Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

для специальностей 050712 – «тифлопедагогика»,

050713 – «сурдопедагогика», 050714 - «олигофренопедагогика», 050715 – «логопедия», 050716 – «специальная психология»,

050717 – «специальная дошкольная педагогика и психология»

по циклу ОПД. Ф.15 – общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)

Очная форма обучения   Курс – 2 Семестр – 4 Объём в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 22 практические занятия – 10 лабораторные занятия – 4 самостоятельная работа – 36 Экзамен - 4 семестр   Заочная форма обучения   Курс – 2 Семестр – 3, 4 Объём в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 60 Экзамен - 4 семестр  

Екатеринбург 2010

Рабочая учебная программа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2010. – 73 с.

Составитель: Мазалова С.Л., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологоии, кандидат психологических наук, Институт специального образования УрГПУ.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ

Протокол от ________ № __________

Зав. кафедрой ____________ О. Г. Нугаева

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _________ от _____________

Начальник отдела ____________________ Р.Ю. Шебалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 2005 года предусматривают изучение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика (ППД)» студентами таких специальностей как: 050712-тифлопедагогика, 050713-сурдопедагогика, 050714-олигофренопедагогика, 050715-логопедия, 050716-специальная психология, 050717-специальная дошкольная педагогика и психология на очном отделении и 050714-олигофренопедагогика, 050715-логопедия, 050716-специальная психология, 050717-специальная дошкольная педагогика и психология на заочном отделении. Общий объём часов по изучаемой дисциплине – 72 часа на всех специальностях и формах обучения, количество аудиторных часов варьируется в зависимости от отделения и срока обучения студентов.

Изучение данной дисциплины очень важно для студентов любой специальности, так как формирует представление о психолого-педагогической диагностике, её диагностическом инструментарии, о психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работе специалистов в системе специального и общего образования. Все перечисленные блоки информации носят пропедевтический характер, и далее будут углубляться, конкретизироваться в зависимости от стандарта образования той специальности, по которой будут обучаться студенты.

Цели дисциплины.

1. Сформировать общее представление о психодиагностическом, диагностико-аналитическом, психопрофилактическом, коррекционно-развивающем и консультативном направлениях работы с детьми и подростками с отклонениями в развитии в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях различных видов, реабилитационных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах, в больницах, поликлиниках, санаториях.

2. Воспитывать и развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции и консультированию.

Задачи дисциплины.

1. Дать понятие о предмете, задачах и месте психолого-педагогической диагностики в системе психологической и педагогической наук и человекознания в целом.

2. Ознакомить с системой основных понятий науки.

3. Познакомить с проведением психолого-педагогического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.

4. Дать представление о психопрофилактической работе с педагогами, родителями, детьми и подростками

5. Дать представление о психологическом просвещении педагогов, родителей, детей и подростков.

6. Дать представление о направлениях оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с различными отклонениями в развитии.

7. Дать представление о дифференциальной психолого-педагогической диагностике, психолого-педагогической характеристике, психологическом и педагогическом диагнозах и заключениях.

8. Дать представление о консультативной работе с родителями, педагогами, детьми и подростками.

9. Дать представление о коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками, а также их семьями, о психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальном образовательном маршруте.

10. Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психолого-педагогической диагностики, всех направлениях работы.

11. Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения по всем специальностям

  №   п/п Наименование раздела, темы Всего Трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
11.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления.          
11.2. Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность.                    
11.3. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре.                      
11.4. Психодиагностические средства.  
11.5. Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение.            
2. Основные виды психолого-педагогической помощи  
22.1. Психопрофилактика и её методы    
22.2. Психокоррекция и её методы    
22.3. Психолого-педагогическое консультирование  
3. Психологическая служба образования
33.1. Организация психологи-ческой службы образования            
33.2. Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях            
33.3. Психолого-педагогическая поддержка семьи            
  Всего:

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения по специальностям 050714 – олигофренопедагогика, 050715 – логопедия, 050716 – специальная психология (срок обучения – 5 лет)

