Принципы отбора выраз. средств.
Билет 15
1. Режиссура театрализованного представления.
2. Театрализация и иллюстрация как творческие методы в сценарной практике.
3. Методика организации учебного процесса в творческих студиях.
Б-15, вопрос 1.
Режиссура театрализованного представления.
Театрализация – это комплексная система использования всех выразительных искусств на основе драматического сценария для целостного воздействия на личность – участника соц. общения» (Гройсман).
Режиссёрская театрализация – творческий способ приведения сценария к художественно-образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
Театрализация – это, прежде всего образ и предлагаемые обстоятельства, сюжет разворачивается на основе конфликта, выстраивается событийный ряд.
Главный признак театрализованного представления заключается в особом методе мышления, который заложен автором сценария. Таким образом, взгляд автора, задачи, которые он ставит перед собой, определяют и отбор материала, и способ его подачи. В результате творческого соединения разных по содержанию и форме материалов, режиссер создаёт своё видение представления, цель которого подвести зрителя самостоятельно к определённой мысли. Единого определения театрализованного представления нет! Представление – театральное зрелище, спектакль.
«Театрализованное представление – единое действие любого вида и разновидности, по возможности во всём объёме выразительных средств». (Чечётин)
Представления могут быть посвящены значимым общественно-политическим датам, жизни и деятельности известных людей. Театрализованное представление тяготеет к синтезу искусств, к разнообразию используемого материала, к разнообразию выразительных средств, к выходу за рамки реалистического, бытового изображения, в нём происходит стремление к условности. Театрализованное представление, как и сама театрализация – это приём соединения материала, воплощения, общения со зрителем. Непременным условием для театрализованного представления является – событие.
Язык т.п. – язык иносказаний (метафора, символ, аллегория)
Символ – это иносказательный знак, язык, лозунг, понятный без объяснения.
Символика – используется в оформлении, цвет и другое.
Метафора – иносказание, в основе которого лежит сравнение признаков предмета или самого предмета.
Аллегории – иносказание, где отвлеченная идея выражена посредством конкретного образа (смерть – женщина с косой) – расширяет возможность выразить больше мыслей.
Приёмы театр. представ.:
1) приём компилирования или комбинирования. Т.е. тематический отбор и использование режиссёром готовых художественных образов из различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссёрским приёмом или ходом. (Театрализованный концерт – коллектив работает временно).
2) оригинальный вид – создание режиссёром новых художественных образов согласно сценарно-режиссёрскому замыслу. (Театрализованный концерт – коллектив работает постоянно).
3) смешанный вид – это использование режиссёром принципов 1 и 2 видов театрализации, где одна часть действия представляет собой компиляцию, а вторая, создание новых образов.
Система выразительных средств в режиссуре театр. представ.
Средства выразительности – орудие воздействия (живое слово, худож. слово, музыка – она наиболее воздействует, цвет, свет, танец, пластика, декорация).
1) традиционные средства;
2) специфические средства (животные, птицы, пиротехника, огонь, вода, лазер и др.);
3) иносказательные выразительные средства.
Выразительные средства самого режиссера – мизансцена, композиция, создание атмосферы, темпоритм, при этом режиссер осознаёт мизансцену и композицию, и ощущает атмосферу и темпоритм.
Принципы отбора выраз. средств.
1) чтобы выраз. средства соответствовали теме;
2) расширение круга выраз. средств;
3) выраз. средства должны соответствовать не только теме, но и логике (логически-информационной линии, эмоционально-образной линии).