Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

По русскому языку

в 2016 – 2017 учебном году

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.09.2016 № 1015 «Об организации проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году» школьный (лицейский), муниципальный (межлицейский) этапы Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоятся 19 ноября 2017 года с 9.00 до 12.00.

В школьном (лицейском), муниципальном (межлицейском) этапах Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку примут участие обучающиеся 7-11-х классов – участники школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов (не менее 50 из 100), победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.09. 2016 № 1015).

Тексты заданий по русскому языку для школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республикибудут размещены в день проведения олимпиады с 8.00 только на сайте Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»: http://www.donippo.org/. Ответственные за проведение муниципального этапа олимпиады в городах/районах в 8.00 получат на электронные адреса пароль для открытия пакета заданий.

Организационно-технологическая модель проведения

школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов

Республиканской олимпиады обучающихся

Общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

По русскому языку

1. Время написания работы – 3 астрономических часа (9.00-12.00) – письменная работа + устный тур – конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за риторическое высказывание суммируется с баллом за письменную работу).

2. Тетради (или чистые листы), в которых выполняются работы, должны быть промаркированы; страницы пронумерованы, начиная с третьей, т.е. без обложки.

3. Задания множатся и раздаются каждому ученику для выполнения.

4. Отсчёт времени для выполнения работы начинается с момента получения участниками заданий (после оформления обложки олимпиадной работы), но не позднее 9.00.

5. Во время выполнения участниками олимпиады работ члены жюри не должны присутствовать в классах.

6. После выполнения школьниками заданий работы и обложки шифруются представителем оргкомитета. Далее обложки снимаются, а работы передаются на проверку членам жюри.

7. За каждый вид работы выставляются баллы согласно критериям. Пакет заданий рассчитан на обучающихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций. В ходе выполнения работ ученикам не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой и гаджетами.

8. В конце работы выставляется сумма баллов, подписываются председатель жюри и члены комиссии. Подписи расшифровываются. Сумма баллов переносится на первую страницу в сводную таблицу:

Количество баллов за задания I-го уровня Итого II-го уровня Итого III-го уровня Итого Устная речь Общая сумма баллов
       
                             

9. Количество победителей не должно превышать 50% от числа участников соревнований соответствующего класса (курса) с ориентировочным распределением количества дипломов 1:2:3.

10. Дешифруются работы после их полной проверки, при условии наличия всех подписей членов комиссии и председателя жюри; баллы за каждый уровень заданий переносятся в протоколы.

11. Протоколы жюри по предмету, рейтинг победителей и рейтинг призёров публикуются организатором соответствующего этапа олимпиады на его официальном сайте / блоге в сети «Интернет» не позже, чем через три дня после проведения олимпиады. В течение сутокпосле оглашения предварительных результатов участник олимпиады имеет право подать заявление в апелляционную комиссию.Предметом апелляции может быть только объективность оценивания заданий. По вопросам содержания и формы заданий олимпиады, критериев оценивания апелляции не принимаются и не рассматриваются! Заявление в произвольной форме подаётся на имя председателя апелляционной комиссии. В заявлении обучающийся должен указать причину апелляции и конкретный вопрос, который является предметом апелляции. Заявления от других лиц, в том числе от близких родственников и учителей, не принимаются и не рассматриваются! Участник олимпиады имеет право ознакомиться со своей работой в присутствии представителей жюри и оргкомитета. Во время ознакомления с работой запрещается делать пометки, записи, исправления в проверенной работе, выносить её из комнаты, где проводится апелляция.

Подчёркиваем, что участниками данной процедуры являются только апеллянт и члены апелляционной комиссии. Другие лица, в том числе близкие родственники и учителя, не могут принимать участия в апелляции.

11. Отчёты о проведении соответствующего этапа олимпиады по русскому языку с указанием количества участников по классам, протоколы результатов олимпиады (Приложение 1) и заявки от каждого города (района) на участие в заключительном этапе обучающихся, набравших наибольшее количество баллов – по одному от каждого класса, необходимо прислать в оргкомитет заключительного этапа не позднее 23 ноября 2016 года на электронный адрес [email protected] (центр воспитания и развития творческой личности Донецкого РИДПО) и [email protected] (отдел русского языка и литературы). После указанного срока заявки приниматься не будут.

12. Участники олимпиады по русскому языку будут выполнять четыре уровня заданий. Первый уровень заданий – респонсивно-репродуктивный: на проверку лингвистических знаний и умений (задания по разделам языкознания); второй – репродуктивно-конструкторский: на проверку уровня коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся; умения выполнять комплексный анализ текста; третий уровень – творческий: написание сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страниц с обязательной аргументацией своей точки зрения и взгляда на предложенную тему, проблему и др.; четвёртый уровень – ораторское выступление (от одной до трёх минут) на одну из предложенных тем.