№ № п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики -
11.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления.       -   -  
11.2. Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность.     2,5     0,5     0,5     -     -    
11.3. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре.                 -     -    
11.4. Психодиагностические средства. 8,5 2,5 1,5 -
11.5. Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение.       -     -  
2. Основные виды психолого-педагогической помощи -
22.1. Психопрофилактика и её методы 0,5 0,5 -
22.2. Психокоррекция и её методы - -
22.3. Психолого-педагогическое консультирование 0,5 0,5 -
3. Психологическая служба образования -
33.1. Организация психологи-ческой службы образования       0,5   0,5   -  
33.2. Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях   8,5   1,5     0,5   -  
33.3. Психолого-педагогическая поддержка семьи   7,5   0,5   0,5   -   -  
  Всего: -

2.3. Учебно-тематический план заочной формы обучения по специальностям 050715 – логопедия, 050716 – специальная психология, 050717 – специальная дошкольная педагогика и психология (срок обучения – 3,5 года)

№ № пп/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики -
11.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления. 4,5   0,5   0,5   -   -  
11.2. Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность.         -     -     -     -    
11.3. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре.     4,5     0,5     0,5     -     -    
11.4. Психодиагностические средства. 7,5 1,5 0,5 -
11.5. Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение.   6,5   0,5   -   0,5   -  
2. Основные виды психолого-педагогической помощи - -
22.1. Психопрофилактика и её методы 6,5 0,5 0,5 - -
22.2. Психокоррекция и её методы - -
22.3. Психолого-педагогическое консультирование 7,5 0,5 0,5 - -
3. Психологическая служба образования -
33.1. Организация психологи-ческой службы образования       0,5   0,5   -  
33.2. Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях   8,5   1,5     0,5   -  
33.3. Психолого-педагогическая поддержка семьи   7,5   0,5   0,5   -   -  
  Всего: -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел первый: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики(общая трудоёмкость – 40 часов, из них: 20 часов – аудиторные занятия / 12 часов - лекции, 6 часов - практические, 2 часа – лабораторные / и 20 часов – самостоятельная работа студентов).

Раздел включает в себя 5 тем.

Тема 1.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 4 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Значение термина «диагноз» (греч.). Дословный перевод термина «психодиагностика». Научное определение психодиагностики в начале ХХ века и на этапе современного состояния науки. Психологический диагноз – основная категория науки психодиагностики. Отличие диагноза медицинского от диагноза психологического. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения. Психологическая и педагогическая диагностики: сходство и отличия. Психолого-педагогическая диагностика. Цель, задачи, предмет науки.

История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Современные проблемы науки и перспективы её развития.

Лекция № 1. Значение термина «диагноз» (греч.). Дословный перевод термина «психодиагностика». Научное определение психодиагностики в начале ХХ века и на этапе современного состояния науки. Психологический диагноз – основная категория науки психодиагностики. Психологическая и педагогическая диагностики: сходство и отличия. Психолого-педагогическая диагностика. Цель, задачи, предмет науки. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук.

Практическое занятие № 1. История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Современные проблемы науки и перспективы её развития.

Самостоятельная работа. Отличие диагноза медицинского от диагноза психологического. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения.

Основные понятия темы:

- диагноз - норма

- психодиагностика - педагогическая диагностика

- психологический диагноз - психолого-педагогическая

- медицинский диагноз диагностика

Тема 1.2. Дифференциальная психометрия. Репрезентативность, надёжность, валидность (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекция / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Значение терминов «психометрика» и «психометрия». Понятие о тестологии как ядре психометрии. Тестирование: педагогическое, психологическое, профессиональное – сходство и отличия. Значение термина «дифференциация». Дифференциальная психометрия – наука о дифференциальных психических измерениях. Индивидуальные различия между людьми в качественном и количественном составе их психических свойств, мотивов, поведенческих черт и т.д.

Понятие о стандартизации методик. Психометрика как математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик.

