Развитие в целостном педагогическом процессе. Функции развития на уроке изобразительного искусства
Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитательные функции урока изобразительного искусства.
1. Воспитание как целенаправленный процесс формирования качеств и свойств личности.
2. Место воспитания в целостном педагогическом процессе.
3. Интеллектуальное, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое, патриотическое воспитание на современном этапе.
Основная литература: (19, 20, 27, 65, 66-68, 70-74, 77, 108-115, 118, 119, 122)
Дополнительная литература: (35, 39, 40, 52, 54, 60, 63)
Контрольные вопросы:
1) Дайте определение воспитательного процесса и соотнесчите его с функциями урока изобразительного искусства.
2) Что означает целенаправленность воспитательного процесса?
3) Почему процесс воспитания называется многофакторным?
4) Что обуславливает сложность воспитательного процесса?
5) Что означает непрерывность воспитательного процесса?
6) Что является движущими силами воспитательного процесса?
7) Каково значение личности учителя изобразительного искусства в воспитательном процессе?
8) Какова структура воспитательного процесса, выделенная по целевому критерию?
9) Что входит в содержание воспитательного процесса? Охарактеризуйте общие закономерности педагогического процесса. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
10) Какая нужна личность современному действительно потребительскому обществу? Какова роль здесь культуры и искусства? Какую позицию в воспитании личности должна занять школа и, в частности, учитель искусства?
11) Как раскрываются нравственные ценности человечества на уроке изобразительного искусства?
12) Что входит в задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников на уроке изобразительного искусства?
13) Нужно ли давать детям представление о том, что у каждого народа Земли есть свое искусство, чем эти искусства и почему отличаются друг от друга? Что именно может дать это знание, т.е. сопереживание через творчество, ребенку? Что дает воспитание патриотизма?
14) Как определяются воспитательные функции и культуросозидающая роль программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского?
15) В чем особая сила и своеобразие воспитательных функций искусства/урока изобразительного искусства?
16) Какие задачи воспитания решает организация выставок детского творчества?
17) «Искусство приобщает нас к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей», «Искусство очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения». Опираясь на эти слова Б.М. Неменского, можно ли утверждать, что воспитание является ведущей функцией урока изобразительного искусства в базисном учебном плане любого образовательного учреждения – функцией формирования эмоциональных критериев личности как стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни?
18) В чем проявляется уникальность занятий искусством для формирования свободы личности?
19) Согласны ли вы с утверждением Б.М. Неменского, что в общеобразовательной школе «искусство как духовная культура, как многовековой опыт отношения к жизни», «как мастерство должно стать не целью обучения, а средством очеловечивания человека»?
20) Какую оценку можно дать занятиям искусством в воспитании гуманных отношений между учащимися разных национальностей, основанных на толерантности и эмпатии, если рассматривать гуманизм как систему отношений человека к человеку, как понимание самоценности каждого?
21) Можно ли через осознанное общение с искусством и культурой другого народа воспитать чувство уважения к носителям этой культуры и сформировать столь актуальное на сегодня чувство толерантности в межнациональных отношениях?