13. Учащиеся 7-11-х классов, выполняя задания, должны показать:

ü лингвистические знания;

ü лексико-грамматические знания;

ü орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи;

ü умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты;

ü уровень владения универсальными учебными действиями;

ü уровень метапредметных знаний, умений и навыков;

ü ораторские умения и навыки, уровень риторической культуры.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Общее (максимальное) количество баллов – 100.

1-й уровень: несколько заданий – 30 баллов.

2-й уровень: несколько заданий – 40 баллов.

3-й уровень: одно задание – 20 баллов.

4-й уровень: ораторская речь – 10 баллов.

Уважаемые коллеги! Обратите внимание на общую культуру выполнения работы участниками, на полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.

Содержание творческой работы
Соответствие теме, стилю, жанру Работа соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру
Композиционная оформленность Работа характеризуется композиционной оформленностью: наличием вступления, основной части и заключения. Работа характеризуется композиционной стройностью, логичностью, ясностью изложения
Полнота раскрытия Работа характеризуется полнотой раскрытия темы: вводится 3-4 микротемы, используется 2-3 примера, в том числе один из художественной литературы
Максимальное количество баллов за содержание
Речевое оформление творческой работы
Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста
Точность и выразительность речи Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи
Максимальное количество баллов за речевое оформление
Грамотность
Соблюдение орфографических норм В работе нет орфографических ошибок
Соблюдение пунктуационных норм В работе нет пунктуационных ошибок
Соблюдение языковых норм В работе нет грамматических ошибок
Соблюдение речевых норм В работе нет ошибок в речи
Максимальное количество балов за грамотность
Максимальное количество балов за творческую работу

14.Текст ораторского выступлениядолжен быть заслушан очно. Продолжительность выступлений: в 7-8-х классах – 1 минута, в 9-х – до 2-х минут, в 10-11-х классах – до 3-х минут. Оцениваются остроумие, благозвучие, оригинальность, эмоциональность, выразительность речи, заинтересованность в теме, убедительность и другие возможные достоинства выступлений юных риторов (например, умение мобилизовать волю, увлечь слушателей, яркость речи, вдохновенность ритора, актуальность тематики, уверенная гражданская позиция и др.). Хороший ритор — это человек, защищающий свою точку зрения эффективно и убедительно, решительно и ответственно.

Примерные критерии оценивания ораторского выступления (4-й уровень):

Содержание ораторского выступления
Соответствие теме, стилю, жанру Выступление соответствует предложенной теме, выбранному стилю и жанру
Логико-композиционная организация: целостность представленной композиции, информационная насыщенность Выступление характеризуется композиционной оформленностью (построение текста, расположение и соотношение его составных частей текста – вступления, основной части и заключения – обусловлено её содержанием, проблематикой, жанром и назначением), структурированностью и логичностью 1,5
Полнота раскрытия, цельность, доказательность, глубина основной мысли Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты) 1,5
Максимальное количество баллов за содержание
Коммуникативные качества речи
Смысловая цельность, речевая связность, логическая последовательность изложения Выступление характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок, правильным абзацным членением текста 1,5
Точность, богатство и выразительность речи соблюдение норм современного русского языка, правильность, чистота Выступление характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств художественной выразительности, элементами художественного мастерства, разнообразием грамматического строя речи
Максимальное количество баллов за коммуникативные качества речи 2,5
Артистизм, речевое мастерство
Пафосность высказывания Наличие ярких, нестандартных выразительных средств языка (метафор, эпитетов, риторических вопросов и т.д.); умение варьировать силу и тембральную окраску голоса; наличие сильного эмоционального начала и сильного логического конца 1,5
Личностный аспект Выступающий ярко афиширует свои духовные ценности; демонстрирует адресность своего высказывания
Максимальное количество баллов за артистизм, речевое мастерство 2,5
Максимальное количество баллов за ораторское выступление

14. С целью организации качественной подготовки участников к выполнению заданий школьного (лицейского), муниципального (межлицейского) этапов Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания размещены в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Русский язык». С решением лингвистических задач можно ознакомиться на странице блога ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_52.html#more

15. Титульная страница тетрадей или листов подписываются следующим образом:

Дата проведения

Ноября 2016 г.

Работа

участника школьного/лицейского, (муниципального/межлицейского) этапа

Наши рекомендации