Диагностика личностного роста педагога.
Современное образование страны переживает период модернизации. Процесс модернизации системы образования предъявляет повышенные требования к современной школе вообще и профессионализму педагогов в частности.
Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления. Процессы гуманизации и гуманитаризации, являясь определяющими тенденциями развития общества, выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых непрерывно изменяющихся условиях. Образование в современных условиях должно быть человекомерным, способным создавать возможности для становления личности.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью учителя.
Школе — основному институту социального воспитания и образования нужен новый учитель, который может выполнить социальную задачу становления современного человека. Этот учитель должен быть с инновационным стилем мышления, гибким, способным к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию содействовать становлению личности ребенка. Учащийся будет более продуктивно развиваться, если он сам стремится интенсивно развивать у себя личностную и профессиональную зрелость.
Факторы влияющие на развитие личностно-профессионального роста педагога:
1. Включение в инновационную деятельность.
2. Самообразование в области достижений современной психологии и педагогики.
3. Овладение современными педагогическими технологиями.
4. Взаимодействие с другими педагогами.
5. В качестве предпосылки личностно-профессионального роста выступает также встреча со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений.
Наиболее продуктивно личность может быть раскрыта при его включении в инновационную деятельность. Обобщая совокупность профессиональных конструктов, можно обнаружить крупные интегрированные блоки. Это «опыт», «идея», «методика». Опыт — соединение навыков и умений в практике профессиональной работы. Идея — всегда слитность отдельных понятий, суждений и оценок. Методика — предполагает неразрывную связь всех частных способов организации деятельности детей.
Три компонента — обязательные слагаемые профессионального мастерства. Мера соотношения этих компонентов, безусловно, различна. А иерархическая последовательность в процессе овладения ими вариативна.
В настоящее время в философии выработаны положения о самоценности личности, способности человека к автономному духовному самостроительству, жизненному самоопределению. В гуманистической философии личность осмысляется как «задача самого человека», как «продукт самостроительства» (В. Розанов, Н. Бердяев).
Личность рассматривается как неповторимая уникальная цельность с заложенным изначально, с рождения, потенциалом, способностью к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А. Маслоу, К. Роджерс).
Личностное и профессиональное сливаются в единое целое, т.к. в основе того и другого лежит принцип саморазвития.
Инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, может стать мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.
Повышение уровня развития своего профессионального сознания требует проектирования, усложняющихся форм совместной деятельности педагогов и постоянного саморазвития, самообразования и самосовершенствования.
«Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или писать картины. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, если дать ему только книжку в руки. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только на практике, на примере. Как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». А.С. Макаренко