Библиография и интернет-ресурсы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….. 3

Основная часть

1. Обзор литературы ……………………………………………………………………….....5

2. Вятка – старая и новая

2.1. Кто такая Татьяна Дедова?.........................................................................................................5

2.2.Что осталось от прежних времён в Александровском саду?.........................................6

2.3.Что объединяет кондитерскую Якубовского и кулинарию «Глобус»? ……………..6

2.4. В каких зданиях были учебные заведения? ..........................................................................7

2.5. Как связаны Вятка и писатель Герцен?.................................... ......................................8

2.6. Дом с флюгером – откуда он?...........................................................................................9

2.7. Н.Хохряков – график или живописец? .......................................................................... 9

2.8. Что общего у известной художницы Татьяны Дедовой и школьницы Сони Араслановой?..............................................................................................................................9

Заключение……………………………………………………………………………..……...11

Перспективы…………………………………………………………………………..……...11

Библиография……………………………………………………………………………..….12

библиография и интернет-ресурсы - student2.ru Приложения….…………………………………………………………………………….…13

 
  библиография и интернет-ресурсы - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Город без старых домов, как человек без памяти. (А. Г. Тинский)

Тема моего проекта «Старый новый город, или Прогулка по Вятке».

Проблема исследования

Работа посвящена сбору информации и созданию слайд-шоу о некоторых зданиях исторической части города.

Актуальность

Я оченьлюблю рассматривать картины, которыми украшены стены нашей квартиры. На них изображён старинный город. Однажды я спросила у мамы, что это за картины. Она ответила мне, что это репродукции рисунков кировской художницы Татьяны Павловны Дедовой и на них мы видим старую Вятку.

Я давно знаю, что Вятка – это старинное название Кирова и что ему уже больше шестисот лет. Но я никогда не задумывалась о том, что наш город такой красивый. Мне захотелось узнать, какие дома сохранились и как выглядят места, изображённые на этих рисунках, в наше время.

Я поставила перед собой цель: сравнить рисунки художницы Татьяны Дедовой и современные фотографии зданий города Кирова, узнать об их исторической судьбе.

Задачи:

1. подобрать рисунки Т. Дедовой;

2. познакомиться с историей зданий, изображённых на них;

3. сфотографировать те же самые места сегодня;

4. создать слайд-шоу по теме «Старый новый город»;

5. расширить свои знания о родном городе;

6. провести прогулку для одноклассников и поделиться с ними новыми знаниями.

Объект исследования –здания исторической части Кирова.

Планируемые результаты проекта:составить маршрут и провести прогулку для одноклассников.

Моё исследование проводилось по такому плану.

Подготовительный этап:

1) выбор темы,

2) постановка цели и задач.

Основной этап:

1) отбор рисунков Т. Дедовой;

2) наблюдение;

3) фотографирование современных зданий;

4) сбор информации об истории этих зданий;

5) создание презентации и слайд-шоу с помощью учителя.

Заключительный этап:

- формулирование выводов;

- проведение прогулки для одноклассников.

Методы исследования:

• сбор фактов (наблюдение),

• изучение и анализ литературы,

• поиск информации в сети Интернет,

• синтез и обобщение полученных данных.

Проектным продуктом является прогулка «Старый новый город».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Много интересного мне удалось узнать о старинных зданиях Кирова из Интернета и литературы. Мне очень понравилась книга Татьяны Дедовой «Старая Вятка». В ней много иллюстраций и есть пояснения к ним Светланы Шешиной. Эту книгу можно разглядывать очень долго…

Потом я искала информацию в справочной литературе: из «Энциклопедии земли Вятской» и справочника «Вятка. Памятники и памятные места» я узнала об истории Александровского сада, «Красного замка», Вятской мужской гимназии, Мариинской женской гимназии, первой публичной библиотеки, дома Рязанцевых, особняка врача Левицкого, о художнике Хохрякове. Остальную информацию я нашла в Интернете. Особенно полезным оказался сайт «Страна Вятская».

2. ВЯТКА – СТАРАЯ И НОВАЯ

2.1. КТО ТАКАЯ ТАТЬЯНА ДЕДОВА?

Татьяна Павловна Дедова – художник-самоучка. Главной темой в её творчестве стала старая Вятка. Серия графических работ под названием «Старая Вятка» создавалась художницей в течение нескольких десятилетий. Первые рисунки рассказывали о местах, связанных с жизнью писателя Салтыкова-Щедрина. Позднее появились храмы – живые и ушедшие. Ещё позже – здания 19 и начала 20 века. Дедова показывает в своих работах красоту старой Вятки, её зданий, садов, площадей и улиц. Лучшие работы художницы передают любовь к Вятке. Город, как будто расколдованный волшебной палочкой, живёт и дышит. Лошадки тянут возы с сеном, спешат гимназисты, играет детвора, летит лёгкий снег в утренний час, уютно светятся в сумерках окна домов и храмов.

