Тренинг личностного роста для подростков

Кроповницкий О.В.

Тренинг личностного роста для подростков

2001

Кроповницкий О.В. Тренинг личностного роста для подростков

ISBN 5-7841-0734-2

@ Кроповницкий О.В., 2001

Введение

Ода вторнику

Как мало вторников в неделе

Один лишь вторник на семь дней

И в эти дни я еле-еле

Живу. Скорее же, скорей.

День, два пройдут. Наступит третий,

Четвертый, пятый и шестой.

И вот плыву я в центра сети –

Ведь наступает и седьмой.

Здесь все не так. Здесь солнце светит –

Ведь знает, где ему светить.

Родными стали стены эти…

А может все здесь освятить?

Зачем? Тут все уже святое.

Душа находит здесь приют

Для сердца милое, родное –

Тепло, надежда и уют.

И злобе не пройти сквозь стены,

Построенные из добра.

Здесь нет предательства, измены

Жизнь так прекрасна и бодра.

Ты сердце в центре оставляешь –

Оно зовет тебя опять

И незаметно начинаешь

Вдруг дни до вторника считать.

Введение

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков без каких-либо психических отклонений. Он направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренинга приблизительно 14-20 лет. Возраст в данном случае определяется этапом в формировании Я-концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонент Я-концепции; в первую очередь самосознания и на его основе - мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во-первых, создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, «вопросов» поиск ответов, на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Специфика данного возраста такова, что у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя вовне, человек может судить о том, что он из себя представляет и на что способен. Выполняя разные задания и психологические упражнения (испытания) подросток получает в тренинге такую возможность. Только проявив себя каким-то образом на глазах у других людей, можно надеяться получить от них обратную связь о том, что они видели и какое у них об этом представление. Тренинг дает подростку шанс увидеть себя глазами своих ровесников.

Во-вторых, тренинг личностного роста с подростками выполняет еще одну очень важную функцию в работе практического психолога, социального работника, социального педагога. В сознании подростка все люди, которые могут оказать ему психологическую или социальную помощь, ассоциируются с представителями воспитательной, контролирующей и наказывающей системами (родители, учителя, воспитатели, инспектора ОППН и т.д.). Поэтому, когда психолог или социальный работник предлагает свою помощь, подростки относятся к ним недоверчиво, с подозрением, не идут на контакт, тем самым, отвергая саму возможность оказания им помощи. В этой ситуации психолог, социальный работник бессильны что-либо сделать. Одним из основных и необходимых условий, позволяющих оказывать такого рода помощь, является установление доверительных отношений между подростком и взрослым осуществляемое следующими принципами и методами тренинга.

Для того чтобы подросток приходил на занятия, его необходимо заинтересовать. Поэтому ему предлагаются упражнения, релевантные его возрасту, находящиеся в области его интересов и в зоне ближайшего развития.

Руководитель (сколько бы ему ни было лет) и подросток во время тренинга (а со временем и вне его) обращаются друг к другу на "ты". Общение в тренинге осуществляется по именам, которые выберут сами подростки. Это правило обеспечивает принцип равенства, к которому подростки так стремятся и без которого невозможно построение доверительных отношений. Не обязательно называться своим именем, тем более называть свою фамилию. Данное дополнение, а также принцип конфиденциальности (все, говорится на занятии тренинга, не может быть вынесено за его пределы; запрещены обсуждения с кем бы-то ни было вне тренинга того, что происходило и кто присутствовал на тренинге) создают благоприятную почву для установления доверительных отношений между подростком и руководителем тренинга. В дополнение к этому есть еще один и, как мне кажется, самый эффективный фактор - руководитель на равных, вместе с подростком выполняет все задания и упражнения. При этом руководитель является открытым, аутентичным, самодостаточным, личностно зрелым, что значительно облегчает установление доверительного контакта. Кроме того, руководитель выступает образцом, к которому подростку необходимо стремиться в решении своих психологических задач.

Тренинг можно проводить 1-2 раза в неделю, за исключением летнего трудового лагеря либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится приблизительно 2,5-3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком своих задач.

