Перечень примерных заданий для самостоятельной работы по разделам практики

Цель практики

Целью практики является формирование профессионально-педагогических умений, необходимых специалисту по адаптивной физической культуре в условиях самостоятельной деятельности.

Задачи практики

Основными задачами практики являются:

1. Формирование основных, профессиональных умений и навыков в организации педагогической деятельности в качестве специалиста по адаптивной физической культуре.

2. Изучение практического опыта организации в постановке и планировании физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях коррекционных учреждений.

3. Выработка творческого, исследоватеьского подхода к педагогической деятельности.

4. Изучение уровня физического состояния детей коррекционного образовательного учреждения.

5. Разработка эффективных форм профилактики и оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

1. Место практики по специальности в профессиональной подготовке выпускника. Учебная программа практики предназначена для студентов, обучающихся специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в котором определены требования к уровню подготовленности выпускника в области общепрофессиональных дисциплин и основных дисциплин специальности. Практика по специальности является логическим продолжением предыдущих видов практической деятельности студентов: учебной и педагогической практики. Содержание программы практики основано на усвоении знаний общих профессиональных дисциплин и дисциплин специальности: теории и методики физической культуры, теории и организации адаптивной физической культуры, базовых видов двигательной деятельности и методик обучения; и дисциплин специализации: психолого-педагогическая характеристики лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии; история, содержании образования и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии в государственных учреждениях; методики проведения оздоровительных и физкультурных занятий с детьми в специальных (коррекционных) образовательныхучреждениях.

Базы практики

Практика по специальности может проходить на базе образовательных учреждений: детского сада комбинированного и компенсирующего видов, специальной (коррекционной) школы 1-8-го вида, санаторно-лесной школы, Центра развития ребенка, Центра образования и др., а также на базе лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, где обучаются и воспитываются дети и подростки с отклонениями в развитии.

3. Требования к уровню освоения содержания практики.

Специалист по адаптивной физической культуре должен знать:

 историю, принципы и методы отечественной системы физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры;

 отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

 теорию и методику обучения основным видам физических упражнений, основы тренировки в избранном виде спорта, основы организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной работы с различными группами населения;

 методы и средства проведения методической работы в области физической культуры и спорта;

 дидактические возможности различных методов и средств физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья;

 морфо-функциональные особенности организма человека в норме и при различных заболеваниях, включая инвалидность, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения врачебно-педагогического контроля, профилактику травматизма, оказание первой доврачебной помощи;

 организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта уметь:

 определять общие и конкретные цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и профилактико-оздоровительной работы как составной части гармонического развития личности, укрепления ее здоровья;

 планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

 применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, компьютерную технику и т.п.);

 осуществлять комплексный контроль в процессе занятий физическими упражнениями;

 с позиций современных достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и каждого отдельного ученика, овладевающего физической культурой;

 использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности для воспитания патриотизма и любви к отечеству, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

 организовать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

 используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

 корректировать собственную преподавательскую деятельность и деятельность занимающихся в зависимости от результатов контроля.

 владеть:

 методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению населения в занятия спортом, рекреационной деятельностью;

 навыками самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой;

 образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе.

4. Требования по организации, проведению учебных занятий, научно-исследовательской деятельности студентов

1. Овладеть навыками планирования учебной работы. Практиканту необходимо уметь:

- составлять тематический план занятий ЛФК;

- составлять планы-конспекты занятий по ЛФК;

- составлять планы-конспекты уроков физической культуры;

2. Овладеть организационными навыками и умениями, необходимыми в подготовке и проведении занятий.Практиканту необходимо уметь:

- планировать содержание занятий ЛФК с учетом уровня физического состояния учащихся, ведущей патологии, материально-технического оснащения;

- подготовить место занятий, инвентарь и оборудование в соответствии с задачами занятия;

- использовать на занятиях специальные технические средства (сурдо-, тифлоприборы и т.п.);

- применять различные методы организации учащихся;

- создавать при проведении занятий благоприятный психологический климат;

- осуществлять педагогический контроль за занимающимися.

3. Овладеть умениями и навыками диагностики и коррекции нарушений двигательной сферы детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Практиканту необходимо уметь:

- определять уровень здоровья и физического состояния учащихся, степень и особенности двигательных нарушений, вызванных основным дефектом развития;

- эффективно выбирать и использовать основные средства коррекции двигательных нарушений, профилактики вторичных нарушений двигательной сферы в зависимости от диагноза, стадии заболевания, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

- регулировать параметры физической нагрузки на занятиях;

- осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом типологических особенностей детей.

