Учебно-методическая карта

Номер раздела, темы занятия Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов      
лекции практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
Раздел 1 Философия в исторической динамике культуры          
Модуль 0 Введение в учебную дисциплину «Философия» 1. О понятии и задачах философии. 2. Философия как способ самопознания человека. 3. Образ философии в истории культуры       1-6 доп.; 40  
Модуль 1 Философия как социокультурный феномен. 1. Понятие мировоззрения. 2. Структура и исторические типы мировоззрения. 3. Генезис и специфика философии как рационально-теоретического мировоззрения. 4. Проблемное поле философии. 5. Взаимосвязь философии и науки искусства, морали, религии. 6. Язык философии.   Сх. 1 1-6 доп.; 40 Опрос
Модуль 2 Исторические типы классической философии.     Опрос. Тесты. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование.
  1. Философская мысль древнего Востока.            
  2.Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.           5; 6; 15; 47; 42  
  3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Полемика о природе универсалий.           2; 27;30; 36; 62  
  4. Философские идеи эпохи Ренессанса           15; 33; 39  
  5. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового Времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.           8; 18; 53; 55  
  6. Социально-исторические и мировоззренческие основания эпохи Просвещения.           53-55  
  7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Социальная философия марксизма           12; 16; 23; 31;  
Модуль 3 Становление и основные направления развития неклассической философии.       Опрос .Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование
  1.Классика и современность: две эпохи в развитии европейской философии.           4; 41; 53; 63  
  2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).            
  3. Исторические формы философии позитивизма.Постпозитивизм.           3; 10; 28; 48; 58  
  4. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии.           7; 17; 22; 51; 61; 65  
  5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.           2; 30; 50; 57  
  6. Современная философская герменевтика. Философия постмодернизма.           11; 20; 26; 59  
Модуль 4 Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.          
  1. Философия как форма осмысления национальных и культурных традиций. 2. Основные этапы развития белорусской философии. 3. Национальное самосознание и национальная идея белорусов.       1; 13; 14; 37; 38; 45; 46; 52; 56; 60 Опрос .Тест. Письменное обоснование ответа по тесту. Собеседование
Раздел 2 Основные проблемы современной философии          
Модуль 5 Философия бытия     Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование.
  1. Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное.           2; 12; 15; 19; 24; 26; 82  
  2. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.           24; 30  
  3. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия.           24; 25; 30; 47; 47; 56  
  4. Диалектика, ее сущность и исторические формы. Принципы, законы и категории диалектики.         Сх. 5,6 24; 25; 26; 30; 47; 56  
  5. Пространственно-временная организация бытия. Основные философские концепции пространства и времени.         Сх. 3,4 30; 47; 66; 91  
  6.Философия природы              
Модуль 6 Философская антропология       Опрос. Тест. Письменное обоснование ответа по тексту. Собеседование.
  1. Учение о человеке в структуре философского знания.           1; 8; 9; 20; 42; 84  
  2. Концепции антропогенеза в философии и науке. Биосоциальная природа человека.           1; 8; 30; 88  
  3. Деятельность как сущностная характеристика человека.           1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88  
  4. Социализация, образование и коммуникация в становлении личности. Проблема смысла жизни.           1; 4; 8; 25; 42; 47; 84; 88  
  5. Сознание человека как предмет философского анализа.           33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89  
  6. Общественное и индивидуальное сознание.           33; 40; 41; 46; 58; 63; 65; 81; 89  
Модуль 7 Теория познания и философия науки.        
  1.Основные типы познания и проблема познаваемости мира           18; 27; 38; 50; 61; 67  
  2.Предмет и основные понятия теории познания.            
  3.Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе           27; 35; 67  
  4.Познание и практика.           27, 35; 55  
  5.Понятие истины и её критерии.           35; 55;; 57  
  6.Понятие науки и ее основные аспекты. Функции науки в современном обществе.           7; 35; 38; 44  
  7. Специфика научного познания. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке (теория познания, методология и логика науки).           35; 38; 44; 71  
  8. Структура научного исследования.           35; 38; 44  
  9. Генезис, структура и функции основных форм научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).         Сх. 7, 8, 9, 10 35; 38; 44  
  10.Научные революции.         Сх. 10 35; 44; 52  
  11. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.           38; 55; 59; 70; 79  
  12.Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика.           36; 38; 44; 52; 66; 75; 76  
Модуль 8 Социальная философия       Опрос, тестирование, собеседование, письменное обоснование ответа по тесту.
  1. Природа социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.   4; 17; 31; 48, 90  
  2. Общество как система. Социальная структура общества.           4; 17; 31; 48  
  3. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества в цивилизационной динамике.           14; 16; 22; 39; 51; 54; 69  
  4. Роль идеологии в жизни общества.           41; 54; 77  
  5. Социальные отношения и социальные противоречия. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики.       4; 17; 31; 48  
  6. Эволюция и революция в общественной динамике. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.           3; 5; 34; 68; 72; 73  
  7. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Техника и её роль в истории цивилизаций.           4; 17; 31; 66; 86  
  8. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества.           21; 28; 32; 37; 45; 48  
Модуль-резюме            
  1. Философия и экологические императивы современной цивилизации.           1-15  
  2. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики           10-15  
Модуль контроля Тест или контрольная работа            

Наши рекомендации