Проектирование исследования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа как форма организации самостоятельной

Работы студента

Курсовая работа – это форма организации учебно-исследовательской деятельности студента. Ее назначение – развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания.

Кроме того, это еще и форма контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данная работа выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТа.

Курсовая работа, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников. Выполняя эту работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного про­ектирования практической деятельности.

В целом, последовательное и качественное выполнение курсовых работ обеспечит специалисту формирование методологической, психологической, педагогической, организационной и исследовательской культуры как основы профессиональной компетентности.

Виды курсовых работ

Курсовые работы бывают разных видов:

- реферативные,

- практические,

- опытно-экспериментальные.

Их отличия заключаются в следующем:

- курсовая работа реферативного характера строится на теоретическом материале. В ней раскрывается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.

- курсовая работа практического характера состоит из двух частей (глав), где первая часть представляет теоретические основы разрабатываемой темы. Вторая часть (глава) представляет собой подбор и систематизацию методического материла для практической работы, обобщение опыта работы специалиста данного профиля по исследуемой проблеме.

- курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение фрагмента эксперимента (диагностику исследуемой проблемы). Как правило, это констатирующий этап эксперимента. Курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из двух частей (глав): первая – теоретическая, вторая – опытно – экспериментальная, в которой даётся характеристика базы исследования (тип и вид образовательной организации, материально-техническое оснащение, методическое обеспечение, психолого-педагогические особенности детей экспериментальной группы и др.), описание диагностики, обработка и анализ результатов эксперимента. В курсовой работе опытно-экспериментального характера выдвигается описательная гипотеза.

Выбор и формулировка темы

Тема — это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Темы курсовых работ определяются квалифициро­ванными специалистами и предлагаются обучающим­ся для выбора с возможным последующим уточнением. Сту­дент имеет право предложить свою тему в соот­ветствии с изучаемыми учебными курсами и целями обуче­ния.

Выбор темы совершается при соблюдении нескольких об­щих правил:

- тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста;

- тема выбирается с учетом и на основе лич­ных познавательных и исследовательских возможностей ис­полнителя;

- тема выбирается с учетом актуальности, т.е. ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения или самого исполнителя.

После того как вы оценили свою тему на возможность ее каче­ственного выполнения, следует поразмыслить над ее форму­лировкой (соответствует ли она некоторым общим требованиям):

· предельная краткость;

· проблемность;

· ясность смыслов, т. е. понятность;

· благозвучность.

Краткость темы — важнейшее ее качество. Общее количество слов следует по возможности довести до 6-7 (но не боле 11). Если тему невозможно сформулировать кратко, часть ее луч­ше представить в подзаголовке и дать его в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, при­частных и деепричастных оборотов, вводных слов. Каждое сло­во должно быть понятно исполнителю. В целом тема должна читаться, как говорят, на одном дыхании, легко и свободно, что означает лексическую грамотность ее формулировки.

Проблемность темы означает ее направленность на совер­шение каких-либо действий, т. е. на изменение, или установ­ление зависимостей. Например, тема «Нравственное воспита­ние подростков» не является проблемной, поскольку она лишь констатирует присутствие такого воспитания, и только. Темы же «Формирование нравственных представлений у младших подростков» или «Влияние труда на нравственное становление подростков» — проблемные. В первом случае заложена идея некоего педагогического действия, во втором — обозна­чены связи и зависимости компонентов темы.

Ключевые слова в теме (заголовке) представ­ляют собой те понятия, которым посвящается вся работа. В те­ме указываются и ограничительные условия, определяющие исследования (например, возраст детей).

Организация исследования

Исследовательская деятельность подразделяется на мно­жество исследовательских операций. Каждая операция выполняет функ­цию контрольной точки исследования.

Точное количество и наименования операций могут уточняться с научным руководителем при учете особенностей са­мой работы. Последовательный перечень операций с указанием примерных сроков выполнения и является графиком работы.


Вариант графика выполнения курсовой работы

1. Выбор темы.

2. Первичное ознакомление с литературой.

3. Корректировка темы.

4. Проектирование исследования: разработка научного аппарата.

5. Проектирование исследования: разработка плана написания работы (оглавление).

6. Изучение литературы, конспектирование.

7. Анализ литературы.

8. Написание теоретической части исследования.

9. Написание практической (эмпирической) части исследования.

10. Разработка «Заключения».

11. Подготовка «Приложения».

12. Подготовка «Списка литературы».

13. Редактирование текста.

14. Сдача научному руководителю.

15. Доработка по замечаниям научного руководителя.