4. Овладеть умениями и навыками педагогического анализа занятия.

Практиканту необходимо:

- уметь анализировать основные стороны деятельности преподавателя ЛФК, фиксировать педагогические методы и приемы, применяемые на занятии;

- уметь проводить педагогический анализ занятия ЛФК, давать оценку проведенному занятию;

- уметь проводить врачебно-педагогические наблюдения на учебных и внеклассных занятиях по физическому воспитанию;

- уметь проводить хронометрирования занятия, оценивать параметры физической нагрузки на занятиях;

- уметь разрабатывать индивидуальную программу оздоровления и коррекции физического состояния занимающихся в группе ЛФК;

- уметь обрабатывать полученные данные для формулирования педагогических выводов.

7. Требования по организации и проведениювнеклассной работы

Практиканту необходимо:

- овладеть умениями и навыками проведения физкультурно-оздоровительной работы с учащимися коррекционно-образовательного учреждения;

- уметь проводить беседы, консультации по формированию основ здорового образа жизни с преподавателями, родителями и учащимися коррекционного учреждения.

3. Содержание практики

Разделы практики

1. Организационная работа

2. Учебно-методическая работа

3. Научно-исследовательская работа

4. Физкультурно-оздоровительная работа

Темы работ и их краткое содержание

Организационная работа

1.1. Участие в установочной и итоговой конференции, собраниях и методических занятиях бригады, педсоветах, консультациях.

1.2. Ознакомление с материально-технической базой коррекционно-образовательного учреждения (помещения, медицинский кабинет, зал ЛФК, спортивный зал и т.д.).

1.3. Ознакомление с персоналом учреждения (директор (завуч), учитель физической культуры, инструктор по ЛФК, классный руководитель, врач учреждения).

1.4. Ознакомление с документами планирования и учета учебной и оздоровительной работы коррекционно-образовательного учреждения.

1.5. Знакомство с классами, учащимися.

1.6. Ознакомление с организацией и проведением коррекционно-оздоровительной работы, принципами комплектования групп для проведения занятий ЛФК.

1.7. Составление индивидуального плана прохождения практики, подготовка отчётной документации и сдача материалов практики.

2. Учебно-методическая работа.

2.1. Просмотр уроков по физической культуре и занятий ЛФК, проводимых учителем и инструктором.
2.2.Проведение исследования уровня физического состояния учащихся, занимающихся в группе.
2.3. Разработка тематического плана занятий ЛФК на период практики.
2.4. Составление планов-конспектов занятий ЛФК.
2.5. Проведение занятий по ЛФК в качестве помощника инструктора.
2.6. Разработка поурочно-тематического плана по физической культуре на учебную четверть.
2.7. Составление планов-конспектов уроков по физической культуре в закрепленных классах.
2.8. Проведение уроков физической культуры в закрепленных классах.
2.10. Анализ проведенных занятий ЛФК, уроков физической культуры методистом, учителем, инструктором ЛФК, практикантами.
2.11. Проведение контрольного занятия по ЛФК.


3. Научно-исследовательская работа.
3.1. Изучение медицинских карт и составление индивидуальной комплексной реабилитационной программы учащегося.
3.2. Проведение хронометрирования занятия по ЛФК.
3.3. Проведение пульсометрии занятия по ЛФК, составление графика динамики пульса.
3.4. Проведение педагогического анализа занятия по ЛФК.


4. Физкультурно-оздоровительная работа.
4.1. Составление сценария проведения физкультурно-оздоровительного мероприятия.
4.2. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочное время.
4.3. Проведение внеклассных мероприятий по оздоровлению детей (беседы, консультации для детей, воспитателей и родителей.


Перечень примерных заданий для самостоятельной работы по разделам практики

3.1. Раздел «Организационная работа»:

1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, собраниях и методических занятиях бригады, педсоветах, консультациях.
2. Изучить программу практики и требования методиста по организации рабо-ты бригады во время практики.
3. Ознакомиться с материально-технической базой коррекционно-образовательного учреждения (помещения, медицинский кабинет, зал ЛФК, спортивный зал и т.д.)
4. Заслушать сообщение директора школы или представителя администрации школы и ознакомиться с основными направлениями работы школы, ее тра-дициями, правилами внутреннего распорядка, правами учащихся и предъяв-ляемыми к ним требованиями
5. Изучить документы планирования и учета учебной и оздоровительной работы коррекционно-образовательного учреждения.
6. Ознакомиться с организацией и проведением коррекционно-оздоровительной работы, принципами комплектования групп для проведения занятий ЛФК.
7. Составить индивидуальный план прохождения практики, подготовить отчётную документацию.
8. Участвовать в еженедельных собраниях бригады.
9. Проанализировать свою деятельность за период практики и оформить отчет по практике.
10. Разработать предложения по совершенствованию практики.


