Тема 8б: Контроль и оценка знаний учащихся
Основные понятия: контроль, функции контроля в обучении, виды, формы, методы контроля знаний, умений.
Литература:
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994.
2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ «Академия», 1999.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
Тема 9а: Личность и социальная среда.
Основные понятия: личность, социальная среда, социализация, малая группа, общность, семья, общественные настроения, социально- психологический климат.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
3. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань. 1994.
4. Каган М.С. Мир общения. М.,1988.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
6. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999.
7. Парыгын Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
Тема 9б: Теория воспитания - составная часть педагогики.
Основные понятия: воспитание, цели воспитания, критерии, показатели и уровни воспитанности, основные закономерности воспитания, методы воспитания.
Литература:
1. Психология и педагогика./Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М., 1998.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб., 2000.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. М.: ИЦ «Академия», 1999.
4. Педагогика /под ред. Пидкасистого П.И./ М., 1996.
5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1997.
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие М.: Высшая школа, 1996.
Тема10а: Возраст как показатель развития человека.
Основные понятия: возраст, физический и психологический возраст, периодизация возрастного развития человека, возрастные кризисы, акселерация, инфантильность, сенситивные периоды.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1996.
3. Крэйг Г. Психологии развития. СПб., 2000.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.,1971.
5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2002.
7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
8. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 1995.
9. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Тема 10 б: Педагогическое общение и управление процессом общения.
Основные понятия: общение, виды общения, педагогическое общение, культура педагогического общения.
Литература:
1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Педагогика, 1983.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Знание, 1987.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Человек как объект изучения психологии.
2. Мотивация (потребности, мотивы, цели).
3. Типы акцентуации характера у подростков.
4. Психологические аспекты взросления.
5. Педагогическое общение.
6. Психологические характеристики процесса воспитания.
7. Социально-психологические аспекты личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.
8. Психосоциальные конфликты в период взросления.
9. Эмоциональные переживания человека и аффекты.
10. Мышление. Виды мышления.
11. Я – концепция личности.
12. Эмоции и чувства.
13. Интересы, убеждения и мировоззрение личности. Установки личности и особенности их формирования.
14. Ощущение и восприятие.
15. Темперамент (типы и их психологическая характеристика)
16. Понятие о личности в психологии.
17. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.
18. Методы исследования в психологии.
19. Методы исследования в педагогике.
20. Общение.
21. Характер и его формирование.
22. Способности: общие и специальные.
23. Малая группа. Групповая динамика.
24. Конфликты. Виды конфликтов. Пути разрешения конфликтов.
25. Психоанализ З. Фрейда.
26. Роль обучения и воспитания в формировании личности.
27. Педагогическое общение. Культура педагогического общения.
28. Роль семьи в формировании личности.
29. Коллектив. Роль коллектива в формировании личности.
30. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
31. Нравственно-психологический образ педагогики.
32. Поиски новой модели образования и воспитания.
33. Семейное воспитание и семейная педагогика.
34. Проблема взаимоотношений и поколений.
35. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
36. Мастерство педагогического общения.
37. Психическое состояние человека.
38. Причины конфликтов и их профилактика.
39. Дидактика: теория и практика обучения (образования).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т - М., 1983.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: Психология образования, Т1,1995.
5. Павлов И.П. Полн. собр. соч.., 2 изд. М., 1951.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: ИЦ «Академия»,1994.
7. Психология и педагогика /сост. и отв. ред. А.А. Радугин М.: Центр, 1998.
8. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др.; Отв. ред. к. ф. н., доц. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 1998.
9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Владос, 1995.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов на - Дону: Феникс, 1996.
11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.,Академия,1989.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1996.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
4. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб.: Питер, 2000.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Академия,1996.
7. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: « Академия»,1994.
8. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т1. М.: Высшая школа, 1992.
9. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., Логос,1999.
11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
13. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
14. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского./ М.: Педагогика, 1984.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Избр. психол. тр./ М.,1969.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Просвещение 1996.
17. Проблемы профессиональной подготовки учителя: Сборник. М.: Педагогика, 1992.
18. Радугин А.А.. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. М., Центр, 1999.
19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., Питер,1999.
20. Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
21. Харламов И.В. Педагогика. Учебное пособие. М., Гардарики,1998.
22. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
23. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб: Полиус, 1998.