Работа над текстом, иллюстрирование, составление приложений
Работу над текстом теоретической части выпускной квалификационной работы следует вести в определенной последовательности, в соответствии с планом. Изложение текста должно быть логичным, каждое положение естественно вытекать из предшествующего и предварять последующее. Содержание работы должно быть раскрыто ясно и грамотно. Объем текста может варьироваться в зависимости от специфики той или иной темы и наличия другого материала, включаемого в текст (графического, приложений и т. п.). Деление текста на отдельные части, а внутри их - на параграфы должно быть отражено не только в плане, но и в самом изложении: каждая часть и параграф выделяются и озаглавливаются.
Определение темы работы, краткое раскрытие ее сути и обоснование важности даются во введении. Сюда может быть включена историография, т. е. изложение истории изучения этого вопроса разными специалистами в разное время. Однако этот вопрос может быть вынесен и в самостоятельный параграф. Здесь же дается критическая оценка позиции, методов или отдельных положений авторов исследований, может быть подчеркнута ценность достижений того или иного теоретика, историка дизайна или, наоборот, подвергнуты сомнению его наблюдения и выводы. Студент может не соглашаться с авторитетами, но свои возражения должен аргументировать. Каждая книга, статья или другой опубликованный или неопубликованный материал должны быть названы с указанием полных выходных данных. Эти сведения могут помещаться непосредственно в тексте или в постраничных сносках.
В тех работах, где вопросы историографии не имеют большого значения (критические статьи), этот раздел опускается.
Исторические сведения - характеристику эпохи, время и условия создания дизайнерского произведения, биографические сведения о дизайнере и т. п. - лучше всего выносить в отдельный раздел. В этот же раздел, но отдельным параграфом, может быть включена краткая характеристика развития дизайна данной эпохи или отдельного ее периода. Все эти разделы предваряют основной, посвященный тому явлению дизайна, которое составляет предмет изучения. Анализ дизайнерских произведений включается, главным образом, в текст именно этой части работы.
Общие выводы по теме о значении изучаемой области дизайна, его особенностях и соотношении с современной художественной культурой излагаются в заключении.
В тексте теоретической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы подлинные материалы (архивные, мемуарные) или сведения из литературных источников. Цитата обязательно берется в кавычки. Если чужая мысль передается своими словами или в измененном виде, кавычки не нужны. Но в обоих случаях даются ссылки на издание в списке литературы (список использованных источников и литературы), откуда эти сведения заимствованы.
Иллюстрирование
Формы иллюстрирования могут быть самыми разнообразными. В числе они должны отражать и композиционные поиски практической части дипломного проекта. Их выбор зависит в основном от характера выполняемого задания и конкретной темы. К тем заданиям, где требуется особый подход к иллюстрированию, даны специальные рекомендации. Количество необходимых иллюстраций диктуется содержанием работы. Число и характер их должны быть такими, чтобы они могли наилучшим образом дополнять текст, подтверждать основные положения и выводы и способствовать наиболее полному раскрытию темы. Часть иллюстративных материалов может при необходимости располагаться внутри текста, а часть - в конце работы. При сравнительном анализе произведений репродукции должны быть расположены таким образом, чтобы их можно было рассматривать вместе.
Допускаются различные виды иллюстрирования текста работы. Это могут быть репродукции и открытки, фотографии. По отношению к архитектуре и дизайнерским произведениям приемы иллюстрирования еще более разнообразны: зарисовки и копии планов, чертежей, фрагментов орнамента и т.п. Можно использовать и некоторые иные виды иллюстративных материалов: копии графических архивных материалов; подлинные графические эскизы дизайн-проектов, этюды, дизайнерские изделия.
Для большей наглядности рекомендуется давать репродукции не только всего изделия, но и его наиболее важных фрагментов, на которых автор считает нужным заострить внимание.
Каждая иллюстрация должна быть наклеена на паспарту и подписана. В подписи указываются автор произведения, название, год создания, материал, техника исполнения, размеры. А так же местонахождение (город, музей, и т. п.).
Составление приложений
Приложения к дипломной работе по характеру и объему варьируются в зависимости от их вида, темы, конкретного материала. Они не только различны по содержанию, но и играют неодинаковую роль в работе. В одних случаях это приложения справочного характера (списки иллюстраций, литературы, источников информации и т. п.), в других - важные дополнительные материалы к работе.