Особенности подготовки к устному докладу
Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней. Текст работы сух, часто «с листа» трудно сразу понять идею исследования. Школьник получает первые навыки публичного научного выступления, которое выигрывает, если не читается весь доклад, а освещаются его основные позиции, предусмотренных регламентом выступления. Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.
Доклад - личностная форма содержательного общения ученых, докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и тогда вся работа становится более понятной.
Именно поэтому написанная работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества, к которым нужно готовиться по-разному. Поэтому на докладе недопустимо зачитывание работы, перегрузка его лишними данными. Этим обуславливается и жесткий регламент выступлений, практикуемый на научных конференциях. Действительно, для освещения сути работы 10 минут заведомо хватает вне зависимости от объема самой работы, все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы или в кулуарах.
При подготовке к выступлению с докладом школьник как молодой исследователь приобретает умение выстраивать логику научного сообщения, отвечая на вопросы что? для чего? и как? осуществлялось в исследовании, какие результаты получены.
Не следует забывать о правилах этики, принятых в научном мире. Участники любой конференции - прежде всего коллеги, познающие наш сложный мир рука об руку. Поэтому главным во взаимоотношениях ученых считается взаимное уважение. Иногда неосторожный, непродуманный поступок может обидеть других (например, выход из аудитории во время доклада, после своего доклада и т.п. выражает полное пренебрежение к коллегам по секции, выступающим после него).
Во время дискуссии участники конференции не должны бояться задавать вопросы, так как глупых или умных вопросов не бывает, а бывают вопросы компетентные или некомпетентные (если был задан такой вопрос, то докладчик должен показать некомпетентность его).
Правила публичного выступления
•Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.
•Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
•Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри.
•Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
Процедура защиты работы
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии отзыв на исследовательскую работу или реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр работы при этом может находиться у докладчика.
Доклад должен быть рассчитан на 5 -7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель работы, задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема работы лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.
Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию работы. После того, как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки работы учащегося. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания работы и рекомендации по её продолжению.