Оценка согласованности вузов в представлении понятия «качество образовательного процесса» с позиций необходимости мониторинга удовлетворенности непосредственных потребителей
Составные элементы категории в оценке студентов | Вузы России | ||||
ТюмГАСУ | МГСА | МосГУ | СибУПК | БПГУ | |
Процесс обучения | |||||
- материально-техническая база (инфраструктура) | + | + | + | + | + |
- оснащенность и укомплектованность аудиторий | + | + | + | + | + |
- доступ к компьютерным технологиям | + | + | - | + | |
- работа студенческого и спортивного клубов | - | + | - | + | - |
- санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий, пунктов общественного питания | - | + | - | - | |
- организация самостоятельной работы | + | + | + | + | + |
- организация научно-исследовательской деятельности студентов | + | + | + | + | + |
- нравственно-психологическая атмосфера | + |
Продолжение таблицы 1
Кадровый потенциал | |||||
- профессионализм ППС | + | + | - | + | + |
- методическая подготовленность ППС | + | + | - | - | - |
- отношение преподавателей к студентам | + | + | - | - | + |
- умение заинтересовать | + | + | - | - | + |
Качество абитуриентов и студентов | - | + | - | - | - |
Профессионализм выпускников | + | + | + | + | |
Качество отношений с внешней социальной средой | + |
Рис 1. Распределение составных элементов категории «качество образовательного процесса» в представлении вузов
В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
· такие элементы образовательного процесса как материально-техническая база и оснащенность аудиторного фонда, профессионализм ППС являются обязательными элементами представления о качестве образовательного процесса;
· несмотря на то, что кадровый потенциал – очень важная категория при оценке качества образовательного процесса, многие вузы не учитывают педагогическую составляющую требований к ППС (методическую подготовленность, умение заинтересовать, заинтересованность в успехах студентов и пр.);
· для вузов разную степень значимости имеют внеучебная и воспитательная работа;
· немногие вузы ассоциируют качество образовательного процесса с качеством абитуриентов и качеством отношений с внешней социальной средой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство/А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. – М. : КНОРУС, 2009. - 432 с.
2. Мониторинг удовлетворённости субъектов образовательного процесса вуза качеством образовательных услуг// Н.Н. Шилова. – Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Издательство: Сургутский государственный педагогический университет (Сургут) ISSN: 2078-7626, 36 2012г, С.101-107.
3. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе / З. Капелюк, С. Донецкая, Л. Струминская// Стандарты и качество.2007.№1
4. Прудникова М.М. Оценка студентами качества образовательного процесса в университете / М.М. Прудникова, К.Н. Падюков, В.А. Акимов // Гарантии качества высшего профессионального образования: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. – С. 305-307.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
5. Учебно-воспитательный процесс в общественном мнении студентов. По итогам социологического исследования МосГУ // http:// www.mosgu.ru
6. Федеральная служба государственной статистики // http:// www.gks.ru
7. ОфициальныйсайтМГСА //http://www.mosgu.ru
С.А. Медведева