Необходимость в появлении этого направления в групповой работе вообще и в практической работе с подростками в частности, определяется следующими факторами. Сам характер возникающих в подростковом периоде проблем свидетельствует об ограниченности индивидуальных методов коррекции эти методы необходимы, эффективны, но они не достаточны. Что касается конкретной формы "Тренинга личностного роста с подростками", то в его формировании лежат три независимых основания. Основание, лежащее в потребностях консультационной работы с подростками. Групповая работа родилась в нуждах индивидуальной консультационной работы. У родителей возникли трудности с приводом подростков к психологу. Но в возрастно-психологическом консультировании точки зрения одних только родителей недостаточно. Нужно посмотреть на проблему глазами ребенка. Тогда возникла идея устроить для детей клиентов другую форму работы. Это форма группового психологического тренинга. При этом возникает большой шанс установления доверительного контакта, после которого можно начинать работать непосредственно с подростком.

Второе. Около 1977г. в Москве проходили арены психотерапевта А.Б. Добровича. Он показывал психотерапевтическую работу с большими аудиториями. У него была команда помощников, соответствующее освещение, специально подобранная музыка. Добрович работал со всем залом (зал выполнял упражнения один на один или с соседями). На сцене он работал с группой в 20-120 человек на виду у сопереживающего зала. С помощью зала работал даже с индивидуальными проблемами. Тогда появилась мысль, что можно работать с подростками не только тет-а-тет, но объединив их в группу.

Третье.Опыт работы психологов в школе по преподаванию психологии. Уроки могут и должны проводиться в форме активных психологических занятий, в виде тренингов. Такая форма является более наглядной, яркой и значительно стимулирует познавательные интересы подростков в области психологии.

Тренинг личностного роста - это тренинг, создающий условия для личностного роста подростков. Это не обучающий тренинг, не тренинг-коррекция и не тренинг-терапия. Это развивающий и возрастно-специфический тренинг. В результате работы группы есть и научение, и коррекция, и терапевтический эффект. Но это все побочные эффекты. Нет такой задачи, чтобы всех развить, а есть задача - создать условия для личностного роста. В сердцевине тренинга – психологические задачи подросткового возраста. Это тренинг для решения возрастных задач. Ключевая из них - формирование Я-концепции личности. У руководителя тренинга есть цель - помочь подростку в формировании его Я-концепции. Нет целей: научить, воспитать, скорректировать. Поэтому каждый подросток должен сам сконструировать свои цели исходя из тех личностных проблем, которые привели его на тренинг. Еще одна цель - продвинуть в своем развитии подростка для прихода к психологу на личную консультацию, установив перед этим, доверительные отношения.

Упражнения на разминку

С этого типа упражнений и далее я постараюсь максимально подробно и полно описать те упражнения, которые я использую в тренинге. Все упражнения описать не получиться, так как постоянно возникают новые, какие-то уходят. Но логика построения тренинга остается. Содержание тренинга, наполнение его конкретными психологическими упражнениями, также как и сам тренинг, является подвижным, живым организмом, который растет, развивается вместе с руководителем. Любой психолог, решивший заняться групповой работой с подростками неизбежно будет поступать также, если не хочет остановиться в своем развитии.

Начнем с тех упражнений, которые нужны в самом начале, с первого дня тренинга. В этот тип входят упражнения, которые подравнивают уровень психического функционирования участников, сближают группу, показывают то, в каком состоянии находятся подростки, настраивают на работу, подтягивают участников к внутригрупповому пространству. Эти упражнения необходимы для того, чтобы организовать группу и войти в рабочий режим.

В этот тип входят упражнения, которые заведомо приемлемы всеми участниками, не выходят далеко за рамки обычного поведения. Эти упражнения всегда групповые. Для того чтобы настроиться на работу вся группа должна быть включена в совместное групповое действие.

