Учебно-тренировочные занятия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура

Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация – менеджер

Форма обучения - очная

Санкт-Петербург

2012 г.

Составители:

кандидат педагогических наук, доцент – Петрова Вера Ивановна;

кандидат педагогических наук, доцент – Григорьев Дмитрий Викторович;

кандидат педагогических наук, доцент – Елисеева Татьяна Петровна

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры физической культуры и спорта, протокол № 1 от «28» августа 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по предмету «Физическая культура» для студентов межфакультетских групп ЛГУ им. А.С. Пушкина составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

· Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ;

· Приказ Минобразования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 №686;

· Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 № 1025;

· Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

Физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, она обеспечивает профилированную физическую грамотность, является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, средством профилактики и лечения заболеваний, воспитания патриотизма студентов.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ

Основная цель дисциплины «Физическая культура» формирование у студентов отношения к физической культуре как к необходимому звену общекультурной ценности, способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

1. понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

2. формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.

3. Формирование системы теоретических знаний и практических умений и навыков в области физической культуры, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психических способностей, качеств и свойств личности.

4. Обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих педагогов включающей физическую подготовленность, работоспособность, развитие профессионально значимых и психомоторных способностей.

5. Полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, восстановления, сохранения и укрепления здоровья, овладения методами самоконтроля в процессе физкультурных занятий.

6. Включение студентов в активную деятельность по освоению ценностей физической культуры и приобретение опыта ее использования во всестороннем развитии личности.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Овладение студентами предмета «Физическая культура» осуществляется на учебных и внеучебных занятиях на протяжении 1-4 курсов в объеме 408 часов обязательных и дополнительных элективных и факультативных часов.

Формы занятий средствами физической культуры следующие:

• лекции, в которых содержатся основные понятия и термины, основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре;

• учебные академические занятия, где проводятся практические, методические занятия, написание контрольных работ, тестирование и прием контрольных нормативов по физической и технической подготовке:

• занятия в секциях, группах по спортивным интересам;

• занятия ЛФК и в оздоровительных группах для студентов, имеющих хронические заболевания;

• физические упражнения в режиме учебного дня;

• массовые физкультурные мероприятия, участие в спортивных праздниках и соревнованиях;

• самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом (физическая рекреация, реабилитация, лечебная физическая культура, спортивное совершенствование).

Теоретические и практические занятия являются основной формой физического образования и физической подготовки студентов, предусмотренных в учебных планах по всем специальностям. Объем в часах не менее 4 часов в неделю с их включением в сетку часов учебного расписания университета. При составлении расписания двухразовые учебные занятия по два академических часа планируется равномерно в течение недели.

Использование разнообразных форм физической культуры создает условия для выполнения объема целенаправленной двигательной активности 6-8 часов в неделю, необходимого для нормального функционирования организма.

ГОСТ: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Учебные занятия проводятся в соответствии с настоящей учебной программой, которая включает в себя обязательные дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала.

В каждом семестре система теоретических и практических занятий строится как законченный макроцикл, который подразделяется на этапы, соответствующие прохождению различных разделов учебной программы. Этап завершается выполнением определенных заданий, контрольных нормативов, гестов, характеризующих степень усвоения ими учебного материала.

Содержание конкретного учебного занятия (цели, задачи, средства и методы их решения, объемы нагрузки, контроль), включающего помимо обязательного изучения программного материала и ознакомление студентов с различными системами физической культуры, нетрадиционными видами спорта, методами и методиками саморегуляции организма (аутотренинг, закаливание, психотерапия и др.), определяется преподавателями учебных групп на основе учебно-тематических и рабочих планов, соответствующих учебной программе. Они же несут полную ответственность за адекватность возможностей студентов характеру предлагаемых им физических упражнений (сложность, интенсивность, объем функциональной, психической и физической нагрузки и пр.).

Преподаватели обеспечивают и необходимую технику безопасности при проведении учебных занятий. Содержание каждого учебного занятия фиксируется в учебном журнале с отметкой студентов, отсутствующих на данном занятии. В случае возникновения неадекватных реакций студентов на двигательную нагрузку или травмы в учебном журнале указываются принятые меры.