«Город без старых домов, как человек без памяти», - говорил краевед Анатолий Гаврилович Тинский.

И мы сейчас отправимся в путешествие. Пройдём по улицам старого города, радуясь тому, что сохранилось до наших дней.

2.2. ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ПРЕЖНИХ ВРЕМЁН В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ?

На этом рисунке портик входа в Александровский сад, где по аллеям и дорожкам в минуты отдыха прогуливались горожане. Общественный Александровский сад был заложен в 1825 г. в память посещения Вятки императором Александром 1. На берегу реки Вятки и склоне Раздерихинского оврага высадили берёзы, липы, рябины и черёмухи. Когда деревья подросли, сад открыли для публики. И в наше время радуют глаз строгий портик входа и чугунные решётки.

До наших дней сохранились в Александровском саду деревянные ротонда и павильон. Ротонда расположена на высоком берегу реки и является прекрасной смотровой площадкой. А павильон стоит на берегу Раздерихинского оврага. В день проводов иконы Николая Великорецкого здесь собирался почти весь город. Береговые аллеи сада были проложены на месте оборонительных валов древнего города. На рубеже 19-20 веков дорожки были посыпаны красным толчёным кирпичом и уставлены деревянными скамейками. Сейчас многие аллеи исчезли, но главная – от ворот к павильону – осталась на прежнем месте.

2.3. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ КОНДИТЕРСКУЮ ЯКУБОВСКОГО И КУЛИНАРИЮ «ГЛОБУС»?

На улице Ленина, через дорогу от Центральной гостиницы, стоит дом, в котором находится кулинария «Глобус». Раньше здесь располагалась легендарная кондитерская Станислава Осиповича Якубовского. Она очень славилась в городе. Высланный из Польши в Вятку, он скоро обосновался здесь, построил прекрасный дом, конфетную фабрику и булочную. Его пирожные и сдоба славились на всю губернию. Можно было купить слойку или пирожное по 3 копейки, булки, торты, сухари, все это было прекрасно приготовлено. И хотя в то время его кондитерская была единственная в городе - очередей там никогда не было. Отменного качества хлеб и сдобы выпекались у Якубовского в три приёма: к завтраку (в 5 часов утра), к обеду (около 11 часов) и к ужину (17 часов). Когда листаешь старые газеты, невольно обращаешь внимание на рекламные объявления. Удивляет разнообразие выпечки – каких только изделий у Якубовского ни было: «мазурки», крендели, штрицели, баумкухены, барашки из сливочного масла и пирожные десятков наименований! И всё богатство вятских ягод было представлено в конфетах фабрики С. О. Якубовского – от клюквы в сахаре до вишни в шоколаде.

Пролежавший более двух часов хлеб считался несвежим, и цена его снижалась, а такого, чтобы утренний хлеб попал к ужину, не бывало (из него делали сухари для бедноты или отдавали на корм скоту). Впрочем, хозяин был настолько расчетлив, что остатков практически не было. Впервые в Вятке он организовал выпуск не только леденцов («ландринчики», монпансье), но и шоколадных конфет нескольких сортов. У него же закупали торты, пирожные, мармелад. Он умело вёл дело, был богатым человеком, но и не стеснился сам работать в кондитерской. Был Якубовский гласным городской думы, уездного и губернского земства, а различных общественных должностей, занимаемых им, и не сосчитать…

2.4. В КАКИХ ЗДАНИЯХ БЫЛИ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?

Если мы повернём с улицы Ленина на ул. Герцена, то на перекрёстке с ул. Свободы увидим здание из красного кирпича, спроектированное архитектором И. А. Чарушиным в начале 20 века. Это второй корпус Вятской мужской гимназии. Это здание строилось на средства пароходчика Т. Ф. Булычёва. Позднее здесь было коммерческое училище. А в 20-х годах 20 века – Дом Союзов (Дворец труда). С тех времён сохранился на фасаде барельеф с изображением рабочих. Потом в этом здании находилась школа №29, где училась с 4 по 10 класс моя бабушка, Зоя Панфиловна. Сейчас это Вятская гуманитарная гимназия, одно из лучших учебных заведений города.

В 1872 году на углу нынешних улиц Ленина и Красноармейской появился дом, который горожане окрестили «Красным замком». Заказал его купец первой гильдии и коммерции советник Яков Алексеевич Прозоров. Он был известен обширной торговлей с Лондоном, вывозил на продажу хлеб и лён. Здание построено по проекту архитектора А.С.Андреева в так называемом кирпичном стиле. Стены не оштукатурены, а украшениями служат объёмные детали. Само это место для купца-миллионщика было свято – здесь стоял родительский дом. Уезжая с семейством в Санкт-Петербург, Прозоров подарил Вятке семь добротных домов, в том числе и «Красный замок». В нём расположились младшие классы епархиального училища – здесь готовили учительниц для церковно-приходских школ. Во время первой мировой войны в «Красном замке» нашёл приют госпиталь. В советское время в этом здании разместилась фабрика музыкальных инструментов. Сейчас в «Красном замке» учатся студенты МФЮА.

