Глава V. Психология подростка и старшего школьника. Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей вструктуре их психологической
Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей вструктуре их психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способностей и потребностей, которые позволяют достаточно успешно реализовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельности, в семейной жизни (подробнее см. [2, 15, 34]).
Литература
1. Айхорн А. Трудный подросток / П е р . с англ. М., 2001.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991.
3. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999.
4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра-совского. М., 2000.
5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.
И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999.
8. Волков Б. С. Психология ранней юности: Учеб. пособие. М., 2001.
9. Волков Б. С. Психология подростка: Учеб. пособие. М., 2001.
10.Джинотт X. Дж. Между родителем и подростком / Пер. с англ. М., 2000.
11.Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
12.Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет (Кросс-культурное сравнение: Потсдам - СПб.). СПб., 2000.
13.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.
14.Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Монография. Астрахань, 1999.
15.Кон И. С. П с и х о л о г и я р а н н е й ю н о с т и : К н . д л я учителя. М., 1989.
16.Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001.
17.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Воронеж, 1997.
18.АУ/югиисЯ./О. Возрастная психология. М., 1996.
19.Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. Минск, 2001.
20.Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. М., 1999.
.21. Лойтер СМ. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск, 1999. 22. Мдивани М.О. Подросток в информационной среде. М., 1999.
План-задание для самостоятельной работы
23.Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989.
24.Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988.
25.Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2001.
26.Немое Р.С. Психология: Учебник. М., 2001. Кн. 2.
27.Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. СПб., 2000.
28.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999.
29.Павловский В. В. Ю в е н т о л о г и я : п р о е к т и н т е г р а т и в н о й науки о молодежи. М., 2001.
30.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М., 2000.
31.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск; М., 2001.
32.Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков / Пер. с серб. Е.Г. Дозорцевой; Под ред. Н.В. Вострокнутова. М., 2000.
33.Райе Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2000.
34.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.
35.Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. М., 1998.
36.Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.
37.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проведите самозачет по овладению системой следующих
психологических понятий (см. гл. I, план-задание, п.1).
Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение,инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.
2. С учетом специфических особенностей психического разви
тия и формирования личности в подростковом и юношеском воз
расте, а также актуальности этой проблемы проведите экспери
мент по изучению интересов, способностей, склонностей, лич
ностных качеств учащихся, их готовности к выбору будущей про-