Выбор приоритетных направлений его работы

Содержание деятельности педагога-психолога.

Объектом деятельности педагога-психолога являются участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети, их родители.

Предметом деятельности - взаимодействие субъектов образовательного процесса в системах: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.

Педагог-психолог несет ответственность за психологическое здоровье ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса, его полноценное личностное и интеллектуальное развитие на каждом возрастном этапе, формирует способности к саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Педагог-психолог содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Основной вид деятельности педагога-психолога - консультационная работа. Она может осуществляться как психопрофилактическая работа в соответствии с целями и задачами психологической службы системы образования Самарской области, а также по запросу, который может инициироваться администрацией учреждения образования, педагогами, детьми, их родителями.

В рамках консультационной работы по направлениям психопрофилактика, диагностика, развитие и коррекция решаются следующие задачи:

Психопрофилактическая работа:

- обеспечение психологизации образовательного процесса, повышение психологической культуры, формирование у педагогов, детей, их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе, или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;

- обеспечение социопсихологического мониторинга с целью углубленного психолого-педагогического изучения ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства. Знание об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает возможность оказать помощь педагогам по реализации в учебно-воспитательном процессе потенциальных возможностей ребенка, самого педагога, родителя, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка на соответствующих возрастных этапах рекомендуется проводить по пакету психодиагностических методик, сконструированных специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики в соответствии с психометрическими требованиями, предъявляемыми к диагностическому инструментарию (см. приложение 12).

Психодиагностическая работа - углубленное психолого-педагогическое изучение основных причин появления проблем, постановка психологического диагноза. В процессе диагностико-консультативной работы рекомендуется, в качестве основных, использовать методики, отобранные по психометрическим критериям и апробированные в условиях практической работы педагогов-психологов учреждений образования Самарской области специалистами регионального центра социопсихологических исследований и диагностики (см. приложение 13).

Развивающая и коррекционная работа - разработка и реализация развивающих и коррекционных программ, составленных на основе результатов психологической диагностики, активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка, на взаимодействие в системах: взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, индивид-группа.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

Организация и планирование рабочего

Наши рекомендации