Педагогика в системе наук о человеке
1. Педагогика как область профессионально-практической деятельности.
2. Общественный характер воспитания и развития педагогики как науки.
3. Предмет, задачи и содержание педагогики.
4. Основные понятия педагогики.
5. Система педагогических дисциплин и связь педагогики с другими науками.
1. Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитание, присущи каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание – это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поколения. Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры. Принято выделять:
- непрофессиональное воспитание, обучение и социализацию человека в отдельных жизненных ситуациях;
- профессиональную подготовку детей и молодежи.
Профессиональное обучение и воспитание осуществляется в определенных конкретных ситуациях – педагогических.
Профессионально-педагогическая деятельность – целенаправленное управление деятельностью другого человека, направленное на его воспитание, обучение и социализацию.
2. Воспитание как подготовка детей и молодежи к жизни возникла одновременно с появлением человеческого общества. Оно на любой ступени развития заинтересовано в подготовке детей к жизнедеятельности, к передаче культурных достижений духовный и материальной жизни. Раньше осуществлялось только практическим путем.
Paidos (дети) + agogos (вести) = paidogogos.
Didaktikos (обучающий).
Schole – досуг – занятия на досуге - место проведения – беседа – содержание бесед – особый вид учебного заведения.
Gymnasion.
Античность.
Спарта:
Девушки – физическое воспитание.
Юноши – ходили в тунике без обуви голодные.
Афины:
Кефаристы – литературно-музыкальная.
Палеста – физическое воспитание.
Гимназия .
Средние века.
Эпоха распространения христианской цивилизации.
Карл Великий: каждый монастырь должен открывать приходские школы. Чтение, письмо, счет, песнопения.
Монастырские – закрытые – для посвящения в сан – и открытые – для всех. Повышенного уровня.
Епископальные – все свободные науки и искусства.
Городские школы, светское образование. Ремесленники, торговцы.
Гильдейские.
Купеческие.
Дети феодалов – рыцарское воспитание.
Девочек – дома либо пансионы, литература, музыка, рукоделие.
Мальчики до 7 лет дома, старшего сына – на воспитание вышестоящему феодалу, до 14 лет, паж жены феодала, слагать стихи, манеры, с 14 лет оруженосец феодала, в 21 лет посвящение в рыцари.
Младшие мальчики – священники и проч.
Старший ребенок – единственный наследник. Младшие вооружались и разбойничали.
Высшее образование. Академия Платона, ликей Аристотеля.
Болонская школа в Италии.
5-6 лет подготовительные – артистический/философский. Те, кто не получил образования раньше.
Богословский, медицинский, юридический. 5-6 лет.
Средняя продолжительность жизни 30-35 лет.
Академические свободы:
- право студента выбирать себе предметы;
- право преподавателя проводить исследования и докладывать о них студентам;
- право студенческого самоуправления.
Пражские университеты, немецкие (по образу славянских).
На первых рядах места были почетны, за оплату. Оплата за право питаться с деканом, ректором.
На ранних этапах развития общества воспитание осуществлялось только практическим путем (знакомство с простейшими орудиями труда и сложной трудовой деятельностью). Постепенно с накоплением опыта воспитания возникла необходимость осмысления и обобщение его в виде специальных знаний. Предпосылки для развития педагогической теории – науки о воспитании, которая получила названия «педагогика».
Основоположник – чех Ян Анос Комекский (1592 – 1670). 1632 г. – «Великая дидактика»
Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоций, другие.
Беларусы: Е. Полоцкая, С. Будны, К. Туровский, Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Полоцкий, В. Дунин-Мартинкевич, А. Пашкевич, Я. Колас, прочие.
Россияне: Ломоносов, Ушинский, Пирогов, Толстой, Шацкий, Макаренко, прочие.
Я. Колас, Я. Купала похоронены на военном кладбище, в левом углу, около магазина «Океан».
Традиции:
Табула раса – то, чему взрослые научат, с тем и пойдет по жизни.
Свободное воспитание. Воспитание по стадиям.
3. Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания детей и взрослых.
Предмет – процесс развития, как его можно использовать.
Педагогический процесс – взаимодействие учащихся с педагогами по решению учебных задач:
- раскрытие закономерностей и принципов в области воспитания и обучения;
- изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания;
- прогнозирование образования.
Содержание педагогики:
- история;
- общие основы;
- дидактика – чему и как учить;
- теория и методика воспитательной работы;
- управление учреждениями образования.
4. Воспитание – вспитать, вскормить – подготовка детей и молодежи к жизнедеятельности.
- организованное влияние на развитие личности, формирования качеств, черт характера, взглядов, норм поведения в обществе;
- руководство развития личности, создание условий для ее самореализации.
Образование – образъ (пример, лик, изображение, икона) – процесс и результат обучения и самообразования, направленный на усвоение человеком системы научных знаний, формирование познавательных умений и мировоззрений.
Обучение – процесс, в ходе которого обучаемый под руководством специально подготовленных лиц овладевает навыками, умениями, знаниями и развивает свои познавательные способности.