При проведении практических занятий преподаватель обязательно обращает особое внимание на обеспечение мотивационной основы предлагаемой студентам учебной деятельности: определение и разъяснение цели и содержания задания, правильность его выполнения, возможных ошибок и путей их предупреждения. Следует доводить до сознания студентов факторы психической устойчивости по отношению к утомлению, возникающему в процессе выполнения двигательной деятельности, формировать навыки контроля и самоконтроля за функциональным состоянием организма.

Теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций, семинаров, методических групповых занятий, консультаций. Объем теоретических занятий определяется учебным планом и реализуется в последовательности установленной кафедрой физической культуры.

Учебные занятия в специальном учебном отделении (специальные медицинские группы) ориентированы на расширение и углубление физического образования студентов, на формирование определенной мотивации и повышение направленного интереса к занятиям, связанным с восстановлением и укреплением здоровья, закаливанием организма, ликвидацией остаточных явлений после перенесенных заболеваний.

Со студентами всех учебных отделений, имеющими недостаточную физическую подготовленность или не выполнившими учебный норматив в каком-либо физическом упражнении. Проводятся индивидуальные дополнительные занятия под руководством преподавателя.

ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Занятия физической культурой во внеурочное время позволяют совершенствовать процесс физической подготовки студентов, удовлетворить их потребность в двигательной активности за счет использования различных видов спорта. Спортивный клуб ЛГУ им. А.С. Пушкина координирует всю спортивную деятельность.

Практические внеурочные занятия в ЛГУ им. А.С. Пушкина организуются и проводятся в следующих формах:

• занятия по интересам, секциях легкой атлетики, спортивных игр, плавания, лыжного спорта, атлетической и ритмической гимнастики, бокса и др.

• самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом, организуемые студентами по их инициативе в удобное время и консультируемые преподавателями:

• участие в массовых оздоровительных и спортивных мероприятиях факультетов, студенческих общежитий, зимних и летних спортивно- оздоровительных лагерях, университета в целом.

Занятия в спортивных секциях организуются с целью повышения спортивной квалификации тех студентов, для которых содержание, объем и интенсивность физической нагрузки в группах учебных отделений не могут обеспечить дальнейшего роста их спортивных результатов. Секционные занятия являются дополнительными, проводятся только на основе добровольного участия студентов. Численный состав каждой группы, регулярность и длительность тренировочных занятий определяется соответствующими нормативными документами, уровнем спортивной подготовленности занимающихся, календарным планом вузовских и межвузовских спортивных соревнований. Спортивный клуб, общественные и иные организации университета по своей инициативе могут создать спортивные секции по любому виду спорта с вовлечением всех желающих студентов.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Домашние задания являются частью занятий по предмету «Физическая культура» и, как правило, носят индивидуальный характер. Являясь элементом углубления физического образования, повышения эффективности учебных и внеучебных занятий, обеспечения студентов необходимой физической нагрузкой, формирования потребности у них в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, домашние задания по мере необходимости разрабатываются ведущим занятия преподавателем или треном, которые и контролируют их выполнение. Содержание домашних заданий определяется уровнем теоретических знаний студентов, состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности. Оно документально обосновывается результатами научных исследований, педагогических наблюдений и других действий, связанных с физкультурной или иной деятельностью студентов университета.

РАСПЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ И ГРУППАМ

Для проведения теоретических и практических занятий студенты распределяются в учебные отделения - основное, специальное и спортивное. Распределение в учебные отделения производится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, общефизической и спортивной подготовленности. В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются с учетом уровня функциональных возможностей студентов и, по возможности, характера заболевания. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в особое специальное отделение или особую группу специального учебного отделения для выполнения доступных им разделов учебной программы (при обязательном написании реферативной работы на выбранную студентом темы, связанную с особенностями использования средств физической культуры при его индивидуальном отклонении в состоянии здоровья).