Упражнение «Разминка с мячиком». После вступительной речи и объяснения правил общения в группе, руководитель достает мячик средних размеров (маленький постоянно роняют и бегают за ним, а большой неудобен из-за своих размеров), не тяжелый и не легкий. Затем говорит инструкцию: «Сейчас вам надо будет бросить этот мячик кому-нибудь из сидящих напротив вас и при этом что-нибудь сказать. Говорить можно все, что угодно, все, что придет в голову. Например, «Привет», «Я тебя впервые вижу», «Сейчас зима» и т.д. и т.п.». В этом упражнении существует много дооснащений. Дооснащение – это расширение, углубление, усложнение, попытка разнообразить упражнение. Одна из функций дооснащения – поддерживать мотивацию. Можно бросить мяч и назвать свое имя, имя того, кому бросаешь. Можно при этом внешне описать человека («Синие джинсы», «Длинные волосы» и т.д.) и более личностно значимую часть внешности – лицо («Тонкие губы», «Большие глаза» и т.д.). Это упражнение заставляет подростков повнимательнее посмотреть друг на друга, приглядеться друг к другу, увидеть другого. Переключиться от созерцания себя на восприятие другого человека. Также направлено на развитие личностной зоркости, способности разглядеть что-то в другом человеке.

В качестве разминок можно использовать изобразительную психогимнастику. Например, изобразить закуривание сигареты. После того, как какое-то время покидались мячиком, я встаю, прошу встать остальных и говорю: «Следующее упражнение очень простое. Вам не надо будет ничего говорить. Просто повторяйте за мной то, что я буду делать». А я изображаю пантомиму: достаю воображаемую сигарету, коробку спичек, достаю спичку, зажигаю ее, прикуриваю, бросаю спичку, делаю две-три затяжки, затем начинаю сильно кашлять, бросаю сигарету и затаптываю ее. Это простое, для всех выполнимое упражнение. Вариантов может быть множество: можно умыться, почисть зубы, позавтракать и т.д. Критерий выбора варианта следующий: действие должно быть простым, естественным, обычным, так как подростки еще не готовы к тому, чтобы сделать что-то необычное. При этом я никогда не контролирую выполнение этого упражнения, каждый делает, как может.

Упражнение «Разыгрывание сценок». Это еще одно упражнение на разминку. Я делю группу на две команды и говорю: «Придумайте какой-нибудь сюжет или вспомните сказку, сценку, анекдот. Все, что угодно. И разыграйте по ролям. Условия: участвовать должны все и в процессе разыгрывания должны звучать имена каждого участника, лучше не по одному разу».

Упражнения на знакомство

Первое, что необходимо сделать после того, как руководитель объяснил правила – поздороваться. Поскольку тренинг – это специальным образом организованное общение, то и процедура приветствия здесь необычна. Организуя приветствие в тренинге я говорю: «Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами поздороваемся. Каждый из вас сейчас будет подходить поочередно к любому участнику и протягивать ему руки открытыми ладонями вверх. Тот, к кому он подошел, должен положить свои ладони сверху. После этого они какое-то время молча смотрят друг другу в глаза. Когда они оба или кто-то один из них решили, что поздоровались – они обнимаются и идут здороваться с другими. Разговаривать при этом нельзя». Не обязательно поздороваться со всеми. Важен сам процесс. Эта процедура заставляет подростков действительно увидеть другого человека, приблизиться к нему, сблизиться с ним.

Затем начинается процедура знакомства. Здесь тоже нужно уходить от привычных штампов, форм. Я категорически против того, чтобы вешать на себя листок, бирочку, бейдж с именем. Это отчуждает человека от его имени. Другие люди, вместо того, чтобы посмотреть на человека, всмотреться в человека и вспомнить его имя, начинают разглядывать его бирку с именем. Необходимо провести процедуру знакомства таким образом, чтобы организовать внутреннее подспорье для запоминания имен. Работа с именем подразумевает введение имени в группу, организацию запоминания и проверку запоминания, воспроизведение. В этом случае также должно быть много техник, так как группа открыта и может меняться на 50%. Процедура представления должна быть максимально театрализована. Чем более артистично, необычно человек представиться, тем лучше его запомнят. Для этого можно рассказать историю, связанную со своим именем, загадать загадку, станцевать свое имя, изобразить в статике. Инструкция может быть такой: «Расскажи, покажи что-нибудь такое, чтобы мы запомнили тебя и твое имя». Не обязательно познакомиться сразу со всеми на первом же занятии. Если подростков много – эта процедура может растянуться на все занятие, а это непродуктивно. Процедуру знакомства можно растянуть на 2-3 занятия. Процедура знакомства дает хорошие возможности для выхода из нее в предметные, тренинговые процедуры, т.к. если кто-то хорошо изобразил свое имя, то я могу перейти к техникам изображения животных, чувств, ситуации и т.д. Это будет логично. Еще одной из форм знакомства может быть следующая: человек называет свое имя и расшифровывает его. Например, «Света – Серьезная, Веселая, Единственная, Таинственная, Аккуратная».

