Ожидаемые результаты и критерии их оценки

В результате реализации проекта дети будут знать:

· где находится вода;

· роль воды в жизни человека, животных, растений;

· для чего нужна вода;

· агрегатные состояния воды;

· круговорот воды в природе;

· свойства воды, разнообразие состояний воды в окружающей среде;

· способы очищения воды;

· правила юного исследователя;

· правила поведения у воды и на воде;

· правила бережного отношения к воде.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

· выполнять действия по организации экспериментов с водой;

· задавать вопросы, искать ответы;

· видеть проблему по определенной теме;

· формулировать цель, планировать задачи;

· выдвигать гипотезы и проверять их;

· отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

· проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;

· фиксировать этапы действий и результаты графически;

· осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии;

· применять теоретические знания в практической деятельности при общении с живыми организмами;

· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

Реализация проекта позволит педагогам ДОУ

· повысить педагогическую компетентность в организации работы в рамках экологического воспитания, по организации экспериментальной деятельности дошкольников;

· создать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения по экспериментальной деятельности дошкольников;

· совершенствовать в ДОУ эффективную развивающую среду, способствующую эффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников;

· привести в систему научно-методическую базу (дидактический материал, методические пособия и т. д.);

· определить наиболее эффективные формы работы и методы диагностики уровня исследовательских навыков детей;

· повысить качество сотрудничества между воспитателями, специалистами и родителями воспитанников, достичь необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания и детского экспериментирования.

Родителям воспитанников:

· повысить компетентность в вопросах экспериментальной деятельности ребенка;

· более эффективно сотрудничать с педагогическим коллективом МБДОУ.

Критерии уровня сформированности компетенций в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста:

· Высокий уровень: - дети проявляют высокий познавательный интерес к объектам живой и неживой природы. Имеют представления о том, в результате каких опытов можно доказать свойства неживой природы и её влияние на окружающую среду. Со всеми заданиями справляется самостоятельно, умеют устанавливать причинно - следственные связи. У детей сформирован высокий уровень исследовательских навыков.

· Средний уровень: - выполняет задания с небольшой помощью взрослого, активно проявляет познавательный интерес; частично называет свойства и рассказывает об опытах, которые он помнит.

· Низкий уровень: - познавательный интерес к объектам природы проявляет эпизодически; в выполнении заданий испытывает значительные трудности; знает по одному свойству, не имеет представления о том, как можно доказать эти свойства.

Критерии уровня знаний детей по теме «Вода вокруг нас»

Высокий уровень:

· Дети знают и называют свойства воды, называют агрегатные состояния воды, устанавливают причинно-следственные связи между состоянием воды и погодой. Дети могут рассказать о круговороте воды в природе, схематически зарисовывать данные эксперимента. Дети знают, где на земле есть вода, знают, кому нужна вода, знают о растворении в воде веществ, схематически зарисовывают результаты эксперимента. Дети умеют обобщать, сравнивать, делать выводы, владеют элементарными исследовательскими навыками и навыками экспериментирования. У детей сформировалось бережное отношение к воде, они знают, как беречь воду, знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.

Средний уровень

· Дети знают и называют свойства воды, называют агрегатные состояния воды. Последовательно рассказывают о круговороте воды в природе, схематически зарисовывают. Дети знают, где на земле есть вода, знают, кому нужна вода, знают, как беречь воду, знают правила безопасного поведения у воды и на воде. С помощью воспитателя или детей могут последовательно рассказать о растворении в воде веществ и схематически зарисовать. С помощью воспитателя могут обобщать, сравнивать, делать выводы. Эксперименты проводят под руководством воспитателя, с помощью взрослого рассказывают о последовательности проведения эксперимента. У детей сформировалось бережное отношение к воде, они знают, как беречь воду, знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.

Низкий уровень

· Дети знают и называют свойства воды; знают, кому нужна вода, знают, где есть вода. С помощью взрослого называют агрегатные состояния воды. Не могут устанавливать причинно-следственные связи между состоянием воды и погодой. Без помощи взрослого не могут рассказать о круговороте воды в природе, схематически зарисовать этот процесс, проводят элементарные опыты и эксперименты, только с помощью взрослого. Дети не знают о растворении в воде веществ, не могут схематически зарисовать данный процесс, с трудом обобщают, сравнивают, делают выводы; не знают, как беречь воду, не знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. -159 с.

2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Сфера, 2001. -192с.

4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.

5. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании детей: пособие для воспитателей/ С. Н. Николаева, И.А. Комарова. - М.: Гном-Пресс, 2003. - 91 с.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.; под. ред. М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

7. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического образования дошкольников/ Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1996. - 53 с.

8. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики/ А. И. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8-17.

9. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие/ Г. П. Тугушева. А. Ю.Чистякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 125 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Анкета для родителей

Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников

1.​ Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно - экспериментальной деятельности? _________________________________________

2.​ Интересует ли Вас лично данная проблема? __________________________________

3.​ Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? _______

4.​ Как это проявляется?

  • Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
  • Пытается экспериментировать самостоятельно.
  • Просит Вас принять участие в экспериментах.

5.​ Какую помощь Вы можете оказать группе в проведении опытов? _______________

__________

6.​ Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности? __________________________________________________________

__________

7.​ Как это проявляется?

  • Вы беседуете с ребенком об экспериментировании.
  • ​ Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
  • ​ Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
  • ​ Сажаете деревья.
  • ​ Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе. Нужно ли это делать? _________________________________________________________________

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме? ____________________

__________

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу? ____________________

__________

Благодарим Вас за участие!

Приложение № 2

Анкета для родителей

Экологическое воспитание дошкольников

Уважаемые родители!

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

· Да

· Нет

· Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

_______________________________________

3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

· Да

· Нет

· Не знаю

4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

· Беседы с ребенком о природе;

· Подкормка птиц;

· Отдых на природе;

· Наблюдение за природными объектами;

· Чтение художественной литературы природоведческого содержания:

· Другие формы__________________________________________________________.

5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

· Высокий;

· Средний;

· Низкий.

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

· Да;

· Нет.

7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников _______________________________________

8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие!

Приложение № 3

Анкета для педагогов

Экологическое воспитание

1. В каких видах деятельности с детьми возможен ваш вклад в экологическое воспитание? С чего начать? _____________________________________________________

_______________________________________
2. Какая работа проводится с родителями? ________________________________________

______________________________________________________________________
3. Использование каких методов и приемов дает вам более высокие результаты в экологическом воспитании? Приведите примеры. _______________________________________

4. Какие, по вашему мнению, должны быть условия в группе, на участке для успешного экологического воспитания детей? ____________________________________________________

5. Можно ли воспитать сострадание, сочувствие и доброе отношение к природе у детей дошкольного возраста? Как? ____________________________________________________

6. Как вы оцениваете свой вклад в работу по экологическому воспитанию?

_______________________________________
7. Какая вам нужна методическая и практическая помощь? ____________________________________________________

Спасибо.

Приложение № 4

Анкета для воспитателей

Опытно – экспериментальная деятельность

  1. Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие? _____________
  2. Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?

_____________

  1. Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок?)
  2. Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
  • запреты со стороны взрослого;
  • низкие познавательные интересы детей;
  • неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;
  • другие причины (что именно?) ______________
  1. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
  • проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
  • оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
  • сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
  • другие методы (какие именно?) ______________
  1. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты? ______________
  2. Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем? В чем особенности детей разного уровня? ____________________________

Спасибо.

Приложение № 5

План ООД познавательного типа

  1. Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности

Вода и её свойства.

Задачи:

1. Образовательные

- ввести в словарь понятие «водохранилище»;

- активизировать словарь: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;

- обогатить словарь: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы;

- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;

- познакомить с некоторыми свойствами воды.

2. Развивающие

- совершенствовать навыки рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели;

- развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.

3. Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы к занятию:

- музыкальный центр,

- аудиозапись журчание воды.

- модель «Как человек воду использует»,

- маска «Родничок» по количеству детей.

- голубые ленточки (1 м) по количеству детей,

- канат, изображающий ручей,

- имитация родника,

- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.

Предварительная работа:

- разучивание игры «ручейки и река»

- сказкотерапия занятие «Заяц Коська и родничок»,

- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,

- составление модели «Как человек воду использует».

Ход занятия

   

Введение:

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи «Журчание воды»

- Что вы услышали?

- Как догадались?

Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.

I часть:

Вы слыхали о воде,

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Н. Рыжова

II часть:

Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?

Для чего нужна вода?

Как мы её используем?

Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»

Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.

Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»

Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (в реке, в озере).

- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник – ручей – река»).

- Давайте найдём его начало.

- Как называется место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник)

- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из - под земли.)

Дети берут голубые ленточки.

- Как много родничков здесь появилось!

- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»

III часть:

Экспериментальная деятельность

Описание игры:

Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.

Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.

- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.

- А привела она вас в гости к волшебнице Воде.

-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.

- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.

- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?

Опыт №1. Узнаем «Какая вода»

На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Воспитатель показывает детям ёмкости:

- Угадайте, что в банках?

- Подержите ёмкости в руках.

- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)

- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)

- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.

- Как вода попала в ёмкости?

- Как её поместить в стаканы? (Перелить)

- Сравните вес пустого и полного стакана.

- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)

Опыт №2. Экспериментальные игры.

- Опустите в воду ложки, соломинки.

- Что вы видите?

- Почему предметы хорошо видны?

- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (марганец)?

- Бросайте.

- Что изменилось? (Вода изменила цвет)

- Видны ли предметы в окрашенной воде?

- Как ещё можно окрасить воду? (Добавить краситель)

- Что будет если в воду соль, сахар?

Давайте проверим.

- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?

-Что вы чувствуете?

- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?

Вывод: чистая вода не имеет вкуса.

- Ребята, скажите, чем пахнет вода?

- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.

- Имеет ли вода запах?

- Что придаёт ей запах?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из – под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса. Запах, вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.

Опыт №3.

Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).

- А ещё вода, может быть вот какой:

Предлагаю опустить руки в тазы.

- Что вы чувствуете?

- Отчего вода разной температуры?

- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).

Заключение:

- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?

Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же, как и мы с вами.

О воде можно узнать много интересного.

Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.

  1. Конспект ООД по ФЦКМ

Вода. Движение воды в природе свойства воды

Задачи:

Образовательные:

· Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

· Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Развивающие:

· Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

· Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

- глобус,

- рисунок-схема Движение воды в природе

- стаканы с водой,

- цветные палочки,

- термос с горячей водой,

- чайные ложечки,

- сахар - рафинад,

- зеркальце,

- тарелка со спичками,

- банка с водой.

Ход занятия

- Ребята, дети старшей группы просили нас с вами помочь отгадать им загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (Глобус).

-А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют.)

- Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе.)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы.)

- Ребята, для жизни человека вода имеет большое значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют.)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей.)

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер, и капельки (“под музыку дождя”) танцуют. Музыка стихает, (дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало в одиночку и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут, как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

- Ребята, а какие вы знаете свойства воды?

- Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце.)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 2. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело.)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 3. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 4. Вода прозрачная.

2 стакана (1 – с водой, 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?

Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.

- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?

(- Нет)

- Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.

Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

(Чтение стихотворений детьми)

О, Земля, муравейник людской,

Дом родной без конца и без края.

Ты нас кормишь и поишь водой,

Как тебя не беречь, дорогая?

Сохраним моря и воздух,

Недра, лес и тишину,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

  1. Конспект НОД по рисованию

Аквариум

Задачи:

Образовательные:

· закрепить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях;

· учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы;

· совершенствовать художественно – графические навыки;

· продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие:

· развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы;

· развивать чувство ритма, цвета, композиции;

· развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

· развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

· воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать,

· воспитывать бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению;
  2. Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей;
  3. Беседы о жизни морских и речных рыб;
  4. Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два…»;
  5. Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются);
  6. Зарисовки водорослей и рыб по представлению;
  7. Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент

П.:

Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите на экран, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбы плавают в нём?
Из каких частей состоит тело рыбы? А на какие геометрические фигуры они похожи? (чешуя, тело – овал, хвост– треугольник, плавники, глаза). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите, какими необычными бывают рыбы. Обращает внимание на их яркую чешую.
А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)
Но можно еще и своими руками нарисовать рыбу.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста, к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на
другие.

5. Физминутка

Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? И т. д. (По ходу работы.)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которых мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.
Дети приклеивают рыбок на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали.

Приложение № 6

Наши рекомендации