Апрель 31-я неделя обучения
Лексическая тема: Перелетные птицы
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Проведение беседы «Такие разные перелетные птицы». • «Один и много». На дереве сидит один скворец, а в стайке — много скворцов. • «Назови ласково». Я видел скворушку, журавушку, лебедушку... • Определение строения и цвета перелетных птиц (альбом 2, с. 23). | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Определение того, чем питаются, где живут перелетные птицы (альбом 2, с. 24). • «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Сквореи. грач, голибъ. жиравлъ.) | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 2, с. 25 — повторение). • «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов и образных выражений. | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Беседа по теме «Как выживают птицы в природе» (о приспособлениях птиц для охоты и защиты от хищников). • Составление рассказов-описаний перелетных птиц по опорному картинному плану (альбом 2, с. 26, задание 7). • «Да — нет-ка». У детей картинки с изображениями птиц. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать птицу. | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Составление рассказов-сравнений перелетных птиц по опорному картинному плану (альбом 2, с. 26, задание 8). • «В мире перелетных птиц». Составление рассказов по представлению. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
АПРЕЛЬ. 32-я неделя обучения
Лексическая тема: Весна в лесах и садах.
День недели | Содержание | Произношение и обучение грамоте |
ПН ____________ (число) | • Рассматривание картинок и называние: -примет весны; - первоцветов (подснежники, крокусы, примула, мать-и-мачеха...). • Рассказывание о том: -какие работы проводят весной в саду и огороде (сгребают старые листья, перекапывают землю лопатами, разрыхляют ее граблями, производят обрезку некоторых деревьев и кустарников, защищают их от вредных насекомых: белят стволы плодовых деревьев известью, опрыскивают специальными жидкостями; сеют в небольшие теплицы семена различных растений, развешивают скворечники. И т.д.); - какие изменения происходят весной в лесу (тает снег, появляются проталины, на которых распускаются подснежники. Дикие животные и птицы проводят уборку нор и гнезд, готовятся к появлению потомства. Медведица выводит на прогулку своих появившихся зимой медвежат. У белочки в гнезде появляются бельчата. Вороны выводят своих птенцов, й т.д.) • Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: норка, лапа; «Весна днем красна», «Весна красна, да голодна»; «Был бы лес — соловьи прилетят». • Составление: -рассказов-описаний о весне в садах и лесах; -творческих рассказов по воображению «Приключения в весеннем саду», «Приключения в весеннем лесу». | |
ВТ ____________ (число) | ||
СР ____________ (число) | ||
ЧТ ____________ (число) | ||
ПТ ____________ (число) | ||
АПРЕЛЬ. 32-я неделя обучения
Лексическая тема: Весна в лесах и садах.
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Проведение беседы «Весна пришла. Изменения в природе». • «Кто больше увидит?» (игра-соревнование). Назвать как можно больше примет весны по репродукциям картин известных русских художников. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Кто больше назовет?» По сюжетным картинам называть как можно больше слов-действий о работах в весеннем саду. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, поговорок и пословиц о весне. | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Юный художник». Составление рассказов-описаний о весне. | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• В гостях у Весны». Составление творческих рассказов о весне в садах и лесах по воображению («Приключения в весеннем саду», «Приключения в весеннем лесу»...). | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
МАЙ. 33-я неделя обучения
Лексическая тема: День Победы.
День недели | Содержание | Произношение и обучение грамоте |
ПН ____________ (число) | • Рассказывание детям о Второй мировой войне, о жертвах и лишениях, которые перенесли жители нашей страны. Называние и запоминание дат (когда началась война, сколько она длилась, когда закончилась; когда отмечают праздник Победы). • Слушание и заучивание стихотворений и песен военных лет. • Экскурсия к ближайшему мемориалу «Защитникам Родины», возложение цветов. • Беседа о том, почему мы не должны забывать ужасы войны, подвиги воинов-героев, военных врачей и медицинских сестер. • Называние разных групп войск (пехота, танковые войска, артиллерия, авиация...). • Объяснение значений образных выражений, многозначных слов, пословиц и поговорок: автомат, слава; минута молчания, Родина-мать; «Один в поле не воин», «Автомат и лопата — друзья солдата», «В бою не без героя», «В бою побывать — цену жизни узнать», «Герой за Родину горой». • Обучение детей составлению творческих рассказов по фотографиям о своих воевавших или работавших в тылу прадедушках и прабабушках (предварительно дети готовят небольшие сообщения дома, вместе с родителями). • Составление коллективного рассказа по картинкам и фотографиям о Параде Победы в Москве и парадах в других городах России. | |
ВТ ____________ (число) | ||
СР ____________ (число) | ||
ЧТ ____________ (число) | ||
ПТ ____________ (число) | ||
МАЙ. 33-я неделя обучения
Лексическая тема: День Победы.
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Проведение беседы «Эхо войны» о Второй мировой войне, празднике Победы. • «Скажи иначе». Солдат — воин, защитник...; воин отважный — смелый, храбрый...; война жестокая — беспощадная, кровопролитная...; ветеран — фронтовик, участник войны, победитель... | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Слушание и заучивание стихотворений и песен военных лет. • «Подбери действия». На войне — воюют, сражаются, защищают Родину...; люди Победе радуются, веселятся, ликуют... • «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, пословиц и поговорок. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• Составление рассказа о том, как спасали раненых бойцов во время войны, по картинкам и фотографиям. | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Наши ветераны». Выставка фотографий: дети приносят из дома фотографии своих воевавших или работавших в тылу прадедушек и прабабушек, готовят дома небольшие сообщения о них. • Составление рассказов о воевавших или работавших в тылу родственниках и героях войны по представлению. | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Парад Победы». Составление коллективного рассказа по картинкам и фотографиям о Параде Победы в Москве и парадах в других городах России. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
МАЙ. 34-я неделя обучения
Лексическая тема: Цветы и трава.
День недели | Содержание | Произношение и обучение грамоте |
ПН ____________ (число) | • Узнавание по картинкам и называние различных цветов. • Рассказывание об их цвете и строении. • Определение группы, к которой относится цветок (садовый, лесной, полевой...). • Объяснение того, в какое время года распускается каждый цветок (весной, летом или осенью). В зависимости от этого распределение картинок с изображениями цветов на три группы: -весенние цветы, или первоцветы (подснежники, крокусы, примулы, гиацинты, нарциссы, ирисы, тюльпаны...); -летние цветы (розы, ромашки, петунии, васильки, лилии, колокольчики...); -осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы, хризантемы...). • Рассказывание детям о многообразии различных луговых, полевых, лесных и степных цветов и трав. Проведение с детьми беседы по теме «Зеленая аптека»; экскурсии на цветущую лужайку или лесную поляну. • Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: лист, корень, цвет; «Превратить мир в цветущий сад»; «Весна красна цветами, а осень — снопами»; «Дети что цветы уход любят» и т.п. • Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений различных цветов. • Составление творческих рассказов о цветах из личного опыта и по воображению на темы «Самый красивый цветок», «Что может вырасти из этих семян и луковиц?», «Цветовод-волшебник», «Волшебный цветок» и т.п. | |
ВТ ____________ (число) | ||
СР ____________ (число) | ||
ЧТ ____________ (число) | ||
ПТ ____________ (число) | ||
МАЙ. 34-я неделя обучения
Лексическая тема: Цветы и трава.
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Проведение беседы «Такие разные цветы». Разучивание стихов, загадок о цветах. • Определение строения и окраски разных цветов (альбом 1, с. 30, задание 1). • «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Тюльпан, нарцисс, крокус, хризантема.) • Чтение сказки В.П. Катаева «Цветик- семицветик». | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Определение места, где растет каждый цветок, и времени года, в которое он цветет (альбом 1, с. 30, задания 2-3). • «Юный художник». Составление рассказов-описаний о цветах. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, поговорок и пословиц. • «Расскажи, какие они». Составление загадок и рассказов-сравнений о цветах. • Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 1, с. 31 — повторение). | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Да — нет-ка». У детей картинки с изображениями цветов. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать цветок. • Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений различных цветов по опорному картинному плану (альбом 1, с. 32). | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «В мире цветов». Составление рассказов по представлению и по воображению («Самый красивый цветок», «Что может вырасти из этих семян и луковиц?», «Цветовод-волшебник», «Волшебный цветок» и т.д.) | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
МАЙ. 35-я неделя обучения
Лексическая тема: Времена года. Лето.