Упражнение «Снежный ком». Каждый участник называет свое имя, перед этим назвав имена всех тех, кто уже представился. Таким образом, первый называет только свое имя, второй – имя предыдущего и затем свое, третий – имя первого, затем второго и после этого свое и т.д.

Упражнение. Каждый называет свое имя и коротко рассказывает о себе. Рассказывает то, что он считает нужным рассказать. После этого другие участники задают ему вопросы, на которые он может ответить при желании.

Упражнение. Является вариантом предыдущего. Все участники разбиваются на пары. Оба партнера в паре представляются друг другу. После этого они представляют друг друга для всей группы.

Упражнение «Разыгрывание сценок». Оно описано выше.

Когда подростки представились, можно начинать проверку памяти и воспроизведение. Здесь уместно напомнить о том, что тренинг проводится под эгидой испытания. Поэтому я говорю: «Ну, что, многие уже представились. Кто хочет проверить свою память?». Вызываются добровольцы и мы проделываем несколько процедур на проверку памяти.

Упражнение. Один участник просто называет всех по имени.

Упражнение. Другой делает это с закрытыми глазами.

Упражнение. Третий вспоминает имена участников с открытыми глазами, но после того как все пересели.

Упражнение. Следующий доброволец выходит в центр круга. Я прошу всю группу встать в круг спиной к нему. Он называет каждого по имени со спины. Если он правильно называет чье-то имя, то тот поворачивается и садится, если нет – продолжает стоять к нему спиной.

Если кто-то не запомнил несколько имен, то надо поработать с ним на дозапоминание. Тех, кого он не запомнил надо включить с ним в совместное взаимодействие. Например, на полу лежит узкая доска, изображающая мостик над пропастью. Подростки, которых я включил в совместное взаимодействие начинают двигаться по этой доске с разных концов и должны суметь разойтись на этом мостике. Еще: перенести зажатый между лбами лист бумаги из одного конца комнаты в другой. Зажать между зубами с разных концов спичку и пронести по кругу. И так далее. Подобных упражнений можно придумать множество.

Упражнение. Я говорю добровольцу: «Внимательно осмотри всех присутствующих. Тебе надо будет узнать их с закрытыми глазами». Затем они меняются местами и он с закрытыми глазами опознает их на ощупь. Можно оставить его стоять в центре, а остальные по очереди подходят к нему.

Поскольку группа уменьшает и увеличивает свой количественный состав, то эти упражнения можно проводить не нескольких первых занятиях.

Психологический практикум

Этот тип объединяет много упражнений из популярной литературы по психологии, демонстрационные пробы, которые можно провести в условиях группы. Они носят вспомогательный характер, предназначены для заполнения пауз. Если занятие происходит на уроке психологии, то могут занять весь урок. Дети могут выполнять эти упражнения, а психолог объясняет психологические закономерности, эффекты, явления, которые проявились в этих упражнениях. Их также можно давать для отдыха, для смены ритма, после чая.

Упражнение «Испорченный телефон». Я объявляю, что нужны добровольцы 4-6 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Я достаю лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине: 1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы); 2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация. Далее я спрашиваю: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Картинка ни в коем случае не показывается зрителям (для того, чтобы они не подсказывали и им самим было интересно). Я говорю: «Записывать нельзя. Смотри и запоминай». Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: «Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай». Группе я говорю: «Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

Упражнение на ловкость, реакцию. Вызывается доброволец. Он кладет кисть руки на спинку стула (подстраховывая руку, чтобы она не могла двигаться вниз). Я бросаю новую купюру между его большим и указательным пальцами. Его задача – поймать купюру. Это очень трудно, почти невозможно, т.к. человек не успевает среагировать, и купюра проскальзывает между пальцами и падает на пол.

Упражнение на внимательность. Первое: один человек совершает паттерн поведения из 10-12 фрагментов, а другой должен как можно точнее их повторить. Например, я делаю 10-12 движений от двери и сажусь. Кто-то повторяет. Второе: бросить на стол или на пол монеты, часы, брелки, расчески и т.д. Все смотрят 10-15 секунд. Затем закрывают глаза, а я меняю местами некоторые предметы. Они открывают глаза и кто-то отгадывает, что изменилось. Можно добавить что-нибудь или убрать. Третье: 10-20 (по числу участников) грецких орехов, яблок, апельсинов и т.д. раздать подросткам и сказать: «Внимательно посмотрите на свой орех, запомните его». После этого я собираю все орехи, перемешиваю их и подростки ищут свой орех. Четвертое: на чувство ритма. Я отбиваю ритм и прошу кого-нибудь повторить.

Интеллектуальные задачи

Подростковый возраст сензитивен к задачам такого рода. Подростки любят поразмышлять, пофилософствовать, поспорить. Поэтому в тренинге можно использовать упражнения на проверку логического мышления, способность к дедукции.

Упражнение «МПС». МПС – это Мой Правый Сосед. Из вызвавшихся добровольцев я выбираю тех, кто не знает, что такое МПС. Один, два или три человека выходят за дверь. Оставшимся я объясняю, что такое МПС и говорю, что на все вопросы, которые будет задавать первый вошедший (можно запускать и по два человека, по три) надо отвечать, имея в виду своего правого соседа. Отвечать так, как будто спрашивают про правого соседа. Вошедшему добровольцу я говорю: «Сейчас ты должен выяснить, что такое «МПС». Можешь задавать всем нам любые вопросы, кроме, естественно, прямого вопроса «Что такое МПС?». Его задача: по ответам сидящих, описывающих своих правых соседей, понять, что такое МПС.

Упражнение на пространственно-логическое мышление. Руководитель: «Кто хочет проверить свою способность рассуждать логично?». Доброволец выходит за дверь. Затем я прошу группу взять свои стулья и рассесться в комнате совершенно случайно, в хаотическом порядке. После этого предлагаю загадать кого-то из участников, кого должен будет отгадать вышедший за дверь. Загадали. Тогда я говорю: «Немного подвиньте свой стул или сядьте так, чтобы каждый мог сказать однозначно – справа или слева от него сидит загаданный нами человек. Причем, неважно, впереди или позади». Вошедшему участнику даю инструкцию: «Мы загадали одного из нас. Твоя задача – отгадать, кого именно. Для этого у тебя есть одна возможность. Ты можешь каждому из нас задать только один из двух вопросов. Первый: «Он от тебя справа?». Второй: «Он от тебя слева?». Тебе ответят «Да» или «Нет». И на пересечении ответов на эти вопросы ты должен отгадать того, кто нами загадан. Причем, имей в виду, что если ты случайно спросишь того человека, которого мы загадали, то он на оба вопроса, естественно, ответит «Нет». Так как он от себя не справа и не слева.

В этом упражнении необходимо продемонстрировать и пространственное мышление и логику. Если у него не получается – можно разрешить задавать вопросы по второму разу. Если есть очередь – ее нужно исчерпать, параллельно усложняя задание с помощью дооснащений. Например, без ведома отгадывающего человека мы в группе договариваемся о том, что все девочки говорят правду, а мальчики обманывают. Когда выходит следующий доброволец – можно поменять: девочки обманывают, мальчики говорят правду.

Упражнение «Заговор в сумасшедшем доме». Доброволец – за дверь. Остальным я говорю: «Представьте, что все мы – сумасшедшие в больнице. У каждого свой диагноз, но мы договорились, что будем симулировать один диагноз раздвоение личности. Для этого мы будем отвечать не на тот вопрос, который нам зададут, а на предыдущий. Первый человек отвечает на любой воображаемый вопрос». Вошедшему я говорю: «Мы все психи в сумасшедшем доме, а ты наш главврач. Мы все кое о чем сговорились. Ты должен выяснить суть нашего заговора. Можешь задавать всем нам любые вопросы». «Главврач» должен сообразить, что «больные» отвечают не на свой вопрос, а на предыдущий, как бы за другого человека. То есть каждый из сидящих считает себя другим человеком (тем, кому был только что задан вопрос) и после этого понять симулируемый диагноз – раздвоение личности.

Кроповницкий О.В.

Тренинг личностного роста для подростков

2001

Наши рекомендации