При которой применение приема (метода) наиболее целесообразно. Необходимость реализовать основу психики человека — деятельность, т
Необходимость реализовать основу психики человека — деятельность, т. е. систему действий и операций
Необходимость понимания диалектического развития процесса взаимодействия и преобразования предметов и объектов окружающего мира
Использование основ психологической теории обучения, оптимизация процессов передачи, восприятия и усвоения учебной информации
Необходимость приобретения обучаемыми интеллектуальных умений
Обобщенна} оценка педа гогического мастерства
Очень высокая
Очень высокая
Очень высокая
Очень высокая
3.5. Массив педагогической информации для реализации деятельностного подхода к обучению
Этот массив связан с необходимостью совершенствования системы взаимодействия преподавателя с обучаемым в процессе проведения различных видов занятий (табл. 3.4) [8]. Роль педагога приэтом состоит в обеспечении различных видов деятельности студентов.
5. Передача информации об объектах и способах действия
6. Передача опыта профессиональной и творческой деятельности
Проведение страте-
I гических кооператив
ных игр________
Подготовка творческой личности, готовой к профессиональной деятельности
Необходимость практического освоения действительности, связь теории практикой
Необходимость обучения коллектив
ной деятельности и принятию реше-
ний в условиях конфликта________
Высокая
Очень высокая
Очень высокая
S. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.4
Продолжение таблицы 3.3
Наименование приема (метода) | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогического мастерства |
15. Проведение орга-низационно-деятель-ностных игр | Необходимость привития навыков коллективной деятельности, а также умения руководить коллективом | Очень высокая |
16. Проведение игрового проектирования [10] | Необходимость обучения приемам игровой деятельности в процессе курсового и дипломного проектирования | Очень высокая |
17. Использование в учебном процессе мультимедиа и гипермедиа | Активизация познавательной и творческой деятельности обучаемых | Высокая |
18. Информатизация учебного процесса | Необходимость переноса наиболее трудоемких операций на вычислительную технику | Высокая |
19. Развитие коммуникативно-творческих способностей обучаемых | Необходимость умения использовать опыт других, организовывать коллективную учебно-творческую деятельность | Очень высокая |
20. Развитие интеллектуально-эвристических способностей обучаемых | Обучение генерации идей, выдвижению гипотез, фантазированию, видению проблем, умению преодолевать инерцию мышления | Очень высокая |
21. Развитие способности обучаемых к самоуправлению в учебно-творческой деятельности | Необходимость приобретения целенаправленности, целеустремленнос-ги, способности к планированию, самоорганизации, самоконтролю, са-чооценке | Очень высокая |
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Окончание таблицы 3.4
Вопросы для самоконтроля
Наименование приема (метода) | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогическогомастерства |
22. Воспитание трудолюбия, организованности, самостоятельности в поисках путей выполнения заданий | Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов | Очень высокая |
23. Морфологический анализ и синтез научно-технических решений [11] | Привитие обучаемым навыков комбинаторики, поиска идеального конечного результата, программного выбора альтернативных вариантов | Очень высокая |
24. Проведение блиц-игр | Обучение принятию оптимальных стратегических решений в условиях дефицита времени | Очень высокая |
25. Автоматизированный поиск оптимальных научно-технических решений [12, 13] | Необходимость обучения на основе И-ИЛИ-деревьев или И-ИЛИ-гра-фов с помощью ЭВМ находить идеальный конечный результат | Очень высокая |
Рассмотрены массивы педагогической информации для решения следующих психолого-педагогических аспектов:
• активизации познавательной деятельности и творчества обу
чаемых;
• развития творчества при проведении игровых практических
занятий;
• активизации психолого-педагогической подготовки студентов;
• реализации деятельностного подхода к обучению.
1. Что понимается под массивами информации?
2. Приведите примеры технических массивов информации.
3. Каковы особенности массивов педагогической информации?
4. Что представляет собой массив педагогической информа
ции для активизации познавательной деятельности и твор
чества обучаемых?
5. Приведите несколько таких приемов или методов активиза
ции познавательной деятельности и творчества, которые
наиболее высоко оцениваются.
6. Что представляет собой обобщенная оценка педагогическо
го мастерства?
7. Что представляет собой массив педагогической информа
ции для развития творчества при проведении игровых прак
тических занятий?
8. Назовите несколько наиболее эффективных приемов (мето
дов) из массива для развития творчества при проведении иг
ровых практических занятий.
9. Что представляет собой массив педагогической информа
ции для активизации психолого-педагогической подготовки
студентов?
10. Приведите несколько наиболее эффективных приемов (мето
дов) из массива для активизации психолого-педагогической
подготовки студентов.
12. |
11 • Что представляет собой массив педагогической информации для реализации деятельностного подхода к обучению? Назовите несколько наиболее эффективных приемов (методов) из массива для реализации деятельностного подхода к обучению.
13. Какие приемы (методы) в рассмотренных массивах педагогической информации, на Ваш взгляд, являются общими?
*4. Какие, по Вашему мнению, массивы педагогической информации можно сформулировать, кроме рассмотренных?
