Номер раздела, темы занятия | Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | | | |
лекции | практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний |
| | | | | | | | |
Раздел 1 | Философия в исторической динамике культуры | | | | | | | |
Модуль 0 | Введение в учебную дисциплину «Философия» 1. О понятии и задачах философии. 2. Философия как способ самопознания человека. 3. Образ философии в истории культуры | | | | | | 1-6 доп.; 40 | |
Модуль 1 | Философия как социокультурный феномен. 1. Понятие мировоззрения. 2. Структура и исторические типы мировоззрения. 3. Генезис и специфика философии как рационально-теоретического мировоззрения. 4. Проблемное поле философии. 5. Взаимосвязь философии и науки искусства, морали, религии. 6. Язык философии. | | | | | Сх. 1 | 1-6 доп.; 40 | Опрос |
Модуль 2 | Исторические типы классической философии. | | | | | | | Опрос. Тесты. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование. |
| 1. Философская мысль древнего Востока. | | | | | | | |
| 2.Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы. | | | | | | 5; 6; 15; 47; 42 | |
| 3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Полемика о природе универсалий. | | | | | | 2; 27;30; 36; 62 | |
| 4. Философские идеи эпохи Ренессанса | | | | | | 15; 33; 39 | |
| 5. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового Времени. Дилемма эмпиризма и рационализма. | | | | | | 8; 18; 53; 55 | |
| 6. Социально-исторические и мировоззренческие основания эпохи Просвещения. | | | | | | 53-55 | |
| 7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Социальная философия марксизма | | | | | | 12; 16; 23; 31; | |
Модуль 3 | Становление и основные направления развития неклассической философии. | | | | | | | Опрос .Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование |
| 1.Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии. | | | | | | 4; 41; 53; 63 | |
| 2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). | | | | | | | |
| 3. Исторические формы философии позитивизма.Постпозитивизм. | | | | | | 3; 10; 28; 48; 58 | |
| 4. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии. | | | | | | 7; 17; 22; 51; 61; 65 | |
| 5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. | | | | | | 2; 30; 50; 57 | |
| 6. Современная философская герменевтика. Философия постмодернизма. | | | | | | 11; 20; 26; 59 | |
Модуль 4 | Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. | | | | | | | |
| 1. Философия как форма осмысления национальных и культурных традиций. 2. Основные этапы развития белорусской философии. 3. Национальное самосознание и национальная идея белорусов. | | | | | | 1; 13; 14; 37; 38; 45; 46; 52; 56; 60 | Опрос .Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование |
Раздел 2 | Основные проблемы современной философии | | | | | | | |
Модуль 5 | Философия бытия | | | – | | | | Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование. |
| 1. Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. | | | | | | 2; 12; 15; 19; 24; 26; 82 | |
| 2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. | | | | | | 24; 30 | |
| 3. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. | | | | | | 24; 25; 30; 47; 47; 56 | |
| 4. Диалектика, ее сущность и исторические формы. Принципы, законы и категории диалектики. | | | | | Сх. 5,6 | 24; 25; 26; 30; 47; 56 | |
| 5. Пространственно-временная организация бытия. Основные философские концепции пространства и времени. | | | | | Сх. 3,4 | 30; 47; 66; 91 | |
| 6.Философия природы | | | | | | | |
Модуль 6 | Философская антропология | | | | | | | Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование. |
| 1. Учение о человеке в структуре философского знания. | | | | | | 1; 8; 9; 20; 42; 84 | |
| 2. Концепции антропогенеза в философии и науке. Биосоциальная природа человека. | | | | | | 1; 8; 30; 88 | |
| 3. Деятельность как сущностная характеристика человека. | | | | | | 1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88 | |
| 4. Социализация, образование и коммуникация в становлении личности. Проблема смысла жизни. | | | | | | 1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88 | |
| 5. Сознание человека как предмет философского анализа. | | | | | | 33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89 | |
| 6. Общественное и индивидуальное сознание. | | | | | | 33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89 | |
Модуль 7 | Теория познания и философия науки. | | | | | | | |
| 1.Основные типы познания и проблема познаваемости мира | | | | | | 18; 27; 38; 50; 61; 67 | |
| 2.Предмет и основные понятия теории познания. | | | | | | | |
| 3.Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе | | | | | | 27; 35; 67 | |
| 4.Познание и практика. | | | | | | 27, 35; 55 | |
| 5.Понятие истины и её критерии. | | | | | | 35; 55;; 57 | |
| 6.Понятие науки и ее основные аспекты. Функции науки в современном обществе. | | | | | | 7; 35; 38; 44 | |
| 7. Специфика научного познания. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке (теория познания, методология и логика науки). | | | | | | 35; 38; 44; 71 | |
| 8. Структура научного исследования. | | | | | | 35; 38; 44 | |
| 9. Генезис, структура и функции основных форм научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория). | | | | | Сх. 7, 8, 9, 10 | 35; 38; 44 | |
| 10.Научные революции. | | | | | Сх. 10 | 35; 44; 52 | |
| 11. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. | | | | | | 38; 55; 59; 70; 79 | |
| 12.Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика. | | | | | | 36; 38; 44; 52; 66; 75; 76 | |
Модуль 8 | Социальная философия | | | | | | | Опрос, тестирование, собеседование, письменное обоснование ответа по тесту. |
| 1. Природа социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. | | | – | – | | 4; 17; 31; 48, 90 | |
| 2. Общество как система. Социальная структура общества. | | | | | | 4; 17; 31; 48 | |
| 3. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества в цивилизационной динамике. | | | | | | 14; 16; 22; 39; 51; 54; 69 | |
| 4. Роль идеологии в жизни общества. | | | | | | 41; 54; 77 | |
| 5. Социальные отношения и социальные противоречия. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. | | | | | | 4; 17; 31; 48 | |
| 6. Эволюция и революция в общественной динамике. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. | | | | | | 3; 5; 34; 68; 72; 73 | |
| 7. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Техника и её роль в истории цивилизаций. | | | | | | 4; 17; 31; 66; 86 | |
| 8. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества. | | | | | | 21; 28; 32; 37; 45; 48 | |
Модуль-резюме | | | | | | | | |
| 1. Философия и экологические императивы современной цивилизации. | | | | | | 1-15 | |
| 2. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики | | | | | | 10-15 | |
Модуль контроля | Тест или контрольная работа | | | | | | | |