Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
для специальностей 050712 – «тифлопедагогика»,
050713 – «сурдопедагогика», 050714 - «олигофренопедагогика», 050715 – «логопедия», 050716 – «специальная психология»,
050717 – «специальная дошкольная педагогика и психология»
по циклу ОПД. Ф.15 – общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)
Очная форма обучения Курс – 2 Семестр – 4 Объём в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 22 практические занятия – 10 лабораторные занятия – 4 самостоятельная работа – 36 Экзамен - 4 семестр | Заочная форма обучения Курс – 2 Семестр – 3, 4 Объём в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 60 Экзамен - 4 семестр |
Екатеринбург 2010
Рабочая учебная программа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2010. – 73 с.
Составитель: Мазалова С.Л., старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологоии, кандидат психологических наук, Институт специального образования УрГПУ.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИСО УрГПУ
Протокол от ________ № __________
Зав. кафедрой ____________ О. Г. Нугаева
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _________ от _____________
Начальник отдела ____________________ Р.Ю. Шебалов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 2005 года предусматривают изучение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика (ППД)» студентами таких специальностей как: 050712-тифлопедагогика, 050713-сурдопедагогика, 050714-олигофренопедагогика, 050715-логопедия, 050716-специальная психология, 050717-специальная дошкольная педагогика и психология на очном отделении и 050714-олигофренопедагогика, 050715-логопедия, 050716-специальная психология, 050717-специальная дошкольная педагогика и психология на заочном отделении. Общий объём часов по изучаемой дисциплине – 72 часа на всех специальностях и формах обучения, количество аудиторных часов варьируется в зависимости от отделения и срока обучения студентов.
Изучение данной дисциплины очень важно для студентов любой специальности, так как формирует представление о психолого-педагогической диагностике, её диагностическом инструментарии, о психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работе специалистов в системе специального и общего образования. Все перечисленные блоки информации носят пропедевтический характер, и далее будут углубляться, конкретизироваться в зависимости от стандарта образования той специальности, по которой будут обучаться студенты.
Цели дисциплины.
1. Сформировать общее представление о психодиагностическом, диагностико-аналитическом, психопрофилактическом, коррекционно-развивающем и консультативном направлениях работы с детьми и подростками с отклонениями в развитии в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях различных видов, реабилитационных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах, в больницах, поликлиниках, санаториях.
2. Воспитывать и развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции и консультированию.
Задачи дисциплины.
1. Дать понятие о предмете, задачах и месте психолого-педагогической диагностики в системе психологической и педагогической наук и человекознания в целом.
2. Ознакомить с системой основных понятий науки.
3. Познакомить с проведением психолого-педагогического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.
4. Дать представление о психопрофилактической работе с педагогами, родителями, детьми и подростками
5. Дать представление о психологическом просвещении педагогов, родителей, детей и подростков.
6. Дать представление о направлениях оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с различными отклонениями в развитии.
7. Дать представление о дифференциальной психолого-педагогической диагностике, психолого-педагогической характеристике, психологическом и педагогическом диагнозах и заключениях.
8. Дать представление о консультативной работе с родителями, педагогами, детьми и подростками.
9. Дать представление о коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками, а также их семьями, о психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальном образовательном маршруте.
10. Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психолого-педагогической диагностики, всех направлениях работы.
11. Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения по всем специальностям
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего Трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Теоретические основы психолого-педагогической диагностики | ||||||
11.1. | Определение основных понятий науки. История её появления и становления. | ||||||
11.2. | Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность. | ||||||
11.3. | Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре. | ||||||
11.4. | Психодиагностические средства. | ||||||
11.5. | Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение. | ||||||
2. | Основные виды психолого-педагогической помощи | ||||||
22.1. | Психопрофилактика и её методы | ||||||
22.2. | Психокоррекция и её методы | ||||||
22.3. | Психолого-педагогическое консультирование | ||||||
3. | Психологическая служба образования | ||||||
33.1. | Организация психологи-ческой службы образования | ||||||
33.2. | Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях | ||||||
33.3. | Психолого-педагогическая поддержка семьи | ||||||
Всего: |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения по специальностям 050714 – олигофренопедагогика, 050715 – логопедия, 050716 – специальная психология (срок обучения – 5 лет)
№ № п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Теоретические основы психолого-педагогической диагностики | - | |||||
11.1. | Определение основных понятий науки. История её появления и становления. | - | - | ||||
11.2. | Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность. | 2,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
11.3. | Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре. | - | - | ||||
11.4. | Психодиагностические средства. | 8,5 | 2,5 | 1,5 | - | ||
11.5. | Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение. | - | - | ||||
2. | Основные виды психолого-педагогической помощи | - | |||||
22.1. | Психопрофилактика и её методы | 0,5 | 0,5 | - | |||
22.2. | Психокоррекция и её методы | - | - | ||||
22.3. | Психолого-педагогическое консультирование | 0,5 | 0,5 | - | |||
3. | Психологическая служба образования | - | |||||
33.1. | Организация психологи-ческой службы образования | 0,5 | 0,5 | - | |||
33.2. | Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях | 8,5 | 1,5 | 0,5 | - | ||
33.3. | Психолого-педагогическая поддержка семьи | 7,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
Всего: | - |
2.3. Учебно-тематический план заочной формы обучения по специальностям 050715 – логопедия, 050716 – специальная психология, 050717 – специальная дошкольная педагогика и психология (срок обучения – 3,5 года)
№ № пп/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
всего | лекции | практические | лабораторные | ||||
1. | Теоретические основы психолого-педагогической диагностики | - | |||||
11.1. | Определение основных понятий науки. История её появления и становления. | 4,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
11.2. | Дифференциальная психо-метрия. Репрезентатив-ность, надёжность, валид-ность. | - | - | - | - | ||
11.3. | Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре. | 4,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
11.4. | Психодиагностические средства. | 7,5 | 1,5 | 0,5 | - | ||
11.5. | Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое заключение. | 6,5 | 0,5 | - | 0,5 | - | |
2. | Основные виды психолого-педагогической помощи | - | - | ||||
22.1. | Психопрофилактика и её методы | 6,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
22.2. | Психокоррекция и её методы | - | - | ||||
22.3. | Психолого-педагогическое консультирование | 7,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
3. | Психологическая служба образования | - | |||||
33.1. | Организация психологи-ческой службы образования | 0,5 | 0,5 | - | |||
33.2. | Психологическая служба в общеобразовательных спе-циальных (коррекционных) учреждениях | 8,5 | 1,5 | 0,5 | - | ||
33.3. | Психолого-педагогическая поддержка семьи | 7,5 | 0,5 | 0,5 | - | - | |
Всего: | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел первый: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики(общая трудоёмкость – 40 часов, из них: 20 часов – аудиторные занятия / 12 часов - лекции, 6 часов - практические, 2 часа – лабораторные / и 20 часов – самостоятельная работа студентов).
Раздел включает в себя 5 тем.
Тема 1.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 4 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Значение термина «диагноз» (греч.). Дословный перевод термина «психодиагностика». Научное определение психодиагностики в начале ХХ века и на этапе современного состояния науки. Психологический диагноз – основная категория науки психодиагностики. Отличие диагноза медицинского от диагноза психологического. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения. Психологическая и педагогическая диагностики: сходство и отличия. Психолого-педагогическая диагностика. Цель, задачи, предмет науки.
История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Современные проблемы науки и перспективы её развития.
Лекция № 1. Значение термина «диагноз» (греч.). Дословный перевод термина «психодиагностика». Научное определение психодиагностики в начале ХХ века и на этапе современного состояния науки. Психологический диагноз – основная категория науки психодиагностики. Психологическая и педагогическая диагностики: сходство и отличия. Психолого-педагогическая диагностика. Цель, задачи, предмет науки. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук.
Практическое занятие № 1. История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Современные проблемы науки и перспективы её развития.
Самостоятельная работа. Отличие диагноза медицинского от диагноза психологического. Понятие «норма» с общефилософской, психологической и педагогической точек зрения.
Основные понятия темы:
- диагноз - норма
- психодиагностика - педагогическая диагностика
- психологический диагноз - психолого-педагогическая
- медицинский диагноз диагностика
Тема 1.2. Дифференциальная психометрия. Репрезентативность, надёжность, валидность (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекция / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Значение терминов «психометрика» и «психометрия». Понятие о тестологии как ядре психометрии. Тестирование: педагогическое, психологическое, профессиональное – сходство и отличия. Значение термина «дифференциация». Дифференциальная психометрия – наука о дифференциальных психических измерениях. Индивидуальные различия между людьми в качественном и количественном составе их психических свойств, мотивов, поведенческих черт и т.д.