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Продолжение таблицы 3.4
Продолжение таблицы 3.3
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Окончание таблицы 3.4
Вопросы для самоконтроля
Наименование приема (метода) | Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно | Обобщенная оценка педагогического мастерства |
22. Воспитание трудолюбия, организованности, самостоятельности в поисках путей выполнения заданий | Формирование опыта творческой деятельности будущих специалистов | Очень высокая |
23. Морфологический анализ и синтез научно-технических решений [И] | Привитие обучаемым навыков комбинаторики, поиска идеального конечного результата, программного выбора альтернативных вариантов | Очень высокая |
24. Проведение блиц-игр | Обучение принятию оптимальных стратегических решений в условиях дефицита времени | Очень высокая |
25. Автоматизированный поиск оптимальных научно-технических решений [12, 13] | Необходимость обучения на основе И-ИЛ И-деревьев или И-ИЛИ-гра-фов с помощью ЭВМ находить идеальный конечный результат | Очень высокая |
Рассмотрены массивы педагогической информации для решения следующих психолого-педагогических аспектов:
• активизации познавательной деятельности и творчества обу
чаемых;
• развития творчества при проведении игровых практических
занятий;
• активизации психолого-педагогической подготовки студентов;
• реализации деятельностного подхода к обучению.
1. 2. 3. 4. |
Что понимается под массивами информации? Приведите примеры технических массивов информации. Каковы особенности массивов педагогической информации? Что представляет собой массив педагогической информации для активизации познавательной деятельности и творчества обучаемых?
5. |
Приведите несколько таких приемов или методов активизации познавательной деятельности и творчества, которые наиболее высоко оцениваются.
6. |
Что представляет собой обобщенная оценка педагогического мастерства?
7. |
Что представляет собой массив педагогической информации для развития творчества при проведении игровых практических занятий?
8. |
Назовите несколько наиболее эффективных приемов (методов) из массива для развития творчества при проведении игровых практических занятий.
9. |
Что представляет собой массив педагогической информации для активизации психолого-педагогической подготовки студентов?
10. Приведите несколько наиболее эффективных приемов (мето
дов) из массива для активизации психолого-педагогической
подготовки студентов.
11. Что представляет собой массив педагогической информа
ции для реализации деятельностного подхода к обучению?
12. Назовите несколько наиболее эффективных приемов (методов)
из массива для реализации деятельностного подхода к обучению.
13. Какие приемы (методы) в рассмотренных массивах педагоги
ческой информации, на Ваш взгляд, являются общими?
14- Какие, по Вашему мнению, массивы педагогической информации можно сформулировать, кроме рассмотренных?
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Библиографический список
1. Маригодов В. К., Слободянюк А. А. Основы научных исследова
ний: Инженерная педагогика. — Севастополь: Изд-во СевГТУ,
1999. —240 с.
2. Половинкин А. И. Основы инженерного творчества: Учеб. посо
бие для студентов втузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ма
шиностроение, 1988. — 368 с.
3. Маригодов В. К., Слободянюк А. А. Массив информации и педа
гогика. // Специалист. — 1995. — № 8. — С. 23-26.
4. Маригодов В. К., Слободянюк А. А. Эргономико-эвристический
подход к вузовской педагогике: Учеб. пособие для вузов. — Се
вастополь: Изд-во СевГТУ, 1998. — 171 с.
5. Козлакова Г. А., Маригодов В. К, Слободянюк А. А. Высшее
техническое образование: педагогический, дидактический и пси
холого-социологический аспекты. / Под общ. ред. А. А. Слободя
нюка. — Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2001. — 268 с.
6. Mapizodoe В. К, Кравченко Ю. М. Шляхи удосконалення творчоТ
активносп студетчв. // Проблеми ocbjth. — 2002. — Вип. 27. —
С. 223-229.
7. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. —176 с.
8. Маригодов В. К., Слободянюк А. А., Стамировски Е. Научные
исследования в педагогике: «Педагогическая информатика». //
Специалист. — 1999. — № 9. — С. 23-26.
9. Шестак Н. В. Методическое обеспечение учебного процесса с
применением технических средств визуальной наглядности. //
Новые методы и средства обучения. — 1998. — Вып. 4. — С. 30-35.
10. Маригодов В. К., Слободянюк А. А., Барски Т. Массив педагоги
ческой информации для игрового проектирования. // Специа
лист. — 1998. — № 3. — С. 24-25.
11. Маригодов В. К., Слободянюк А. А. Морфологические анализ и
синтез при подготовке проблемной лекции. // Специалист. —
2002. — № 7. — С. 25-27.
12. Бабу ров Э. Ф., Куликов Э. Л., Маригодов В. К. Основы научных исследований: Радиоэлектроника: Учеб. пособие для вузов. — К.: Высшая школа. Главное изд-во, 1988. — 230 с. Маригодов В. К., Слободянюк А. А., Фендикевич И. М. Программное решение педагогических задач. //Специалист. — 1999. — № 1.-С. 23-25.
S. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Глава 4 ОЦЕНКА
ИЦсННА