Организационно-методологическое обеспечение практики
Организация практики студентов осуществляется на основе требований и установок Государственного образовательного стандарта, учебного плана и конкретных программ, согласованных с руководителями ведомств и учреждений социально-культурного профиля, являющимися базой практики.
На кафедре социально-культурной деятельности разрабатываются: программа, конкретные индивидуальные задания, подбираются методические пособия, соответствующие целям и задачам каждого вида практики, осуществляется подбор руководителей и объектов практики.
Кафедра определяет в качестве базы для проведения практики учреждения социально-культурного профиля, деятельность которых соответствует целям и задачам ее видов, заключает с ними соответствующие документы о сотрудничестве (см Приложение).
Традиционными базами практики для кафедры выступают ведущие социально-культурные институты г. Санкт-Петербурга:
1. Научно-исследовательские учреждения:
- Институт русского языка и литературы «Пушкинский дом», НИИ культурологии, Институт культурных программ и т.д.;
2. Учреждения искусств:
- Александрийский театр, Мариинский театр , Малый драматический - «Театр Европы», киностудия «Ленфильм», филармония, Цирк, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);
- творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
3. Образовательно-воспитательные учреждения:
- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи и др.);
- дошкольные учреждения (преимущественно инновационные, где присутствует блок дополнительного образования и работа с родителями);
- учреждения дополнительного образования (Дворец творчества юных «Аничков дворец», районные дома и дворцы творчества юных и др.).
4. Научно-просветительные учреждения:
- музеи (Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, Этнографический музей, дворцово-парковые ансамбли - Царское Село, Петергоф, Ломоносов, Гатчина, Репинские пенаты, Павловск и др.).
- историко-мемориальные комплексы, выставки;
- библиотеки (Российская Национальная библиотека, Городская библиотека им. В. В. Маяковского, библиотечно-культурные комплексы);
- Лекторий, Планетарий, Океанариум, Аквапарк, Зоопарк, Дельфинарий и т.д.
5. Культуроохранительные институты:
- Ботанический сад;
- центры экологической культуры;
- реставрационные мастерские.
6. Средства распространения культуры:
- средства массовой информации (телевидение ( 5 канал, канал 100 и т.д.), радио, периодическая печать и т.д.);
- информационно-компьютерные центры и т.д.
7. Культурно-досуговые учреждения:
- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества и т.д.
- концертные учреждения, дома торжеств и т.д.
8. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:
- дома офицеров, солдатские клубы, культурный центр ГУВД;
- дома творческих работников (писателей, художников, журналистов, архитекторов, дизайнеров, композиторов, актеров и т.д.)
9. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:
- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;
- лагеря отдыха, базы досуга;
- стадионы, спортивные залы, спортивные базы и т.д.
10. Туристско-экскурсионные учреждения:
- туристские фирмы;
- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;
- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.
11. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:
- мюзик-холл, дансинги, казино;
- рестораны, кафе;
- тематические, музыкальные клубы и иные центры игрового досуга.
12. Органы и учреждения управления социально-культурной сферой:
- комитеты по культуре правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- комитеты по образованию правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- комитеты по делам молодежи и связям с общественностью правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- научно-методические центры социально-культурной сферы.
Руководство практикой осуществляют преподаватели, имеющие соответствующую теоретическую подготовку, разносторонне знакомые с опытом работы учреждений культуры, образования, досуга и спорта и владеющие частными методиками погружения студентов в соответствующее направление социально-культурной деятельности.
Организаторы учебно-производственной практики обеспечивают работу студентов совместно с консультантом - опытным специалистом данного учреждения - и несут обоюдную ответственность за выполнение программы практики и объективную оценку ее результатов.
Руководитель разрабатывает индивидуальные программы-задания для студентов, обеспечивает необходимые документы, проводит индивидуальное консультирование, контролирует ход выполнения программы в соответствии с заданиями и сроками; отчитывается на заседании кафедры о ходе и результатах работы студентов на базах практики; организует итоговую конференцию, обобщающую полученный опыт.
В обязанности представителя учреждения социально-культурного профиля, где проходит практика, входит:
-ознакомление студентов с условиями, характером и спецификой работы соответствующего учреждения;
-составление отзыва-характеристики на каждого студента-практиканта;
-участие в защите студентами результатов своей практической деятельности.
Обязанности студента-практиканта заключаются в:
-выполнении учебных заданий в установленные сроки, в соответствии с индивидуальным планом практики;
-соблюдении режима работы правил внутреннего распорядка и техники безопасности на базе практики;
-следовании распоряжениям администрации учреждения социально- культурного профиля, куратора и руководителя практики;
-в сборе различных видов рабочей документации и другого эмпирического материала о базе практики с учетом фактов, необходимых студентам при выполнении курсовых и дипломных работ;
-в составлении отчета о выполнении индивидуального плана-задания;
-в предоставлении на итоговую конференцию по результатам практики, отзывов специалистов-свидетелей работы студентов.