Понятие о стандартизации методик. Психометрика как математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик.
Психометрические свойства психодиагностических методик. Валидность как термин и понятие. Разновидности валидности. Критерии валидности. Надёжность методики. Способы установления надёжности. Репрезентативность методики. Требования к психологу-психометристу (разработчику методик).
Лекция № 2. Значение терминов «психометрика» и «психометрия». Понятие о стандартизации методик. Психометрика как математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Психометрические свойства психодиагностических методик. Валидность как термин и понятие. Разновидности валидности. Критерии валидности. Надёжность методики. Способы установления надёжности. Репрезентативность методики. Требования к психологу-психометристу (разработчику методик).
Самостоятельная работа. Понятие о тестологии как ядре психометрии. Тестирование: педагогическое, психологическое, профессиональное – сходство и отличия. Значение термина «дифференциация». Дифференциальная психометрия – наука о дифференциальных психических измерениях. Индивидуальные различия между людьми в качественном и количественном составе их психических свойств, мотивов, поведенческих черт и т.д.
Основные понятия темы:
- психометрика - дифференциация
- психометрия - дифференциальная психометрия
- тест - дифференциальная психология
- тестология - психометрические свойства
- тестирование - валидность
- тестирование педагогическое - надёжность
- тестирование психологическое - репрезентативность
- тестирование профессиональное - стандартизация методик
Тема 1.3. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагностической процедуре (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 4 часа – самостоятельная работа).
Программное содержание темы. Определение понятия «психодиагностическая процедура». Психологическое обследование, психологическое исследование: сходство и отличие понятий. Психологический анализ результатов обследования (интерпретация).
Технология проведения психодиагностической процедуры.
Нормативные требования к психодиагностической процедуре:
· принципы психодиагностики (соблюдение тайны, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности выводов, принцип эффективности предлагаемых рекомендаций);
· особые квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, занимающемуся психодиагностикой;
· морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры.
Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.
Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками). Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.
Лекция № 3. Определение понятия «психодиагностическая процедура».
Психологический анализ результатов обследования (интерпретация). Технология проведения психодиагностической процедуры. Особые квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, занимающемуся психодиагностикой; морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры. Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.
Практическое занятие № 2. Психологическое обследование, психологическое исследование: сходство и отличие понятий. Принципы психодиагностики. Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.
Самостоятельная работа. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам. Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками).
Основные понятия темы:
- психодиагностическая процедура
- инструкция
- психологическое обследование
- индивидуальное обследование
- психологическое исследование
- групповое обследование
- интерпретация результатов обследования
- пользователи методик
- нормативные требования
- психодиагностическая литература
- принципы психодиагностики
- психодиагностические материалы
- морально-этические нормы
- компьютеры в психодиагностике
Тема 1.4. Психодиагностические средства (общая трудоёмкость – 12 часов, из них: 6 часов – аудиторные занятия / 4 часа – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Определение понятия «психодиагностические средства». Классификация арсенала психодиагностических средств: методы высокого уровня формализации (строго формализованные) и методы мало формализованные. Разнообразие подходов к классификации.
Классификация строго формализованных методов: тесты, опросники, анкеты, проективная техника, психофизиологический метод.
Характеристика метода тестов. Классификация тестов. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода опросников. Опросники личности. Опросники-анкеты. Биографические анкеты. Характеристика метода проективной техники. Общая характеристика метода. Понятие «проекция». Понятие «неопределённый стимул». Классификация проективных методик в зависимости от стимулов. Характеристика психофизиологического метода. История появления метода. «Тепловское» направление в психологии. Понятие о «дифференциальной психофизиологии». Применение методов строго формализованной психодиагностики в психологической и педагогической практике.
Классификация мало формализованных методов: наблюдение, беседа и интервью, метод анализа продуктов деятельности человека.