Психометрические свойства психодиагностических методик. Валидность как термин и понятие. Разновидности валидности. Критерии валидности. Надёжность методики. Способы установления надёжности. Репрезентативность методики. Требования к психологу-психометристу (разработчику методик).

Лекция № 2. Значение терминов «психометрика» и «психометрия». Понятие о стандартизации методик. Психометрика как математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Психометрические свойства психодиагностических методик. Валидность как термин и понятие. Разновидности валидности. Критерии валидности. Надёжность методики. Способы установления надёжности. Репрезентативность методики. Требования к психологу-психометристу (разработчику методик).

Самостоятельная работа. Понятие о тестологии как ядре психометрии. Тестирование: педагогическое, психологическое, профессиональное – сходство и отличия. Значение термина «дифференциация». Дифференциальная психометрия – наука о дифференциальных психических измерениях. Индивидуальные различия между людьми в качественном и количественном составе их психических свойств, мотивов, поведенческих черт и т.д.

Основные понятия темы:

- психометрика - дифференциация

- психометрия - дифференциальная психометрия

- тест - дифференциальная психология

- тестология - психометрические свойства

- тестирование - валидность

- тестирование педагогическое - надёжность

- тестирование психологическое - репрезентативность

- тестирование профессиональное - стандартизация методик

Тема 1.3. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагностической процедуре (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 4 часа – самостоятельная работа).

Программное содержание темы. Определение понятия «психодиагностическая процедура». Психологическое обследование, психологическое исследование: сходство и отличие понятий. Психологический анализ результатов обследования (интерпретация).

Технология проведения психодиагностической процедуры.

Нормативные требования к психодиагностической процедуре:

· принципы психодиагностики (соблюдение тайны, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности выводов, принцип эффективности предлагаемых рекомендаций);

· особые квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, занимающемуся психодиагностикой;

· морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры.

Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.

Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.

Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками). Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.

Лекция № 3. Определение понятия «психодиагностическая процедура».

Психологический анализ результатов обследования (интерпретация). Технология проведения психодиагностической процедуры. Особые квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, занимающемуся психодиагностикой; морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры. Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.

Практическое занятие № 2. Психологическое обследование, психологическое исследование: сходство и отличие понятий. Принципы психодиагностики. Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.

Самостоятельная работа. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам. Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками).

Основные понятия темы:

- психодиагностическая процедура

- инструкция

- психологическое обследование

- индивидуальное обследование

- психологическое исследование

- групповое обследование

- интерпретация результатов обследования

- пользователи методик

- нормативные требования

- психодиагностическая литература

- принципы психодиагностики

- психодиагностические материалы

- морально-этические нормы

- компьютеры в психодиагностике

Тема 1.4. Психодиагностические средства (общая трудоёмкость – 12 часов, из них: 6 часов – аудиторные занятия / 4 часа – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Определение понятия «психодиагностические средства». Классификация арсенала психодиагностических средств: методы высокого уровня формализации (строго формализованные) и методы мало формализованные. Разнообразие подходов к классификации.

Классификация строго формализованных методов: тесты, опросники, анкеты, проективная техника, психофизиологический метод.

Характеристика метода тестов. Классификация тестов. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода опросников. Опросники личности. Опросники-анкеты. Биографические анкеты. Характеристика метода проективной техники. Общая характеристика метода. Понятие «проекция». Понятие «неопределённый стимул». Классификация проективных методик в зависимости от стимулов. Характеристика психофизиологического метода. История появления метода. «Тепловское» направление в психологии. Понятие о «дифференциальной психофизиологии». Применение методов строго формализованной психодиагностики в психологической и педагогической практике.

Классификация мало формализованных методов: наблюдение, беседа и интервью, метод анализа продуктов деятельности человека.

Характеристика метода наблюдения. Определение понятия. Цель наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения. Правила проведения наблюдения. Характеристика методов беседы и интервью. Определение понятий. Технология проведения диагностической беседы и диагностического интервью. Характеристика метода анализа продуктов деятельности человека. Определение понятия «продукты деятельности» и «продукты детской деятельности». Анализ продуктов детской деятельности. Интерпретация результатов анализа. Применение методов мало формализованной диагностики в психологической и педагогической практике.

Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.

Лекция № 4. Определение понятия «психодиагностические средства». Классификация арсенала психодиагностических средств: методы высокого уровня формализации (строго формализованные) и методы мало формализованные. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода тестов. Классификация тестов. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода опросников. Опросники личности. Опросники-анкеты. Биографические анкеты. Характеристика метода проективной техники. Общая характеристика метода. Понятие «проекция». Понятие «неопределённый стимул». Классификация проективных методик в зависимости от стимулов. Характеристика психофизиологического метода. История появления метода. «Тепловское» направление в психологии. Понятие о «дифференциальной психофизиологии».

Лекция № 5. Характеристика метода наблюдения. Определение понятия. Цель наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения. Правила проведения наблюдения. Характеристика методов беседы и интервью. Определение понятий. Технология проведения диагностической беседы и диагностического интервью. Характеристика метода анализа продуктов деятельности человека. Определение понятия «продукты деятельности» и «продукты детской деятельности». Анализ продуктов детской деятельности. Интерпретация результатов анализа.

Практическое занятие № 3. Классификация строго формализованных методов: тесты, опросники, анкеты, проективная техника, психофизиологический метод. Классификация мало формализованных методов: наблюдение, беседа и интервью, метод анализа продуктов деятельности человека.

Самостоятельная работа. Применение методов строго формализованной и мало формализованной психодиагностики в психологической и педагогической практике. Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.

Основные понятия темы:

- психодиагностические средства - опросники

- арсенал психодиагностических средств - опросники-анкеты

- методы психодиагностики - проективная техника

- методики психодиагностики - проекция

- строго формализованные методы - неопределённый стимул

- мало формализованные методы - рисуночные пробы

- тесты - психофизиологический метод

- классификация тестов - «тепловское» направление

- дифференциальная психофизиология - наблюдение

- беседа - интервью

- продукты детской деятельности - «тесты учителя»

Тема 1.5. Психолого-педагогическая характеристика. Психологическое заключение (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – лабораторные / и 4 часа – самостоятельная работа студентов.

Программное содержание темы. Определение понятий: «психологическая характеристика», «педагогическая характеристика», «психолого-педагогическая характеристика». Требования к составлению психолого-педагогической характеристики (ПсПХ). Структура ПсПХ. Содержание структурных разделов ПсПХ. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.).

Психологическое заключение.Определение понятия. Заказчики(адресаты) психологического заключения. Требования к структуре заключения в зависимости от запроса, цели заказчика (адресата). Содержание психологического заключения. Требования к оформлению заключения. Формы презентации психологического заключения заказчику, клиенту, адресату. Этические нормы использования психологического заключения в психолого-педагогической практике.

Лекция № 6. Определение понятий: «психологическая характеристика», «педагогическая характеристика», «психолого-педагогическая характеристика». Требования к составлению психолого-педагогической характеристики (ПсПХ). Психологическое заключение.Определение понятия. Заказчики(адресаты) психологического заключения. Содержание психологического заключения.

Лабораторное занятие № 1. Структура ПсПХ. Содержание структурных разделов ПсПХ. Требования к структуре заключения в зависимости от запроса, цели заказчика (адресата). Формы презентации психологического заключения заказчику, клиенту, адресату.

Самостоятельная работа. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.). Этические нормы использования психологического заключения в психолого-педагогической практике.

Основные понятия темы:

- психологическая характеристика

- педагогическая характеристика

- психолого-педагогическая характеристика

- структура психолого-педагогической характеристики

- психологическое заключение

- структура психологического заключения

- оформление заключения

- презентация психологического заключения

- этические нормы использования психологического заключения

Раздел второй: Основные виды психолого-педагогической помощи (общая трудоёмкость – 14 часов, из них: 8 часов – аудиторные занятия / 6 часов – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).

Раздел включает в себя 3 темы.