16. Оформление работы.

17. Подготовка выступления к защите.

18. Защита курсовой работы.

Проектирование исследования

Проектирование исследованиязаключается в предварительной разработке научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Состав научного аппаратакурсовой работы:

· Актуальность темы

· Проблема исследования

· Объект исследования;

· Предмет исследования;

· Цель исследования;

· Задачи исследования;

· Методы исследования;

· База исследования.

Актуальность темы исследованияопределяется и описывается на основании:

- соответствия ее государственному и региональному заказу, т. е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендаци­ях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и региональной;

- степени ее разработанности в науке, прежде всего — отечественной (указать недостаточно изученные стороны проблемы).

- состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов (показать противоречия, недостатки в обученности и воспитанности детей, подлежащие устранению; показать недостатки в образовательном процессе, которые ведут к указанным противоречиям в обученности и воспитанности детей).

Обосновать актуальность – значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить «слабое звено» — одну из сторон противоречия. Это «белое пятно» на карте науки, «знание о незнании».

Когда формулируется проблема, полезно задать себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

В педагогических исследованиях она может формулироваться в виде вопроса, например: «Каковы условия? Каковы методы формирования? Каковы принципы формирования тех или иных качеств?» или в виде предполагаемого результата исследования, например: «Определение методов и форм обучения, направленных на формирование…»

Объект исследования - это педагогическое пространство, область, в которой находится то, что будет изучаться. При определении объекта исследования следует задать себе вопрос: что рассматривается?

В педагогической науке это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию в воспитании, образовании, развитии, формировании личности и коллектива. Например: процесс формирования познавательных интересов учащихся, процесс формирования каких-либо качеств у дошкольников и школьников, музыкально-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования - то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношение, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Определяя предмет исследования полезно задать себе вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Предметом могут быть явления в целом, отдельные их стороны. Если объект исследования - «Развитие творческой активности у дошкольников (школьников), то предметом исследования могут быть – «педагогические условия», «педагогические возможности», «какая-либо деятельность или средство как фактор развития творческой активности».

Объект и предмет исследования должны быть из одной области (педагогики, либо психологии).

Цель исследования – это формулирование желаемого результата исследования. Какой результат предполагается получить?

Текстуально, цель почти полностью повторяет название или тему работы.

Можно выделить несколько видов целей педагогического исследования:

1. Определение особенностей противоречивого, малоизученного явления.Если тема исследования «Особенности инновационных процессов в образовательных учреждениях города Воткинска», то цель курсовой работы – «Изучение особенностей инновационных процессов». К данным особенностям могут относиться планово- директивный характер инноваций, инновации как инициатива педагога, инновации как управляемый процесс и т.п.

2. Установление (выявление, обоснование и т. п.) связей, зависимостей и взаимозависимостей.

Например, «Изучить влияние стиля деятельности классного руководителя на воспитанность школьников».

3. Изучение динамики явлений.

Например, «Изучить динамику познавательных интересов школьников при использовании метода проектов в музыкальном образовании».

Важно, чтобы в тексте курсовой работы полученные результаты соответствовали поставленной цели.

Задачи исследования – шаги по достижению цели. При постановке задач следует ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Задач должно быть не мене трех, но не боле пяти. Задачи по своему содержанию должны перекликаться с параграфами оглавления. Содержание каждого параграфа должно быть направлено на решение определенной задачи.

Методы исследования - способы изучения педагогических явлений.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы:

Теоретические методы исследования:

· анализ литературы, документации и других продуктов педагогической деятельности; анализ понятий, терминов, основанных на общности (разложение на отдельные элементы, исследование отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо);

· синтез (смысловое соединение, метод исследования явлений в его единстве и взаимосвязи; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом);

· сравнение, обобщение;

· прогнозирование;

· моделирование.

Эмпирические методы исследования:

· наблюдение;

· беседа;

· анкетирование;

· тестирование;

· интервьюирование;

· педагогический консилиум;

· изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта;

· педагогический эксперимент.

Математические методы исследования:

· шкалирование (диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качества, явления получают свое числовое выражение посредством количественных оценок). С помощью этого метода можно оценить уровень сформированности, развития качеств, свойств личности; получить дополнительные данные; выявить отношения педагогов, родителей к различным сторонам образовательного процесса;

· ранжирование;

· рейтинг и др..

База исследования – например, «учащиеся 5 г класса МБОУ «СОШ № 10» г.Воткинска».

Директор школы (заведующий):

Музыкальный руководитель (воспитатель):

Наши рекомендации