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требование спортивной классификации, имеющие желание углубленно заниматься одним из культивируемых в университете видов спорта. Количество и профиль учебных групп определяется кафедрой физической культуры с учетом материальных и штатных возможностей. Студенты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением домашних заданий и зачетных требований в установленные сроки. Они обязательно закрепляются за конкретным преподавателем, который планирует выполняемую физическую нагрузку и ведет учет спортивных достижений.

После окончания учебного семестра или года, студенты по решению кафедры физического воспитания и спорта могут переводиться из одного учебного отделения (группы) в другое. Перевод студентов в специальное учебное отделение в связи с заболеванием может проводиться на протяжении всего учебного года. Численный состав групп в учебных отделениях определяется инструкцией по организации и содержанию работы кафедры физической культуры высших учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(учебный материал для всех учебных отделений)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержание теоретического раздела учебной программы предполагает усвоение студентами ЛГУ им. А.С Пушкина упорядоченной системы научно-практических и специальных знаний.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроля за состоянием своего организма.

Теоретический материал

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как социальное явление в жизни общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Социальные функции и ценности физической культуры. Физическая культура в системе подготовки педагогических кадров, ее профессиональная направленность. Учебная программа и учебный план по физической культуре для студентов. Реализация физической культуры в учебной, профессиональной, общественной деятельности и семейной жизни.

Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Понятие «здоровы образ жизни», его содержание, связь с жизнедеятельностью студентов. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Социально-психологические основы формирования здорового образа жизни человека в студенческие годы.

Тема 3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.

Тема 4. Социально-биологические основы физической культуры

Компоненты физической культуры, цели и задачи. Основные средства физической культуры. Физические упражнения, их форма, техника, классификация. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Двигательная активность студентов. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Современные популярные системы физических упражнений. Организм человека как единая саморазвивающая и саморегулирующая биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов. Факторы, влияющие на процесс обучения. Утомление, усталость, переутомление. Характеристика степени переутомления при умственной работе. Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы ее определяющие. Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.

Тема 6. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

1 часть.

Методические принципы и методы физического воспитания, двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия. Двигательные умения и навыки. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям.

2 часть.

Общая физическая подготовка (ОФП), Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития. телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и направленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Тема 8. Основы здорового образа жизни студентов

Понятие здоровый образ жизни, уровень, качество, стиль. Рациональное питание. Энерготраты при физических нагрузках разной интенсивности. Витамины. Роль воды в организме человека.

Рациональный суточный режим. Сон. Вредные привычки. Физическое развитие, методы оценки. Коррекция физического развития средствами физической культуры.

Тема 9. Профессиональная прикладная физическая подготовка

Цели и задачи ППФП. Необходимые знания, двигательные умения и навыки, уровень развития физических способностей в рамках ППФП студентов факультета коррекционной педагогики. Задачи адаптивной физической культуры. Типичные нарушения психомоторики у инвалидов с недостаточностью интеллекта, поражением опорно-двигательного аппарата (церебральным, спинальным, ампутационным), нарушением слуха и зрения. Урочные и неурочные формы АФВ. Двигательная реабилитация, адаптивное физическое воспитание, физическая рекреация, адаптивный спорт. Коррекционно-развивающее направление в работе с инвалидами различных нозологических групп. Различные подходы к реализации коррекционной деятельности в процессе АФВ.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Учебный материал раздела направлен на формирование у студентов единства знаний, умений и навыков по физической культуре, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практическиезанятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Примерные темы методико-практических занятий

Первый курс.

1. Методика овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба,
бег. передвижение на лыжах, плавание).

2. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости,
утомления и применения средств физической культуры для их направленной
коррекции.

3. Методика составления индивидуальных программ физического
самовоспитания и занятия с оздоровительной, рекреационной и восстановительной
направленностью (медленный бег, плавание, прогулка на лыжах и т.д.)

4. Основы методики самомассажа, закаливания.

5. Методика корригирующей гимнастики для глаз.

6. Методики составления и проведения простейших самостоятельных
занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной
направленности.

Второй курс .

1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения

2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физическою развития
(стандарты, индексы, программы, формулы и пр.).

3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма
(функциональные пробы).

4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия.

5. Методы самооценки специальной физической и спортивной
подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания).

6. Методика индивидуального подхода и применение средств для
направленного развития отдельных физических качеств.

7. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта.

Третий курс.

1. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые
при занятиях физической культурой и спортом.

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов
профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных
условий и характера труда.

Учебно-тренировочныезанятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке студентов. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения; приобретением личного опыта совершенствования и коррекции индивидуальною физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно и профессионально необходимых навыков, психофизических качеств.

Для студентов, отнесенных к основной медицинской группе, хорошо физически подготовленных, проявляющих интерес и способности к занятиям спортом, допускается организация и проведение учебных занятий на основе одного из видов спорта в объеме 70% от общего. Обязательным условием при этом является ежегодное повышение показателей физической подготовленности.

Практический учебный материал для специального учебногоотделения разрабатывается с учетом показаний и противопоказаний заболевания для каждого студента. имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность.

Содержание и конкретные средства каждого практического занятия в основном, специальном и спортивном отделениях определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физической культуры для каждого учебного отделения.

Учебно-тренировочные занятия.

Курс.

Гимнастика.

ОРУ на месте, в движении, у шведской стенки, на матах, с мячами, с гантелями, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, с обручем, со скакалкой. Упражнения на перекладине, брусьях. Гимнастическом бревне, гимнастических кольцах, батуте. Подвижные игры на развитие координации, силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых способностей.

Силовая аэробика.

Упражнения, направленные на снижение жировой массы тела. Упражнения, направленные на увеличение мышечной массы тела. Упражнения с собственным весом, с гантелями, с резиновыми амортизаторами. Упражнения, направленные на согласование силовых движений с музыкой. Упражнения на развитие силовой выносливости и способности к ритму.

Атлетическая гимнастика.

Упражнения на развитие основных мышечных групп: плечевого пояса, туловища, ног. Упражнения на увеличение мышечной массы тела, силовой выносливости мышц, рельефности мышц. Упражнения с максимальными усилиями в миометрическом режиме, в плиометрическом режиме, в изометрическом режиме.

Аэробика.

Шаги классической аэробики: открытый шаг, переменный шаг, приставной шаг, скрестный шаг, мах (вперёд, в стороны), «захлёст», подъём колена вперёд, бег на месте с движениями рук, бег с продвижениями (вперёд, в стороны, назад, по диагонали), прыжки с движениями рук. Комбинации из «базовых» элементов. Упражнения на развитие способности к ритму и общей выносливости.

Лёгкая атлетика.

Бег на короткие дистанции: 60м, 100м, 150м, высокий старт, стартовый разгон, бег по дистанциям, финиширование. Бег на средние дистанции: 2000м, 3000м. Кроссовый бег: бег в подъём, бег под уклон. Бег по пересечённой местности: преодоление горизонтальных препятствий, преодоление вертикальных препятствий. Прыжки: в длину с места, в высоту с места. Метание набивного мяча. Упражнения на развитие скорости, скоростно-силовых способностей и выносливости.

Спортивные игры.

Волейбол.

Приём и передача мяча двумя руками сверху, двумя руками снизу; подача мяча снизу, сверху, нападающий удар. Двусторонняя игра. Упражнения на развитие координации движений.

Баскетбол.

Ведение мяча: на месте, в движении, с изменением направления и скорости. Остановка прыжком, двумя шагами. Передача мяча на месте: от груди, из-за головы, одной от плеча, с отскоком об пол. Бросок в кольцо с места, с двух шагов, в прыжке, в движении после ловли. Двусторонняя игра. Упражнения для развития скорости и ловкости.

Ручной мяч.

Ведение мяча с изменением направления и скорости. Передача мяча одной рукой, ловля и передача мяча в движении. Бросок мяча сверху в опорном положении, 7метровый штрафной бросок, 9метровый штрафной бросок, выбор места вратарём при отражении бросков. Упражнения для развития скорости, скоростно-силовых способностей и ловкости.

Футбол (юноши).

Остановка катящегося мяча подошвой, внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы. Ведение мяча внутренней стороной стопы, внешней стороной стопы; передача мяча внутренней, внешней стороной стопы, пяткой. Удары по неподвижному мячу внутренней, внешней, средней стороной подъёма. Вбрасывание из-за боковой линии с места, с шагом. Упражнения для развития выносливости, скорости и ловкости. Двусторонняя игра в футзал.

Лыжная подготовка.

ОРУ на лыжах. Попеременный четырёхшажный ход, попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный и двухшажный ход. Повороты на месте: переступанием, махом. Торможения: плугом, полуплугом. «Слалом». Лыжная гонка: 3км, 5км. Упражнения на развитие выносливости.

Плавание.

Дыхательные упражнения в воде, скольжение на груди, скольжение на спине, толкание и буксировка плывущего предмета, ныряние с поверхности. Кроль на груди, кроль на спине. Прыжки с тумбочки головой, ногами. Плавание вольным стилем 50м. Упражнения для развития выносливости.

Курс.

Гимнастика.

ОРУ на месте, в движении, у шведской стенки, на матах, с мячами, с гантелями, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, с обручем, со скакалкой. Упражнения на перекладине, брусьях. Гимнастическом бревне, гимнастических кольцах, батуте. Подвижные игры на развитие координации, силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых способностей.

Аэробика.

Шаги классической аэробики: открытый шаг, переменный шаг, приставной шаг, скрестный шаг, мах (вперёд, в стороны), «захлёст», подъём колена вперёд, бег на месте с движениями рук, бег с продвижениями (вперёд, в стороны, назад, по диагонали), прыжки с движениями рук. Комбинации из «базовых» элементов. Упражнения на развитие способности к ритму и общей выносливости.

Силовая аэробика.

Упражнения, направленные на снижение жировой массы тела. Упражнения, направленные на увеличение мышечной массы тела. Упражнения с собственным весом, с гантелями, с резиновыми амортизаторами. Упражнения, направленные на согласование силовых движений с музыкой. Упражнения на развитие силовой выносливости и способности к ритму.

Атлетическая гимнастика.

Упражнения на развитие основных мышечных групп: плечевого пояса, туловища, ног. Упражнения на увеличение мышечной массы тела, силовой выносливости мышц, рельефности мышц. Упражнения с максимальными усилиями в миометрическом режиме, в плиометрическом режиме, в изометрическом режиме.

Лёгкая атлетика.

Бег на короткие дистанции: 60м, 100м, 150м, высокий старт, стартовый разгон, бег по виражу, бег по дистанциям, финиширование. Бег на средние дистанции: 2000м, 3000м. Кроссовый бег: бег в подъём, бег под уклон. Бег по пересечённой местности: преодоление горизонтальных препятствий, преодоление вертикальных препятствий. Прыжки: в длину с места, в высоту с места, тройной с места. Метание набивного мяча. Упражнения на развитие скорости, скоростно-силовых способностей и выносливости.

Спортивные игры.

Волейбол.

Нападающий удар. Сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приёмом снизу, передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Индивидуальные тактические действия в защите: выбор места приёма подачи, нападающего удара. Двусторонняя игра. Упражнения на развитие координации движений.

Баскетбол.

Передача мяча в движении с отскоком об пол, одной от плеча. Бросок мяча в кольцо в прыжке, в прыжке после ловли. Индивидуальные тактические действия в защите: перехват, блокирование броска, опека игрока. Индивидуальные тактические действия в нападении: обыгрывание «один в один» с места и с ходу, установка заслона. Двусторонняя игра. Упражнения для развития скорости и ловкости.

Ручной мяч.

