Ставропольского государственного университета в начале обучения в вузе.
Вид испытаний | Женщины | Мужчины | ||
Бег на 100 м (сек) | 17,1 | 18,4 | 13,6 | 14,4 |
Прыжок в длину с места (см) | ||||
Подтягивание (кол. раз) | - | - | ||
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (колич. раз) | - | - | ||
Бег на 2км (ж), 3км (м) | 12,07 | 12,30 | 13,46 | 14,02 |
Факты свидетельствуют, что с каждым годом в вузы страны приходит всё более ослабленная здоровьем молодёжь, и, прежде всего, это касается женщин. Существует мнение о том, что великие личности не занимались физической культурой, работала бы голова, остальное – неважно, звучит в аспектах объективных данных просто смешно. Но, во-первых, это великие люди, а во-вторых, так ли это?
Известно, что великий поэт А.С.Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее - с приёма ледяных ванн. Потом брался за пистолет и делал 100 выстрелов. Прогулки с палкой, весом в 9 фунтов, верховая езда, помогали ему поддерживать высокий жизненный уровень. Он отлично фехтовал, интересовался боксом.
Лев Толстой регулярно занимался гантелями. В свои 60 лет совершил пешее путешествие из Москвы в Тулу, пройдя 200 километров за шесть дней. В 70 лет великий писатель ловко бегал на коньках. Толстой был пионером русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды. Из высказываний писателя о пользе движение и физического труда, без которых он не мыслил свою творческую работу, можно составить целый манифест.
Достоевский, как известно, поддерживал рабочую форму и слабое от природы здоровье регулярными и длительными прогулками в любую погоду, а также целым рядом упражнений и процедур.
Можно привести множество примеров занимающихся физической культурой известных учёных, политических деятелей, президентов, незаурядных личностей прошлого и настоящего. Все ныне известные педагоги придавали существенное значение физической культуре в своей работе с детьми. И никогда не противопоставляли умственное и физическое развитие человека.
Продолжая разговор о функциях физической культуры и спорта необходимо подчеркнуть, что они являются, помимо всего прочего, мощным средством укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами и людьми. Именно в этом заключается основная суть их общекультурных ценностей. Как общественные явления физическая культура и спорт имеют помимо национальной и общенациональную формы развития. Контакты и взаимоотношения между людьми осуществляются не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе общекультурные связи в спорте проявляются через современное международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимоотношения между людьми, поощряют международное сотрудничество (разумеется, за исключением извращённых форм спортивных состязаний). Помимо сказанного, физическая культура и спорт предполагают общекультурную ценность в своей социальной значимости и тех социальных функциях, которые они выполняют независимо от национальных границ.
Таким образом, понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности может стать реальным импульсом для выявления и мобилизации резервов развития физической культуры, началом формирования новых тенденций развития общественного мнения и личности к освоению ценностей физической культуры всем и каждым. В этом смысле, как подчёркивают учёные, особенно актуальным является продолжение реально существующего противоречия между уровнем и объёмом общественного знания, общественно-культурного наследия в сфере деятельности, связанной с физическим воспитанием и физическим совершенствованием человека, уровнем и объёмом индивидуального знания и потенциала личностной физической культуры подавляющей массы людей. Именно поэтому место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует её значению как важнейшего фактора прогресса и повышения уровня культуры.
Большинство пишущих об этой проблеме однозначно связывают физическую культуру лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Такой односторонний подход неверен, ибо, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает и как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определённом смысле физическая культура становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия – культуры мировоззренческой, политической, нравственной. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации цели общества – совершенствовании человека. Она создаёт условия для его духовного обогащения за счёт общих достижений культуры. Физическая культура выполняет, по существу, те же функции, которые характерны для культуры в целом и, в частности, вносит определённый вклад в формировании целостной личности, способной адекватно действовать в многообразном социально-культурном мире. Она ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности, в числе которых при соответствующих условиях могут быть идейность, гражданственность, гуманизм, трудолюбие, творческая устремлённость, высокий уровень нравственности.
В современной литературе традиционно фиксируются такие общекультурные функции физической культуры как образовательная и воспитательная. Включается в её сферу и эвристическая функция, развивающая творческое мышление, гарантирующая грамотную личностно и социально ориентированную деятельность. Вместе с тем, физическая культура выполняет ещё одну специфическую личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности.
В физической культуре как равнозначной области общей культуры отражаются в специфической форме общекультурные связи и традиции, единое содержание и функции культуры. Материальная, духовная, физическая культура взаимопроникают, взаимодополняют и обусловливают друг друга. В этом отношении в плане учебной дисциплины физическая культура не может преподаваться изолированно, вне предметной научно-культурной связи, как, впрочем, и большинство остальных дисциплин вне связи с физической культурой, что практически в системе образования пока не наблюдается. Более того, на сегодня нет единого мнения на содержание, объём и классификацию компонентов знаний в области физической культуры, на последовательность изложения материала в рамках разрабатываемой общей теории физической культуры.
Отсутствие (в диалектическом отношении) относительно завершенной общей теории физической культуры и теории физического воспитания, по мнению В.К. Бальсевича, сдерживает формирование знания как в фундаментальном, так и в технологическом плане. Причины такого положения во многом связаны с тем, что создание общей теории физической культуры и теории физического воспитания мыслится на базе интеграции многочисленных наук, на основе общей методологии исторического и диалектического материализма (Л.П.Матвеев).
В заключение главы необходимо подчеркнуть, что образование, как и воспитание в широком смысле этого слова – это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений, навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически, индивидуальными способностями и результатом. При этом воздействия физической культуры и спорта на личность и общество специфичны и не могут быть заменены или компенсированы какими-либо другими средствами. Значимость данного положения отражена в законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте», который предполагает обеспечение всестороннего развития членов общества; утверждения здорового образа жизни; формирование потребности в сфере физической культуры и нравственном совершенствовании; создание условий для занятий различными видами физической культуры, спортом, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Законом гарантируется право граждан заниматься физической культурой, спортом (включая профессиональный спорт, как профессией), объединяться в физкультурно-спортивные общества, организации, федерации, ассоциации, клубы и другие объединения.
Физическое воспитание в системе дошкольных учреждений и образования, согласно закона, осуществляется на основе государственных стандартов и программ.
В законе определены обязанности учреждений, организаций, предприятий, объединений, муниципальных органов, администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, определяющие создание условий для реализации прав на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия, спортивно-массовую работу, туризм.
Согласно закону, работники физической культуры, спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Российское государство признаёт и поддерживает Олимпийское движение, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию на международной спортивной арене.
Закон предусматривает и условия профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта. К участию в ней допускаются лица, имеющие лишь документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое физическая культура? 2. Что такое спорт? 3. Охарактеризуйте социальную значимость и функции физической культуры и спорта. 4. Какие негативные последствия проявляются в результате пренебрежительного отношения к физической культуре общества и личности? 5. В чём заключаются основные недостатки в физическом воспитании детей и учащейся молодёжи? 6. Дайте определение понятиям физическое совершенство, физическое развитие, физическая подготовленность, видам физической подготовки и подготовленности.
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.