Характеристика метода наблюдения. Определение понятия. Цель наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения. Правила проведения наблюдения. Характеристика методов беседы и интервью. Определение понятий. Технология проведения диагностической беседы и диагностического интервью. Характеристика метода анализа продуктов деятельности человека. Определение понятия «продукты деятельности» и «продукты детской деятельности». Анализ продуктов детской деятельности. Интерпретация результатов анализа. Применение методов мало формализованной диагностики в психологической и педагогической практике.
Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.
Лекция № 4. Определение понятия «психодиагностические средства». Классификация арсенала психодиагностических средств: методы высокого уровня формализации (строго формализованные) и методы мало формализованные. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода тестов. Классификация тестов. Разнообразие подходов к классификации. Характеристика метода опросников. Опросники личности. Опросники-анкеты. Биографические анкеты. Характеристика метода проективной техники. Общая характеристика метода. Понятие «проекция». Понятие «неопределённый стимул». Классификация проективных методик в зависимости от стимулов. Характеристика психофизиологического метода. История появления метода. «Тепловское» направление в психологии. Понятие о «дифференциальной психофизиологии».
Лекция № 5. Характеристика метода наблюдения. Определение понятия. Цель наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения. Правила проведения наблюдения. Характеристика методов беседы и интервью. Определение понятий. Технология проведения диагностической беседы и диагностического интервью. Характеристика метода анализа продуктов деятельности человека. Определение понятия «продукты деятельности» и «продукты детской деятельности». Анализ продуктов детской деятельности. Интерпретация результатов анализа.
Практическое занятие № 3. Классификация строго формализованных методов: тесты, опросники, анкеты, проективная техника, психофизиологический метод. Классификация мало формализованных методов: наблюдение, беседа и интервью, метод анализа продуктов деятельности человека.
Самостоятельная работа. Применение методов строго формализованной и мало формализованной психодиагностики в психологической и педагогической практике. Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.
Основные понятия темы:
- психодиагностические средства - опросники
- арсенал психодиагностических средств - опросники-анкеты
- методы психодиагностики - проективная техника
- методики психодиагностики - проекция
- строго формализованные методы - неопределённый стимул
- мало формализованные методы - рисуночные пробы
- тесты - психофизиологический метод
- классификация тестов - «тепловское» направление
- дифференциальная психофизиология - наблюдение
- беседа - интервью
- продукты детской деятельности - «тесты учителя»
Тема 1.5. Психолого-педагогическая характеристика. Психологическое заключение (общая трудоёмкость – 8 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – лабораторные / и 4 часа – самостоятельная работа студентов.
Программное содержание темы. Определение понятий: «психологическая характеристика», «педагогическая характеристика», «психолого-педагогическая характеристика». Требования к составлению психолого-педагогической характеристики (ПсПХ). Структура ПсПХ. Содержание структурных разделов ПсПХ. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.).
Психологическое заключение.Определение понятия. Заказчики(адресаты) психологического заключения. Требования к структуре заключения в зависимости от запроса, цели заказчика (адресата). Содержание психологического заключения. Требования к оформлению заключения. Формы презентации психологического заключения заказчику, клиенту, адресату. Этические нормы использования психологического заключения в психолого-педагогической практике.
Лекция № 6. Определение понятий: «психологическая характеристика», «педагогическая характеристика», «психолого-педагогическая характеристика». Требования к составлению психолого-педагогической характеристики (ПсПХ). Психологическое заключение.Определение понятия. Заказчики(адресаты) психологического заключения. Содержание психологического заключения.
Лабораторное занятие № 1. Структура ПсПХ. Содержание структурных разделов ПсПХ. Требования к структуре заключения в зависимости от запроса, цели заказчика (адресата). Формы презентации психологического заключения заказчику, клиенту, адресату.
Самостоятельная работа. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.). Этические нормы использования психологического заключения в психолого-педагогической практике.
Основные понятия темы:
- психологическая характеристика
- педагогическая характеристика
- психолого-педагогическая характеристика
- структура психолого-педагогической характеристики
- психологическое заключение
- структура психологического заключения
- оформление заключения
- презентация психологического заключения
- этические нормы использования психологического заключения
Раздел второй: Основные виды психолого-педагогической помощи (общая трудоёмкость – 14 часов, из них: 8 часов – аудиторные занятия / 6 часов – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).
Раздел включает в себя 3 темы.
Тема 2.1. Психопрофилактика и её методы (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Психопрофилактика. Определение понятия. Психопрофилактика как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Категории клиентов психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы. Методы психопрофилактики (просвещение, лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.).