День недели | Содержание | Произношение и обучение грамоте |
ПН ____________ (число) | • Смена времен года, их взаимосвязь (лето после весны и перед осенью и т.д.). • Название летних месяцев (июнь, июль, август). • Приметы лета: . -в неживой природе (день становится длиннее, солнце ярко светит и греет, становится жарко, зеленеют листья на деревьях, распускаются летние цветы, в лесах много ягод...); - в живой природе (появляется много летающих и ползающих насекомых, птицы высиживают и выкармливают птенцов, у многих диких животных появляются детеныши...); - в жизни человека (люди надевают легкую одежду и обувь, ухаживают за посадками в садах и огородах, дети играют в мяч, катаются на велосипедах, купаются и загорают на реке...). • Объяснение пословиц и поговорок о лете: «Летний день — за зимнюю неделю»; «Лето — при- пасиха, а зима — подбериха»; «Лето собирает, а зим.а поедает». • Составление: — рассказов-описаний о лете; . -рассказов по представлению (из личного опыта) «Летом на реке», «Летом в лесу». | |
ВТ ____________ (число) | ||
СР ____________ (число) | ||
ЧТ ____________ (число) | ||
ПТ ____________ (число) | ||
МАЙ. 35-я неделя обучения
Лексическая тема: Времена года. Лето.
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Проведение беседы «Времена года. Лето». Называние летних примет (в неживой природе, в живой природе, в жизни человека). Разучивание стихов, загадок о лете. • Составление и распространение предложений о лете по картинкам. • «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор (три картинки одного времени года, одна — другого времени года.) | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Приметы лета» (игра с мячом). Дети передают мяч по кругу, называя приметы лета. • «Так бывает или нет?» Воспитатель рассказывает о лете, намеренно допуская ошибки. Дети, определив ошибку, должны затопать ногами и объяснить, почему так не бывает летом. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• Называние примет лета (повторение). • «Объяснялка». Объяснить смысл пословиц и поговорок о лете. | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Юный художник». Самостоятельное (без опоры) составление рассказов-описаний о лете. | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «В гостях у Лета». Составление рассказов по представлению («Летом на реке», «Летом в лесу»...). | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
МАЙ. 36-я неделя обучения
Лексическая тема: На пороге школы. Школьные принадлежности.
День недели | Содержание | Произношение и обучение грамоте |
ПН ____________ (число) | • Проведение беседы о школе. Первого сентября дети пойдут в школу. В школе учителя будут учить их читать, считать, решать задачи, писать буквы и слова. В детском саду проводят занятия, а в школе — уроки. Каждый урок начинается со школьного звонка. После урока школьный звонок приглашает учеников на небольшие перемены для отдыха. Учителя в школе задают на дом задания, которые дети записывают в дневник. Эти задания нужно прилежно выполнять. Дежурные в классе должны следить за порядком на переменах они вытирают чистой влажной тряпочкой доску от мела. И т.д. • Называние по картинкам школьных принадлежностей и школьной мебели: -во множественном числе (пенал — пеналы, пеналов, ручка — ручки, ручек, парта — парты, парт, доска — доски, досок...); -ласково (пенальчик, книжечка, переменка...). • Собирание предметов в школьный портфель (игра-эстафета). • Образование новых слов: в школе учатся — школьники, в первом классе — первоклассники, учится на «отлично» — отличник, на «хорошо» — хорошист. • Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: звонок, ручка, доска; «Учиться — всегда пригодится», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Книга — друг человека», «Кто много читает, тот много знает». • Составление рассказа по представлению «Как я буду учиться в школе». | |
ВТ ____________ (число) | ||
СР ____________ (число) | ||
ЧТ ____________ (число) | ||
ПТ ____________ (число) | ||
МАЙ. 36-я неделя обучения
Лексическая тема: На пороге школы. Школьные принадлежности.
Развитие речи. Речевые и словесно- логические игры и упражнения. | Индивидуальные занятия с детьми (Ф.И. детей) |
• Беседа по теме «Скоро в школу». Составление и распространение предложений по картинкам. Разучивание стихов, загадок. • «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Ручка. ластик, машинка, тетрадь.) | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Называние по картинкам школьных принадлежностей и школьной мебели во множественном числе и ласково. Образование сложных слов. • «Назови одним словом». В школе учатся — школьники, в первом классе — первоклассники, учится на «отлично» — отличник... | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.___________________________ |
• «Соберем портфель в школу» (игра-эстафета). Из ряда предметов и игрушек дети должны выбрать только те, которые нужно взять в школу. • «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, поговорок и пословиц. | 1.____________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• «Да — нет-ка». У детей картинки с изображениями предметов, нужных в школе. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать предмет. | 1.______________________________ 2._____________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
• Составление рассказа по представлению «Как я буду учиться в школе». • «На пороге школы». Составление рассказов о школе по представлению и творческих рассказов по воображению. | 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ |
Дополнительные материалы
СЕНТЯБРЬ
3-я неделя обучения. Лексическая тема: Времена года. Осень.
1. Осень в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.
2. Шорыгина, Т.А. Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т.А. Шорыгина. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 64 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
3. Стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета об осени.
4-я неделя обучения. Лексическая тема: