Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Свою деятельность в школе психолог осуществляет в тесном контакте со всеми членами педагогического коллектива, руководствуется интересами учащихся, задачами образования, целями общества в подготовке гражданина, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, формированию социальной активности.
В функциональные обязанности школьного психолога входят виды деятельности по следующим направлениям.
1. Диагностическая деятельность:
1. Диагностика интеллектуальной сферы учащихся младшей, средней и старшей школы (интеллектуальных способностей, уровня развития вербального и невербального интеллекта и т. д.). 2. Диагностика личностной сферы учащихся (определение мотивационно - потребностной сферы, структуры темперамента, уровня развития тревожности, профессиональной ориентации подростков и т.д.). З. диагностика межличностных отношений (выявление характера взаимоотношений ребенка с родителями, с пед коллективом, между детьми и т.д.).4. диагностика уровня адаптации учащихся в социуме. 5. диагностика готовности 7-летних детей к школе (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальнаяготовность).
2. Коррекционная работаинтеллектуальной сферы; тревожности, страхов, депрессивных состояний; агрессивного поведения; тренинг личностного роста, общения и т.д.
З. Консультативная деятельность распространяется на 3 категории клиентов: 1. Родители (проблемы взаимоотношений с детьми, успеваемость и т.д.); 2. Педагоги (проблемы поведения, адаптации и успеваемости учащихся, конфликтные ситуации в классе между учащимися или с учителями); З. Учащиеся (проблемы взаимоотношений с родителями и учителями, со сверстниками).
4. Просветительская деятельностьможет быть организована в заранее запланированное время в виде лекций, бесед, семинаров, выставок психологической литературы, просмотра и обсуждения кино- и видеофильмов, организации факультативов и встреч со специалистами в целях ознакомления учителей и родителей с основами детской, педагогической и социальной психологии, а учащихся с основами самовоспитания, разъяснения результатов новейших психологических исследований, формирования потребности в психологических знаниях.
5. Психопрофилактическая работа:
- организация педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития учащихся для наиболее полного раскрытия их индивидуальных особенностей, склонностей, профессиональных интересов,
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении;
- работа по развитию коммуникативных навыков педагогов, осуществление мер по предупреждению и снятию психологической перегрузки;
- анализ планов воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям учащихся, интересам и потребностям;
- изучение межличностных отношений в ученических группах с целью выявления трудных подростков, групп психологического риска;
-изучение потребностно-мотивационной сферы и направленности личности, акцентуаций характера с целью предупреждения противоправного поведения учащихся;
-организация взаимодействия с правоохравительными службами,
6. Ведение документации: -Годовой план; -Календарный план (работа на каждый месяц); -Циклограмма (еженедельный план); -Журнал учета работы (ежедневный план); - Журнал учета консультаций (с использованием шифра); - Журнал учета результатов диагностики и диагностических методик; - Планы работы с «трудными» детьми; -План работы с семьями, оказавшимися в экстремальных жизненных ситуациях; -План работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития; -Журнал коррекционных развивающих занятий; -План работы с опекунскими и приемными семьями; -«Папка» в помощь родителям; -«Папка» психологического просвещения педагогов
Важное направление работы психолога в школе — 7. Взаимодействие с педагогическим коллективом, которое не может ограничиваться конкретными рекомендациями по частным вопросам. Взаимодействие школьного психолога и педагогического коллектива школы является одним из отдельных направлений в работе школьной психологической службы. Оно позволяет создать оптимальные условия для эффективного использования синтеза психологических и педагогических знаний и опыта.