Лекция № 7. Психопрофилактика. Определение понятия. Содержание психопрофилактической работы. Методы психопрофилактики (просвещение, лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.)
Самостоятельная работа. Психопрофилактика как направление работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Категории клиентов психопрофилактической работы.
Основные понятия темы:
- психопрофилактика
- клиенты психопрофилактической работы
- психопрофилактика – направление работы психологической службы
- психопрофилактика – деятельность практического психолога
- методы психопрофилактики
Тема 2.2. Психокоррекция и её методы (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Уровни анализа категории «норма» (нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический).
Пути организации психокоррекции: ориентированный на усреднённое представление о норме решения проблемы; ориентированный на индивидуальные возможности человека. Методы первого пути: психотренинг, советы-поучения, психотехнические игры и др. Методы второго пути: психодиагностические исследования, построение индивидуальных коррекционных программ и др.
Лекция № 8. Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции и их методы.
Самостоятельная работа. Уровни анализа категории «норма» (нейропсихологический, общепсихологический, возрастно-психологический).
Основные понятия темы:
- психокоррекция
- психокоррекция – направление работы психологической службы
- психокоррекция – деятельность практического психолога
- схема психокоррекции
- пути организации психокоррекции
- методы психокоррекции
Тема 2.3. Психолого-педагогическое консультирование (общая трудоёмкость – 6 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Психологическое консультирование. Определение понятия. Отличие консультирования от психотерапии (медицинской). Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Цель, задачи и содержание консультирования в зависимости от запросов клиентов. Понятие о «психологической культуре». Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.
Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.
Лекция № 9. Психологическое консультирование. Определение понятия. Отличие консультирования от психотерапии (медицинской). Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Цель, задачи и содержание консультирования в зависимости от запросов клиентов.
Практическое занятие № 4. Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.
Самостоятельная работа. Понятие о «психологической культуре». Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.
Основные понятия темы:
- психологическое консультирование
- психологическое консультирование – направление работы психологической службы
- психологическое консультирование – деятельность практического психолога
- психологическая культура
- консультирование индивидуальное
- консультирование групповое
- этапы процедуры консультирования
Раздел третий: Психологическая служба образования(общая трудоёмкость – 18 часов, из них: 8 часов – аудиторные занятия / 4 часа – лекции, 2 часа – практические, 2 часа – лабораторные / и 10 часов – самостоятельная работа студентов).
Раздел включает в себя 3 темы.
Тема 3.1. Организация психологической службы образования (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные занятия / лекции / и 2 часа – самостоятельная работа студентов.
Программное содержание темы. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы.
Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение.
Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.
Лекция № 10. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение. Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования.
Самостоятельная работа. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы. Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.
Основные понятия темы:
- психологическая служба образования,
- школьная психологическая служба,
- аспекты школьной психологической службы,
- направления работы школьной психологической службы,
- функции психолога образовательных учреждений,
- структура психологической службы образования,
- нормативно-правовые основы психологической службы образования.
Тема 3.2. Психологическая служба в общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях (общая трудоёмкость – 4 часа, из них: 2 часа – аудиторные / лабораторные / и 2 часа – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей.
Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.
Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.
Лабораторное занятие № 2. Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.
Самостоятельная работа. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.
Основные понятия темы:
- специальная психологическая помощь,
- система специального образования,
- направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений,
- психолого-педагогическое сопровождение детей,
- психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС),
- психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
- психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК),
- психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Тема 3.3. Психолого-педагогическая поддержка семьи (общая трудоёмкость – 10 часов, из них: 4 часа – аудиторные занятия / 2 часа – лекции, 2 часа – практические / и 6 часов – самостоятельная работа студентов).
Программное содержание темы. Психологическая помощь семье. Служба семьи. Ориентированность психологической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая).
Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Лекция № 11. Психологическая помощь семье. Служба семьи. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая).
Практическое занятие № 5. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Самостоятельная работа. Ориентированность психологической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы.
Основные понятия темы:
- психологическая служба семьи,
- педагогическая модель помощи семье,
- диагностическая модель помощи семье,
- социальная модель помощи семье,
- психологическая модель помощи семье,
- психотерапевтическая модель помощи семье,
- психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