Тема 2.1. Психопрофилактика и её методы (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Психопрофилактика. Определение понятия. Психопрофилактика как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Категории клиентов психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы. Методы психопрофилактики (просвещение, лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.).

Лекция № 7. Психопрофилактика. Определение понятия. Содержание психопрофилактической работы. Методы психопрофилактики (просвещение, лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.)

Самостоятельная работа. Психопрофилактика как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Категории клиентов психопрофилактической работы.

Основные понятия темы:

- психопрофилактика

- клиенты психопрофилактической работы

- психопрофилактика – направление работы психологической службы

- психопрофилактика – деятельность практического психолога

- методы психопрофилактики

Тема 2.2. Психокоррекция и её методы (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Уровни анализа категории «норма» (нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический).

Пути организации психокоррекции: ориентированный на усреднённое представление о норме решения проблемы; ориентированный на индивидуальные возможности человека. Методы первого пути: психотренинг, советы-поучения, психотехнические игры и др. Методы второго пути: психодиагностические исследования, построение индивидуальных коррекционных программ и др.

Лекция № 8. Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции и их методы.

Самостоятельная работа. Уровни анализа категории «норма» (нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический).

Основные понятия темы:

- психокоррекция

- психокоррекция – направление работы психологической службы

- психокоррекция – деятельность практического психолога

- схема психокоррекции

- пути организации психокоррекции

- методы психокоррекции

Тема 2.3. Психолого-педагогическое консультирование (общая трудоёмкость – 6 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Психологическое консультирование. Определение понятия. Отличие консультирования от психотерапии (медицинской). Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Цель, задачи и содержание консультирования в зависимости от запросов клиентов. Понятие о «психологической культуре». Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.

Лекция № 9. Психологическое консультирование. Определение понятия. Отличие консультирования от психотерапии (медицинской). Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Цель, задачи и содержание консультирования в зависимости от запросов клиентов.

Практическое занятие № 4. Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.

Самостоятельная работа. Понятие о «психологической культуре». Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

Основные понятия темы:

- психологическое консультирование

- психологическое консультирование – направление работы психологической службы

- психологическое консультирование – деятельность практического психолога

- психологическая культура

- консультирование индивидуальное

- консультирование групповое

- этапы процедуры консультирования

Раздел третий: Психологическая служба образования(общая трудоёмкость – 18 часов, из них: 8 часов – аудиторные занятия / 4 часа – лекции, 2 часа – практические, 2 часа – лабораторные / и 10 часов – самостоятельная работа студентов).

Раздел включает в себя 3 темы.

Тема 3.1. Организация психологической службы образования (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов.

Программное содержание темы. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы.

Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение.

Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.

Лекция № 10. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение. Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования.

Самостоятельная работа. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы. Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.

Основные понятия темы:

- психологическая служба образования,

- школьная психологическая служба,

- аспекты школьной психологической службы,

- направления работы школьной психологической службы,

- функции психолога образовательных учреждений,

- структура психологической службы образования,

- нормативно-правовые основы психологической службы образования.

Тема 3.2. Психологическая служба в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные / лабораторные / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей.

Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.

Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.

Лабораторное занятие № 2. Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.

Самостоятельная работа. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.

Основные понятия темы:

- специальная психологическая помощь,

- система специального образования,

- направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений,

- психолого-педагогическое сопровождение детей,

- психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС),

- психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

- психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК),

- психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Тема 3.3. Психолого-педагогическая поддержка семьи (общая трудоёмкость – 10 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).

Программное содержание темы. Психологическая помощь семье. Служба семьи. Ориентированность психологической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая).

Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Лекция № 11. Психологическая помощь семье. Служба семьи. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая).

Практическое занятие № 5. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Самостоятельная работа. Ориентированность психологической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы.

Основные понятия темы:

- психологическая служба семьи,

- педагогическая модель помощи семье,

- диагностическая модель помощи семье,

- социальная модель помощи семье,

- психологическая модель помощи семье,

- психотерапевтическая модель помощи семье,

- психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации