Ожидаемые результаты и критерии их оценки
В результате реализации проекта дети будут знать:
· где находится вода;
· роль воды в жизни человека, животных, растений;
· для чего нужна вода;
· агрегатные состояния воды;
· круговорот воды в природе;
· свойства воды, разнообразие состояний воды в окружающей среде;
· способы очищения воды;
· правила юного исследователя;
· правила поведения у воды и на воде;
· правила бережного отношения к воде.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
· выполнять действия по организации экспериментов с водой;
· задавать вопросы, искать ответы;
· видеть проблему по определенной теме;
· формулировать цель, планировать задачи;
· выдвигать гипотезы и проверять их;
· отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
· проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
· фиксировать этапы действий и результаты графически;
· осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии;
· применять теоретические знания в практической деятельности при общении с живыми организмами;
· оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Реализация проекта позволит педагогам ДОУ
· повысить педагогическую компетентность в организации работы в рамках экологического воспитания, по организации экспериментальной деятельности дошкольников;
· создать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения по экспериментальной деятельности дошкольников;
· совершенствовать в ДОУ эффективную развивающую среду, способствующую эффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников;
· привести в систему научно-методическую базу (дидактический материал, методические пособия и т. д.);
· определить наиболее эффективные формы работы и методы диагностики уровня исследовательских навыков детей;
· повысить качество сотрудничества между воспитателями, специалистами и родителями воспитанников, достичь необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в вопросах экологического воспитания и детского экспериментирования.
Родителям воспитанников:
· повысить компетентность в вопросах экспериментальной деятельности ребенка;
· более эффективно сотрудничать с педагогическим коллективом МБДОУ.
Критерии уровня сформированности компетенций в познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
· Высокий уровень: - дети проявляют высокий познавательный интерес к объектам живой и неживой природы. Имеют представления о том, в результате каких опытов можно доказать свойства неживой природы и её влияние на окружающую среду. Со всеми заданиями справляется самостоятельно, умеют устанавливать причинно - следственные связи. У детей сформирован высокий уровень исследовательских навыков.
· Средний уровень: - выполняет задания с небольшой помощью взрослого, активно проявляет познавательный интерес; частично называет свойства и рассказывает об опытах, которые он помнит.
· Низкий уровень: - познавательный интерес к объектам природы проявляет эпизодически; в выполнении заданий испытывает значительные трудности; знает по одному свойству, не имеет представления о том, как можно доказать эти свойства.
Критерии уровня знаний детей по теме «Вода вокруг нас»
Высокий уровень:
· Дети знают и называют свойства воды, называют агрегатные состояния воды, устанавливают причинно-следственные связи между состоянием воды и погодой. Дети могут рассказать о круговороте воды в природе, схематически зарисовывать данные эксперимента. Дети знают, где на земле есть вода, знают, кому нужна вода, знают о растворении в воде веществ, схематически зарисовывают результаты эксперимента. Дети умеют обобщать, сравнивать, делать выводы, владеют элементарными исследовательскими навыками и навыками экспериментирования. У детей сформировалось бережное отношение к воде, они знают, как беречь воду, знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.
Средний уровень
· Дети знают и называют свойства воды, называют агрегатные состояния воды. Последовательно рассказывают о круговороте воды в природе, схематически зарисовывают. Дети знают, где на земле есть вода, знают, кому нужна вода, знают, как беречь воду, знают правила безопасного поведения у воды и на воде. С помощью воспитателя или детей могут последовательно рассказать о растворении в воде веществ и схематически зарисовать. С помощью воспитателя могут обобщать, сравнивать, делать выводы. Эксперименты проводят под руководством воспитателя, с помощью взрослого рассказывают о последовательности проведения эксперимента. У детей сформировалось бережное отношение к воде, они знают, как беречь воду, знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.
Низкий уровень
· Дети знают и называют свойства воды; знают, кому нужна вода, знают, где есть вода. С помощью взрослого называют агрегатные состояния воды. Не могут устанавливать причинно-следственные связи между состоянием воды и погодой. Без помощи взрослого не могут рассказать о круговороте воды в природе, схематически зарисовать этот процесс, проводят элементарные опыты и эксперименты, только с помощью взрослого. Дети не знают о растворении в воде веществ, не могут схематически зарисовать данный процесс, с трудом обобщают, сравнивают, делают выводы; не знают, как беречь воду, не знают, правила безопасного поведения у воды и на воде.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. -159 с.
2. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Сфера, 2001. -192с.
4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.
5. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании детей: пособие для воспитателей/ С. Н. Николаева, И.А. Комарова. - М.: Гном-Пресс, 2003. - 91 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.; под. ред. М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
7. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа: программа экологического образования дошкольников/ Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1996. - 53 с.
8. Савенков, А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики/ А. И. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С. 8-17.
9. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие/ Г. П. Тугушева. А. Ю.Чистякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 125 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Анкета для родителей
Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников
1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно - экспериментальной деятельности? _________________________________________
2. Интересует ли Вас лично данная проблема? __________________________________
3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? _______
4. Как это проявляется?
- Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
- Пытается экспериментировать самостоятельно.
- Просит Вас принять участие в экспериментах.
5. Какую помощь Вы можете оказать группе в проведении опытов? _______________
__________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности? __________________________________________________________
__________
7. Как это проявляется?
- Вы беседуете с ребенком об экспериментировании.
- Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
- Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
- Сажаете деревья.
- Охраняете природу.
8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе. Нужно ли это делать? _________________________________________________________________
9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме? ____________________
__________
10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу? ____________________
__________
Благодарим Вас за участие!
Приложение № 2
Анкета для родителей
Экологическое воспитание дошкольников
Уважаемые родители!
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
· Да
· Нет
· Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
_______________________________________
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
· Да
· Нет
· Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
· Беседы с ребенком о природе;
· Подкормка птиц;
· Отдых на природе;
· Наблюдение за природными объектами;
· Чтение художественной литературы природоведческого содержания:
· Другие формы__________________________________________________________.
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
· Высокий;
· Средний;
· Низкий.
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
· Да;
· Нет.
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников _______________________________________
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие!
Приложение № 3
Анкета для педагогов
Экологическое воспитание
1. В каких видах деятельности с детьми возможен ваш вклад в экологическое воспитание? С чего начать? _____________________________________________________
_______________________________________
2. Какая работа проводится с родителями? ________________________________________
______________________________________________________________________
3. Использование каких методов и приемов дает вам более высокие результаты в экологическом воспитании? Приведите примеры. _______________________________________
4. Какие, по вашему мнению, должны быть условия в группе, на участке для успешного экологического воспитания детей? ____________________________________________________
5. Можно ли воспитать сострадание, сочувствие и доброе отношение к природе у детей дошкольного возраста? Как? ____________________________________________________
6. Как вы оцениваете свой вклад в работу по экологическому воспитанию?
_______________________________________
7. Какая вам нужна методическая и практическая помощь? ____________________________________________________
Спасибо.
Приложение № 4
Анкета для воспитателей
Опытно – экспериментальная деятельность
- Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие? _____________
- Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?
_____________
- Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок?)
- Если продуктивная, то что мешает Вашим детям заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):
- запреты со стороны взрослого;
- низкие познавательные интересы детей;
- неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;
- другие причины (что именно?) ______________
- Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
- другие методы (какие именно?) ______________
- С чем Ваши дети любят проводить эксперименты? ______________
- Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем? В чем особенности детей разного уровня? ____________________________
Спасибо.
Приложение № 5
План ООД познавательного типа
- Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности
Вода и её свойства.
Задачи:
1. Образовательные
- ввести в словарь понятие «водохранилище»;
- активизировать словарь: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;
- обогатить словарь: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы;
- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие
- совершенствовать навыки рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели;
- развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
3. Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы к занятию:
- музыкальный центр,
- аудиозапись журчание воды.
- модель «Как человек воду использует»,
- маска «Родничок» по количеству детей.
- голубые ленточки (1 м) по количеству детей,
- канат, изображающий ручей,
- имитация родника,
- столы с оборудованием для проведения опытов. Рядом со столом на мольберте схемы – модели для проведения опытов.
Предварительная работа:
- разучивание игры «ручейки и река»
- сказкотерапия занятие «Заяц Коська и родничок»,
- рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,
- составление модели «Как человек воду использует».
Ход занятия
Введение:
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку - прослушивание аудиозаписи «Журчание воды»
- Что вы услышали?
- Как догадались?
Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.
I часть:
Вы слыхали о воде,
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Н. Рыжова
II часть:
Ребята, сегодня вы видели воду? Где? Какую?
Для чего нужна вода?
Как мы её используем?
Рассказать вам поможет модель «Как человек воду использует»
Слушаем 1-2 рассказа, поощряются дополнения.
Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где вода встречается в природе? (в реке, в озере).
- Посмотрите, здесь течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник – ручей – река»).
- Давайте найдём его начало.
- Как называется место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник)
- Откуда в роднике вода? (Она вытекает из - под земли.)
Дети берут голубые ленточки.
- Как много родничков здесь появилось!
- Давайте поиграем в игру «Роднички и река»
III часть:
Экспериментальная деятельность
Описание игры:
Роднички танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.
Во время игры воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.
- Посмотрите-ка, ребята, куда река вас привела.
- А привела она вас в гости к волшебнице Воде.
-Здравствуйте гости дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.
- Слышала – много вы знаете, да не всё про меня рассказали.
- Что бы больше про меня узнать предлагаю поиграть. Хотите?
Опыт №1. Узнаем «Какая вода»
На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Воспитатель показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в банках?
- Подержите ёмкости в руках.
- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)
- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)
- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в ёмкости?
- Как её поместить в стаканы? (Перелить)
- Сравните вес пустого и полного стакана.
- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)
Опыт №2. Экспериментальные игры.
- Опустите в воду ложки, соломинки.
- Что вы видите?
- Почему предметы хорошо видны?
- Что произойдёт, если в воду бросить краситель (марганец)?
- Бросайте.
- Что изменилось? (Вода изменила цвет)
- Видны ли предметы в окрашенной воде?
- Как ещё можно окрасить воду? (Добавить краситель)
- Что будет если в воду соль, сахар?
Давайте проверим.
- Попробуйте воду через соломинку воду, где растворили сахар, соль?
-Что вы чувствуете?
- А теперь попробуйте чистую воду. Какой вкус?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
- Ребята, скажите, чем пахнет вода?
- Предлагаю детям для сравнения чистую воду и фруктовый сок.
- Имеет ли вода запах?
- Что придаёт ей запах?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Вода из – под крана пахнет хлоркой, сок пахнет фруктами. Значит, вода может иметь или не иметь запаха и вкуса. Запах, вкус и цвет ей придают растворённые в ней вещества.
Опыт №3.
Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).
- А ещё вода, может быть вот какой:
Предлагаю опустить руки в тазы.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной температуры?
- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).
Заключение:
- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?
Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же, как и мы с вами.
О воде можно узнать много интересного.
Приходите ко мне в гости ещё раз. А дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.
- Конспект ООД по ФЦКМ
Вода. Движение воды в природе свойства воды
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
· Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
Развивающие:
· Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
· Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- глобус,
- рисунок-схема Движение воды в природе
- стаканы с водой,
- цветные палочки,
- термос с горячей водой,
- чайные ложечки,
- сахар - рафинад,
- зеркальце,
- тарелка со спичками,
- банка с водой.
Ход занятия
- Ребята, дети старшей группы просили нас с вами помочь отгадать им загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (Глобус).
-А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют.)
- Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе.)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы.)
- Ребята, для жизни человека вода имеет большое значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Дети объясняют.)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей.)
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер, и капельки (“под музыку дождя”) танцуют. Музыка стихает, (дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало в одиночку и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке, попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут, как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх, к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.
- Ребята, а какие вы знаете свойства воды?
- Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.
Опыт 1. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце.)
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 2. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело.)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Опыт 3. Спичечные бега.
В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?
Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.
Опыт 4. Вода прозрачная.
2 стакана (1 – с водой, 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.
- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?
(- Нет)
- Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.
Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
(Чтение стихотворений детьми)
О, Земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
- Конспект НОД по рисованию
Аквариум
Задачи:
Образовательные:
· закрепить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях;
· учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы;
· совершенствовать художественно – графические навыки;
· продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.
Развивающие:
· развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы;
· развивать чувство ритма, цвета, композиции;
· развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
· развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
· воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать,
· воспитывать бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.
Предварительная работа:
- Чтение сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению;
- Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей;
- Беседы о жизни морских и речных рыб;
- Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два…»;
- Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются);
- Зарисовки водорослей и рыб по представлению;
- Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.
Ход занятия
1. Организационный момент
П.:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
Д.: Здравствуйте.
П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
2. Эвристическая беседа
П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите на экран, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбы плавают в нём?
Из каких частей состоит тело рыбы? А на какие геометрические фигуры они похожи? (чешуя, тело – овал, хвост– треугольник, плавники, глаза). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.
П.: Дети, а теперь посмотрите, какими необычными бывают рыбы. Обращает внимание на их яркую чешую.
А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.
3. Практическая работа
П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).
П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)
Но можно еще и своими руками нарисовать рыбу.
4. Пальчиковая гимнастика:
Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?
Подойдите, пожалуйста, к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на
другие.
5. Физминутка
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Превращение в чаек.
Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.
6. Анализ и выставка детских работ
П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? И т. д. (По ходу работы.)
7. Самоанализ
П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которых мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.
Дети приклеивают рыбок на большой аквариум.
П.: Вы сегодня все отлично поработали.
Приложение № 6