К защите практики студент представляет:
-отчет о прохождении практики (см. Приложение);
-дневник практики (см. Приложение);
-характеристику, данную руководителям практики и заверенную организацией, послужившей базой практики (см. Приложение);
-рабочие материалы, созданные во время прохождения практики (сценарии, анкеты, аудиовизуальные материалы и т.п.).
Защиту принимает комиссия в составе руководителя соответствующего методического объединения и лиц непосредственно руководившими практикой. Комиссия выставляет оценку по пятибалльной школе.
Технологический практикум
Специалист социально-культурной деятельности - это профессионал, который знает как, где и когда осуществляются социально-культурные процессы, какие формы они обретают, кого привлекают, кем организуются. Профессионал социально-культурной сферы реально осознает специфику социально-культурного института, может эффективно реализовывать культуросозидающий потенциал ресурсной базы духовной жизни общества.
Постижения профессионализма достигается в единстве теоретического обучения и практики, которая позволяет студентам увидеть и осмыслить то, что составляет содержание учебных курсов. Студенты включаются в практику все годы пребывания в университете и начинают с ознакомления с материальной базой, кадровым составом, содержанием и формами деятельности учреждений культуры, искусства и досуга.
Технологический практикум - это первая ступень непрерывной сквозной практики, которая в соответствии с учебным планом осуществляется в первом семестре I курса. На этот же период приходится изучение таких учебных дисциплин как «Общие основы СКД», «Введение в общую методику СКД», «Методика художественной организации СКД», «История СКД» и ознакомительная практика выступает как средство иллюстрации этих курсов, как форма непосредственного вовлечения студентов в реальный опыт социально-культурной деятельности.
Цель технологического практикума заключается в том, чтобы углубить и конкретизировать знания студентов о сущности социально-культурной деятельности и ее ресурсной базе.
Задачиэтой практики сводятся к тому, чтобы:
1. Увидеть широкое многообразие социально-культурных институтов; разобраться в специфике различных учреждений, организаций и объединений социально-культурного профиля; познать их функции и структуру; познакомиться с их материальной базой, кадрами, основными направлениями работы.
2. Познакомиться с законодательными и нормативными актами, которые составляют правовую основу социально-культурной деятельности.
3. Встретиться с ведущими специалистами конкретного учреждения (организации, объединения) социально-культурной сферы и получить представление об их функциях.
4. Определить особенности аудитории данного социального института и потенциальные возможности удовлетворения и развития ее потребностей.
Особенности организации ознакомительной практики проявляются в том, чтобы дать студентам возможность наглядно увидеть широчайший диапазон социально-культурной сферы и вычленить в ней различные типы функционирующих социальных институтов от административно- управленческих и научно-исследовательских до образовательно- воспитательных, научно-просветительных, культуротворческих, театрально- зрелищных, культурно-просветительных, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, культурно-досуговых, развлекательно-игровых и т.д. и т.п.
Важнейшая задача данной практики связана с необходимостью познакомить студентов с работающими в них специалистами, с их функциональными обязанностями и профессиональными требованиями. Ознакомительная практика никак не может снизойти до познавательной экскурсии. Студенты в ее процессе не только познают, но и обобщают увиденное и услышанное, ведут дневник и осуществляют разносторонний анализ всего, что характеризует материальную базу, кадровое обеспечение, содержание и формы социально- культурной деятельности учреждений, организаций и объединений сферы культуры, образования, просвещения, спорта, туризма и развлекательно-игрового досуга.
Проводят свой творческий анализ деятельности этих учреждений, проводят сравнительные характеристики тех мероприятий на которых они побывали. Высказывают свои мнения о деятельности конкретных объектов культуры, а так же вносят свои предложения в совершенствование этой работы.
Задача преподавателя, осуществляющего технологический практикум на I-м курсе, состоит в том, чтобы адаптировать способности и возможности иногородних студентов в прохождении более углубленного изучения деятельности ресурсной базы объектов в культуре. Это может быть дополнительный факультатив (вне сетки часов) по изучению всемирных шедевров историко-культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Учебная практика
Вторым звеном сквозной практики, призванной обеспечить непрерывный процесс погружения в специальность, выступает учебная практика, которая проводится в течение четырех недель на III курсе в 6 семестре с отрывом от аудиторных занятий.
Базой практики становятся учреждения и организации социально- культурной сферы, которые способны наиболее полно проиллюстрировать стержневые положения прочитанных в I-V семестрах учебных курсов («Методика художественной организации СКД», «Методика информационно- просветительной деятельности», «Методика организации социально- культурного творчества», «Игровые методики СКД», «Методика организации туристского досуга», «Методика организации аудиовидео досуга» и т.д.).