Организационно-методологическое обеспечение практики

Организация практики студентов осуществляется на основе требований и установок Государственного образовательного стандарта, учебного плана и конкретных программ, согласованных с руководителями ведомств и учреждений социально-культурного профиля, являющимися базой практики.

На кафедре социально-культурной деятельности разрабатываются: программа, конкретные индивидуальные задания, подбираются методические пособия, соответствующие целям и задачам каждого вида практики, осуществляется подбор руководителей и объектов практики.

Кафедра определяет в качестве базы для проведения практики учреждения социально-культурного профиля, деятельность которых соответствует целям и задачам ее видов, заключает с ними соответствующие документы о сотрудничестве (см Приложение).

Традиционными базами практики для кафедры выступают ведущие социально-культурные институты г. Санкт-Петербурга:

1. Научно-исследовательские учреждения:

- Институт русского языка и литературы «Пушкинский дом», НИИ культурологии, Институт культурных программ и т.д.;

2. Учреждения искусств:

- Александрийский театр, Мариинский театр , Малый драматический - «Театр Европы», киностудия «Ленфильм», филармония, Цирк, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

- творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

3. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи и др.);

- дошкольные учреждения (преимущественно инновационные, где присутствует блок дополнительного образования и работа с родителями);

- учреждения дополнительного образования (Дворец творчества юных «Аничков дворец», районные дома и дворцы творчества юных и др.).

4. Научно-просветительные учреждения:

- музеи (Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, Этнографический музей, дворцово-парковые ансамбли - Царское Село, Петергоф, Ломоносов, Гатчина, Репинские пенаты, Павловск и др.).

- историко-мемориальные комплексы, выставки;

- библиотеки (Российская Национальная библиотека, Городская библиотека им. В. В. Маяковского, библиотечно-культурные комплексы);

- Лекторий, Планетарий, Океанариум, Аквапарк, Зоопарк, Дельфинарий и т.д.

5. Культуроохранительные институты:

- Ботанический сад;

- центры экологической культуры;

- реставрационные мастерские.

6. Средства распространения культуры:

- средства массовой информации (телевидение ( 5 канал, канал 100 и т.д.), радио, периодическая печать и т.д.);

- информационно-компьютерные центры и т.д.

7. Культурно-досуговые учреждения:

- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества и т.д.

- концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

8. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

- дома офицеров, солдатские клубы, культурный центр ГУВД;

- дома творческих работников (писателей, художников, журналистов, архитекторов, дизайнеров, композиторов, актеров и т.д.)

9. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

- лагеря отдыха, базы досуга;

- стадионы, спортивные залы, спортивные базы и т.д.

10. Туристско-экскурсионные учреждения:

- туристские фирмы;

- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

11. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

- мюзик-холл, дансинги, казино;

- рестораны, кафе;

- тематические, музыкальные клубы и иные центры игрового досуга.

12. Органы и учреждения управления социально-культурной сферой:

- комитеты по культуре правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- комитеты по образованию правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- комитеты по делам молодежи и связям с общественностью правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- научно-методические центры социально-культурной сферы.

Руководство практикой осуществляют преподаватели, имеющие соответствующую теоретическую подготовку, разносторонне знакомые с опытом работы учреждений культуры, образования, досуга и спорта и владеющие частными методиками погружения студентов в соответствующее направление социально-культурной деятельности.

Организаторы учебно-производственной практики обеспечивают работу студентов совместно с консультантом - опытным специалистом данного учреждения - и несут обоюдную ответственность за выполнение программы практики и объективную оценку ее результатов.

Руководитель разрабатывает индивидуальные программы-задания для студентов, обеспечивает необходимые документы, проводит индивидуальное консультирование, контролирует ход выполнения программы в соответствии с заданиями и сроками; отчитывается на заседании кафедры о ходе и результатах работы студентов на базах практики; организует итоговую конференцию, обобщающую полученный опыт.

В обязанности представителя учреждения социально-культурного профиля, где проходит практика, входит:

-ознакомление студентов с условиями, характером и спецификой работы соответствующего учреждения;

-составление отзыва-характеристики на каждого студента-практиканта;

-участие в защите студентами результатов своей практической деятельности.

Обязанности студента-практиканта заключаются в:

-выполнении учебных заданий в установленные сроки, в соответствии с индивидуальным планом практики;

-соблюдении режима работы правил внутреннего распорядка и техники безопасности на базе практики;

-следовании распоряжениям администрации учреждения социально- культурного профиля, куратора и руководителя практики;

-в сборе различных видов рабочей документации и другого эмпирического материала о базе практики с учетом фактов, необходимых студентам при выполнении курсовых и дипломных работ;

-в составлении отчета о выполнении индивидуального плана-задания;

-в предоставлении на итоговую конференцию по результатам практики, отзывов специалистов-свидетелей работы студентов.

К защите практики студент представляет:

-отчет о прохождении практики (см. Приложение);

-дневник практики (см. Приложение);

-характеристику, данную руководителям практики и заверенную организацией, послужившей базой практики (см. Приложение);

-рабочие материалы, созданные во время прохождения практики (сценарии, анкеты, аудиовизуальные материалы и т.п.).

Защиту принимает комиссия в составе руководителя соответствующего методического объединения и лиц непосредственно руководившими практикой. Комиссия выставляет оценку по пятибалльной школе.

Технологический практикум

Специалист социально-культурной деятельности - это профессионал, который знает как, где и когда осуществляются социально-культурные процессы, какие формы они обретают, кого привлекают, кем организуются. Профессионал социально-культурной сферы реально осознает специфику социально-культурного института, может эффективно реализовывать культуросозидающий потенциал ресурсной базы духовной жизни общества.

Постижения профессионализма достигается в единстве теоретического обучения и практики, которая позволяет студентам увидеть и осмыслить то, что составляет содержание учебных курсов. Студенты включаются в практику все годы пребывания в университете и начинают с ознакомления с материальной базой, кадровым составом, содержанием и формами деятельности учреждений культуры, искусства и досуга.

Технологический практикум - это первая ступень непрерывной сквозной практики, которая в соответствии с учебным планом осуществляется в первом семестре I курса. На этот же период приходится изучение таких учебных дисциплин как «Общие основы СКД», «Введение в общую методику СКД», «Методика художественной организации СКД», «История СКД» и ознакомительная практика выступает как средство иллюстрации этих курсов, как форма непосредственного вовлечения студентов в реальный опыт социально-культурной деятельности.

Цель технологического практикума заключается в том, чтобы углубить и конкретизировать знания студентов о сущности социально-культурной деятельности и ее ресурсной базе.

Задачиэтой практики сводятся к тому, чтобы:

1. Увидеть широкое многообразие социально-культурных институтов; разобраться в специфике различных учреждений, организаций и объединений социально-культурного профиля; познать их функции и структуру; познакомиться с их материальной базой, кадрами, основными направлениями работы.

2. Познакомиться с законодательными и нормативными актами, которые составляют правовую основу социально-культурной деятельности.

3. Встретиться с ведущими специалистами конкретного учреждения (организации, объединения) социально-культурной сферы и получить представление об их функциях.

4. Определить особенности аудитории данного социального института и потенциальные возможности удовлетворения и развития ее потребностей.

Особенности организации ознакомительной практики проявляются в том, чтобы дать студентам возможность наглядно увидеть широчайший диапазон социально-культурной сферы и вычленить в ней различные типы функционирующих социальных институтов от административно- управленческих и научно-исследовательских до образовательно- воспитательных, научно-просветительных, культуротворческих, театрально- зрелищных, культурно-просветительных, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, культурно-досуговых, развлекательно-игровых и т.д. и т.п.

Важнейшая задача данной практики связана с необходимостью познакомить студентов с работающими в них специалистами, с их функциональными обязанностями и профессиональными требованиями. Ознакомительная практика никак не может снизойти до познавательной экскурсии. Студенты в ее процессе не только познают, но и обобщают увиденное и услышанное, ведут дневник и осуществляют разносторонний анализ всего, что характеризует материальную базу, кадровое обеспечение, содержание и формы социально- культурной деятельности учреждений, организаций и объединений сферы культуры, образования, просвещения, спорта, туризма и развлекательно-игрового досуга.

Проводят свой творческий анализ деятельности этих учреждений, проводят сравнительные характеристики тех мероприятий на которых они побывали. Высказывают свои мнения о деятельности конкретных объектов культуры, а так же вносят свои предложения в совершенствование этой работы.

Задача преподавателя, осуществляющего технологический практикум на I-м курсе, состоит в том, чтобы адаптировать способности и возможности иногородних студентов в прохождении более углубленного изучения деятельности ресурсной базы объектов в культуре. Это может быть дополнительный факультатив (вне сетки часов) по изучению всемирных шедевров историко-культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Учебная практика

Вторым звеном сквозной практики, призванной обеспечить непрерывный процесс погружения в специальность, выступает учебная практика, которая проводится в течение четырех недель на III курсе в 6 семестре с отрывом от аудиторных занятий.

Базой практики становятся учреждения и организации социально- культурной сферы, которые способны наиболее полно проиллюстрировать стержневые положения прочитанных в I-V семестрах учебных курсов («Методика художественной организации СКД», «Методика информационно- просветительной деятельности», «Методика организации социально- культурного творчества», «Игровые методики СКД», «Методика организации туристского досуга», «Методика организации аудиовидео досуга» и т.д.).

Наши рекомендации