Классный час как основная организационная форма воспитательного процесса в школе
-краткая информация-
Классный час – это такое же воспитательное мероприятие, как любое другое :поход в театр, диспут, КВН и пр. К нему обязательно нужно готовиться. Как урок в учебном процессе, классный час является той самой единицей, «клеточкой» процесса воспитательного, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками ; провозгласить и высветить необходимое отношение к определённым ценностям; сделать воспитательное воздействие и взаимодействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным .
Специфика заключается в том, что классный час есть форма прямого общения воспитателя с воспитанниками. Однако, это не урок (следует уйти от академизма, назидательности, казёнщины).
Это – разговор по душам, и уточнение ценностей ; это – совместное переживание случившегося ; это –полезная и интересная информация для жизни, которую нельзя получить на уроках ; это – сбор коллектива для выработки совместного решения, или для подготовки к общешкольному мероприятию ; это – психолого-педагогический тренинг по проблемам общения это – совместное творчество, отдых, общение …
Форм, тем, поводов для сбора классного руководителя с детьми – бессчётное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать.
И всё же назовём наиболее часто встречающиеся виды (типы) классных часов.
1) Классный час – организационный – как форма коллективного планирования жизни класса, предстоящего мероприятия, распределение поручений, решение любых оргвопросов и пр.
2) Классный час –«ЧП»- разрешение конфликта, выяснение и урегулирование позиций сторон, смягчение отношений и пр.
3) Классный час –итоговый – подведение итогов учёбы, совместной деятельности, роста коллектива, участия в общешкольных делах и пр.
4) Классный час –как беседа или тренинг по психолого-педагогическим проблемам, связанным с общением, межличностными отношениями, с самопознанием и пр.
5) Классный час –информационный – реализующий систему встреч по определённой образовательной программе : «Твои права», «Мир профессий», «Познай себя», «Общение и этикет», «Мировые религии как часть культуры» и пр.
6) Классный час –дискуссионный- на котором ребята учатся спорить, отстаивать своё мнение, а значит – формировать собственную жизненную позицию.
7) Классный час –час досуга –то есть совместного творческого, нестандартного общения, который снимает напряжение после уроков, создаёт атмосферу в классном коллективе и так далее (часы юмора, фантазии, творчества, открытий, смекалки и пр.).
Общее правило : планируя еженедельные встречи-часы, нужно помнить, что в классной жизни не должно быть безделья, скуки, неприязни, и так необходимо ощущение «общей жизни», куда хотелось бы стремиться, где было бы чувство ожидания радости завтрашнего дня, радости совместных встреч, совместного общения; уверенности в том, что здесь тебя понимают и принимают со всеми твоими «плюсами и минусами».
В личностно-ориентированном воспитании главное предназначение классного часа видится в создании условий для становления и развития субъектности, индивидуальности и креативности воспитанников.
Критерии эффективности Л-О классного часа :1) Личностная значимость для учащихся. 2)Комфортность, благоприятный психологический климат. 3) Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников. 4) Обогащённость жизненного опыта учащихся. 5) Духовно – нравственная ценность. 6) Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение кл.часа.
См.:Классному руководителю о классном часе./Под ред Степанова Е.Н.- М.: 2002.
Сравним :
Основные компоненты кл. часа. | ТРАДИЦИОННЫЙ классный час. | ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ классный час. |
Целевой | Направленность на усвое-ние учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребёнка социально типичного. | Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности. |
Содержатель- ный | Содержание кл.часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности общения и отношений. Оно регламентируется нормативно- програмны- ми документами. Субъектом выбора темы и содержания кл.часа является педагог. | Содержание классного часа является личностно значимым Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка.Тема и содержание зависят и от детей, и от педагога (обе стороны – в субъектной позиции). |
Организац. Деятельност- ный | Главным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Использует монолог, нравоучения, беседы. Реализует собственно разработанный план. | Учащиеся- полноправные организаторы и участники. Акцент- на заинтересованном участии каждого, актуализации его жизненного опыта,проявлении его индивидуальности.Ситуации выбора, успеха,творчества. |
Аналитичес кий | Анализируются чёткость,новизна и ценность информации | Анализируется активность, самостоятельность, вовлечённость детей и пр. |
Правила для классного руководителя на классном часе :
ü Никогда никого не ругать на классном часе (найти для этого другое время и индивидуальные формы);
ü Не превращать классный час в дополнительный урок по своему предмету.
ü Никогда не обсуждать долгих и нудных организационных вопросов (найти для этого другое время и место).
ü Создавать максимум комфорта для всех участников (оформление, посадочные места, сюрпризы…).
ü Оптимизм и мажор – основной стиль и тон общения на классном часе.
ü Принцип трёх «не» : не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчётах и ошибках.
ü Помнить, что классный час на 2/3-час классного коллектива, и лишь на 1/3 – час классного руководителя.
СРС : разработайте тематику классных часов с ориентацией на разные четверти (по командам). Подготовьтесь к её «защите».