На Театральной площади, напротив фонтана, стоит 4-этажное здание. Сейчас в нём находятся школа №22 и Вятская православная гимназия. Это здание появилось на площади в 1799 г., а в 1867 г. там поселилась Мариинская женская гимназия. В доме было тогда 2 этажа. В гимназии было устроено воздушное отопление с топкой в подвале и проведено электрическое освещение. Вятские гимназистки… Сейчас лишь на архивных фотографиях можно увидеть, какими они были. Открытые лица, косы, переднички, воротнички. Гимназия была любимым детищем города, ею гордились, ей помогали. Для бедных учениц была организована столовая, ведь проверка показала, что гимназистки из бедных семей недоедали, «сидя месяцами на хлебе с чаем или на картошке и тем зарабатывая малокровие». В конце 19 века в гимназии было уже 500 воспитанниц. Курс обучения здесь был рассчитан на 6, а позже – на 7 лет. Изучались обязательные предметы: Закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, география, история – и необязательные. К необязательным предметам относились иностранные языки, музыка, пение, рисование, черчение, танцы и другие. В 1871 году при гимназии был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились «домашними учительницами и наставницами». Ученицы педагогического класса подчинялись всем гимназическим правилам, получали специальную педагогическую подготовку, посещали уроки в младших классах и сами пробовали их проводить.

А на этом рисунке мы видим дом Рязанцевых. Сейчас это дом ветеранов на улице Ленина. Это здание было построено архитектором Н. А. Андреевским, а в 1912-1914 годах перестроено новым владельцем, купцом Зоновым, в стиле модерн. С 1922 года в этом здании располагался детский дом имени Розы Люксембург. Воспитанники его стали первыми в городе пионерами, пугали жителей барабанным боем и красными галстуками. Вожатыми у них были рабочие. А бывшие гимназические классные дамы учили девочек шить, вязать, вышивать. А ещё – вырабатывать хорошую осанку. Среди воспитанниц, стриженых девчонок, была и мама Т. Дедовой Анастасия Михайловна Валиотти.

2.5. КАК СВЯЗАНЫ ВЯТКА И ПИСАТЕЛЬ ГЕРЦЕН?

Просвещение на Вятку входило с трудом. Оно началось со славяно-греко-латинской школы, куда учеников свозили насильно. Основатель школы епископ Лаврентий Горка грозил «отцов, что сыновей своих на учёбу не посылают, бить плетьми». Но через 200 лет Вятская губерния стала одной из самых грамотных и читающих в России. В вятских деревнях открылось 3000 библиотек. Чтобы приучить народ к чтению, книги даже раздавали бесплатно. В Вятке первая публичная библиотека появилась в 1937 г. В её организации принимал участие писатель А. И. Герцен. Он произнёс на её открытии горячую речь в похвалу книге и просвещению. В здании на нынешней улице Герцена, бывшем доме купца А. Ф. Машковцева, библиотека располагается с 1963 г. В этом доме Герцен бывал, брал уроки немецкого языка у доктора философии Карла Беттигера. Сейчас горожане любят «Герценку», её книжные сокровища привлекают гостей из других городов и стран.

2.6. ДОМ С ФЛЮГЕРОМ – ОТКУДА ОН?

Первые врачи появились в Вятке лишь в конце 18 века. До того вятчане лечились у лекарей-знахарей. В 1914 г. в городе жило 52 тысячи человек и работало 38 врачей. Среди горожан хорошо был известен врач Антон Юлианович Левицкий. Для него архитектор Э. К. Нюквист в 1910 г. построил кирпичный особняк. Сейчас это здание кофейни «Глобус» на улице К. Маркса. Дом был удобен для жизни семьи и для работы: в цокольном этаже – прислуга, на первом этаже шёл приём больных. Парадная лестница вела в покои хозяев, а в мансарде располагалась детская. Снаружи этот дом с флюгером напоминает коттеджи на побережье Балтийского моря. Этот дом невозможно спутать ни с каким другим в нашем городе. Здание стиля модерн предполагает круговое восприятие: с одной стороны веранда, с другой – балкон, с третьей – эркер и ступеньки входа.

2.7. Н. ХОХРЯКОВ – ГРАФИК ИЛИ ЖИВОПИСЕЦ?

На рубеже 19-20 веков в Вятке был широко известен художник Николай Николаевич Хохряков. Он руководил картинной галереей, сам проводил экскурсии. Добрый и душевный человек, он был другом известного земляка-художника Аполлинария Васнецова. У Хохрякова не было врагов. Его все любили. Молодые художники с нетерпением ждали встречи с ним. Жил он в усадьбе площадью 2 гектара в переулке Копанском. Сейчас этот деревянный дом и флигель, в котором находилась мастерская, является музеем-усадьбой Н. Н. Хохрякова и филиалом Вятского художественного музея. В нём хранятся работы этого графика и живописца. За свою жизнь он нарисовал пером и карандашом несколько десятков тысяч рисунков. Но это была необходимость: нелёгкий заработок художника, который отвлекал его от самого любимого занятия – живописи.

Рядом с домом Хохрякова, по адресу Копанский переулок д.6/1, с 1957 года жила моя бабушка – Зоя Панфиловна. В мансардном этаже дома Васнецовых жила бабушкина подружка, и моя бабуля частенько бывала у них в гостях. По улице Володарского от сада Аполло до оврага бабушка каталась на санках – машин в то время не было.

2.8. ЧТО ОБЩЕГО У ИЗВЕСТНОЙ ХУДОЖНИЦЫ ТАТЬЯНЫ ДЕДОВОЙ И ШКОЛЬНИЦЫ СОНИ АРАСЛАНОВОЙ?

При въезде в Вятку по Казанскому тракту открывалась путнику южная часть города. На горизонте был виден Александро-Невский собор. За мостом у речки Хлыновицы стояли кузницы, а при выезде из Хлыновской слободы – Спасская часовня. Она была построена в конце 19 века. Наверное, останавливался около неё пеший люд, что держал путь на Вятку. А может, и обозы, что тянулись на городские рынки. Молились о здоровье, о благополучии в делах. В самом же селе стояла Спасская церковь. Она была построена в 1770 г., и прихожане из девяти окрестных сёл собирались сюда на службы, здесь их крестили, венчали и отпевали. В начале 20 века у церкви было почти полторы тысячи прихожан. И среди них – дальние предки художницы Татьяны Дедовой. И её бабушка жила на Хлыновке. А сейчас в этом районе живу и учусь я.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив литературу, я узнала о зданиях исторической части Кирова. Познакомилась с рисунками и жизнью художницы Татьяны Дедовой, научилась фотографировать достопримечательности города. Нашла много сохранившихся зданий, изображённых на рисунках Т. Дедовой, и отобрала те, история которых показалась мне близкой и интересной. Встретилась с Т.П.Дедовой, побеседовала с ней о её рисунках и истории нашего города. С помощью учителя составила маршрут прогулки и сделала слайд-шоу, а потом выбрала часть объектов, провела прогулку для одноклассников по улице Ленина и рассказала им о том, что узнала об исторических зданиях.

ПЕРСПЕКТИВЫ

После того, как я выбрала несколько зданий для описания в своём проекте, мне захотелось продолжить своё увлекательное исследование, а потом, возможно, продумать и провести ещё одну экскурсию для своих одноклассников. Ведь это же здорово, когда ты много знаешь о родном городе, его прошлом и настоящем и можешь поделиться своими знаниями с другими людьми.

Вятка

Есть город уютный в российской глубинке,

Он нас познакомил с тобой.

Вяткой зовут его все по старинке,

Стал он и нашей судьбой.

Гиганты-заводы и тихие улочки,

Мягкое вятское «чо»,

Месяц усталый в ночном переулочке

Городу лёг на плечо.

Блеск куполов и запах сирени,

Чайки кружат вдалеке.

Перед тобою встаю на колени,

Город на Вятке-реке.

Александр Слободин

БИБЛИОГРАФИЯ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Вятка. Памятники и памятные места / Сост. М.Н. Бойчук. - Киров, 2002.- ФГУИПП «Вятка». - 255 с.

Дедова Т.П. Старая Вятка / Татьяна Павловна Дедова. – 2-е изд., изм. и доп. – Киров : О-Краткое, 2010. – 120 с. – ил.

Костоусова Т. Ю. Достопримечательности города Кирова. Учебное пособие по экскурсоведению. — Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2004. — 112 с.

Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. – ГИПП «Вятка», 1995. – Т.4 - История. – 529 с. – 20 000 экз.

Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. – ГИПП «Вятка», 1996. – Т.5 - Архитектура. – 385 с. – 15 000 экз.

Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. – ГИПП «Вятка», 1996. – Т.6 – Знатные люди. – 544 с. – 15 000 экз.

Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. – ГИПП «Вятка», 1999. – Т.9 - Культура. Искусство. – 640 с. – 12 000 экз.

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_rsgallery2&page=slideshow&gid=49&Itemid=54

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemid=89

http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=241

http://www.vk-smi.ru/2009/2009_06/vk_09_06_12_04.htm

http://tornado-84.livejournal.com/tag/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B0%D1%80%D1%8B

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации