания размещены в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Русский язык». С решением лингвистических задач можно ознакомиться на странице блога ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_52.html#more
15. Титульная страница тетрадей или листов подписываются следующим образом:
Дата проведения
Ноября 2016 г.
Работа
участника школьного/лицейского, (муниципального/межлицейского) этапа