Выбор места вратарём при отражении бросков, бросок из опорного положения с отклонением туловища, скрытая передача, бросок мяча сверху в прыжке. Индивидуальные тактические действия в защите: блокирование броска. Индивидуальные тактические действия в нападении: обыгрывание «один в один», выход на позицию для броска. Командные тактические действия: зонная защита, позиционное нападение, быстрый прорыв. Двусторонняя игра. Упражнения для развития скорости и ловкости.

Футбол (юноши).

Ведение мяча внутренней стороной стопы, внешней стороной стопы. Удары по неподвижному мячу внутренней, внешней, средней стороной подъёма. Вбрасывание из-за боковой линии с места, с шагом. Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, с носка, внутренней частью подъёма. Удары по мячу головой. Подача углового. Упражнения для развития выносливости, скорости и ловкости. Двусторонняя игра в футзал.

Лыжная подготовка.

Попеременный четырёхшажный ход с грузом за спиной, полуконьковый ход, коньковый ход. Торможение боком. Передвижение в гору «ёлочкой», «уступом». «Слалом». Лыжная гонка: 3км, 5км. Упражнения на развитие выносливости.

Плавание.

Кроль на груди, кроль на спине. Брасс. Транспортировка пострадавшего в воде. Прикладное плавание на боку. «Старты» с тумбочки. Плавание под водой. Плавание вольным стилем 50м. Упражнения для развития выносливости.

Курс.

Гимнастика.

Подвижные игры на развитие координации, силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, скоростно-силовых способностей.

Силовая аэробика.

Упражнения, направленные на снижение жировой массы тела. Упражнения, направленные на увеличение мышечной массы тела. Упражнения с собственным весом, с гантелями, с резиновыми амортизаторами. Упражнения, направленные на согласование силовых движений с музыкой. Упражнения на развитие силовой выносливости и способности к ритму.

Атлетическая гимнастика.

Упражнения на развитие основных мышечных групп: плечевого пояса, туловища, ног. Упражнения на увеличение мышечной массы тела, силовой выносливости мышц, рельефности мышц. Упражнения с максимальными усилиями в миометрическом режиме, в плиометрическом режиме, в изометрическом режиме.

Лёгкая атлетика.

Бег на средние дистанции: 2000м, 3000м. Кроссовый бег: бег в подъём, бег под уклон. Бег по пересечённой местности: преодоление горизонтальных препятствий, преодоление вертикальных препятствий. Прыжки: в длину с места, в высоту с места, тройной с места. Метание набивного мяча. Упражнения на развитие скорости, скоростно-силовых способностей и выносливости.

Спортивные игры.

Волейбол.

Индивидуальные тактические действия в защите: выбор места приёма подачи, нападающего удара, одиночный блок. Индивидуальные тактические действия в нападении: выбор направления подачи, нападающего удара. Групповые действия в защите: двойной блок, подстраховка. Двусторонняя игра. Упражнения на развитие координации движений.

Баскетбол.

Передача мяча в движении одной рукой, при встречном движении. Бросок мяча в кольцо в прыжке, в прыжке после ловли. Командные тактические действия в защите: личная защита, зонная защита, смешанная защита, прессинг. Командные тактические действия в нападении: позиционное нападение, быстрый прорыв. Двусторонняя игра. Стритбол. Упражнения для развития скорости и ловкости.

Ручной мяч.

Бросок мяча сверху в прыжке. Индивидуальные тактические действия в защите: блокирование броска. Индивидуальные тактические действия в нападении: обыгрывание «один в один», выход на позицию для броска, установка заслона. Групповые тактические действия в защите: двойное блокирование броска. Командные тактические действия: зонная защита, прессинг, позиционное нападение, быстрый прорыв. Двусторонняя игра. Упражнения для развития скорости и ловкости. Спортивные игры.

Футбол.

Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, с носка, внутренней частью подъёма. Удары по летящему мячу средней частью подъёма внутренней стороной стопы. Удары по мячу головой. Подача углового. Индивидуальные тактические действия в защите и в нападении: обманные действия без мяча, с мячом; персональная опека, подкат сбоку. Упражнения для развития выносливости, скорости и ловкости. Двусторонняя игра в футзал.

Наши рекомендации