3.2. Раздел «Учебно-методическая работа»:


1. Просмотреть 1-2 урока по физической культуре и занятиям ЛФК, проводимых учителем и инструктором.
2. Провести исследование уровня физического состояния учащихся, занимающихся в группе ЛФК.
3. Разработать тематический план занятий ЛФК на период практики.
4. Разработать планы-конспекты занятий ЛФК (5 конспектов).
5. Провести занятия по ЛФК в качестве помощника инструктора.
6. Разработать поурочно-тематический план по физической культуре на учебную четверть.
7. Разработать планы-конспекты уроков по физической культуре в закрепленных классах (15 конспектов).
8. Провести уроки физической культуры в закрепленных классах.
9. Провести анализ проведенных занятий ЛФК, уроков физической культуры методистом, учителем, инструктором ЛФК, практикантами (по 1-му занятию).
10. Провести контрольное занятие по ЛФК.
11. Оформить письменный педагогический анализ проведения занятия по ЛФК в отчете по практике.


3.3. Раздел «Научно-исследовательская работа»:


1. Изучить медицинскую карту учащегося и составить индивидуальную комплексную программу реабилитации.
2. Провести хронометрирование 1-2 занятий по ЛФК.
3. Определить общую и моторную плотность занятия ЛФК.
4. Оформить протокол хронометража занятия ЛФК.
5. Провести педагогический анализ занятия по ЛФК.
6. Провести регистрацию ЧСС у учащихся на 1-2 занятиях, проводимых членами бригады.
7. Построить график изменения ЧСС у занимающихся на протяжении занятия.


3.4. Раздел «Физкультурно-оздоровительная работа»:


1. Подобрать необходимую методическую литературу и составить сценарий физкультурно-оздоровительного мероприятия.
2. Организовать и провести физкультурно-оздоровительное мероприятие во внеурочное время.
3. Провести внеклассное мероприятие по оздоровлению детей (беседы, консультации для детей, воспитателей и родителей).

Руководство практики

В перечень документов, представляемых групповому руководителю и сдаваемых в отдел практики, входят:
1. Характеристика образовательного учреждения.
2. Индивидуальный план работы практиканта.
3. Тематический план занятий ЛФК на период практики.
4. Планы-конспекты занятий по ЛФК (не менее 5-ти).
5. Поурочно-тематический план занятий по физической культуре на учебную четверть (не менее 3-х).
6. Планы-конспекты уроков по физической культуре (не менее 15-ти).
7. Индивидуальная программа комплексной реабилитации учащегося.
8. Педагогический анализ занятия по ЛФК.
9. Пульсометрии занятия по ЛФК.
10. Хронометрия занятия по ЛФК.
11. Положение и сценарий физкультурно-оздоровительного мероприятия.
12. Протокол уровня физического состояния учащихся, занимающихся в группе ЛФК.
13. Отчет по практике.

Отчетная документация методистов
1. Оценочный лист (экзаменационная ведомость с итоговой оценкой за практику).
2. Документация студентов.
3. Копии приказов о прохождении практики в организации.

5. Распределение часов практики по разделам и видам работ

Содержание тем и разделов Всего часов Кол-во часов Сроки выполнения, недели
Занятия на базе практики Самост. работа
1. Организационная работа
Участие в установочной конференции по практике. -
Ознакомление с материально-технической базой учреждения. -
Ознакомление с персоналом учреждения. -
Ознакомление с документацией по планированию и учёту учебной и внеклассной работы. -
Знакомство с классами, учащимися -
Ознакомление с организацией физкультурно-оздоровительной и лечебной работы. -
Ознакомление с принципами комплектования групп для занятий ЛФК. 1-6
Подготовка отчётной документации и сдача материалов практики. -
2. Учебно-методическая работа
Просмотр уроков по физической культуре и занятий ЛФК, проводимых учителем и инструктором. 1-3
Проведение исследования уровня физического состояния учащихся, занимающихся в группе ЛФК. -
Разработка тематического плана занятий ЛФК на период практики. - 1-2
Составление планов-конспектов занятий ЛФК. - 1-6
Проведение занятий по ЛФК в качестве помощника инструктора. -
Проведение занятий ЛФК в качестве инструктора. 2-6
Разработка поурочно-тематического плана по физической культуре на учебную четверть - 1-2
Составление планов-конспектов уроков по физической культуре в закрепленных классах - 1-6
Проведение уроков физической культуры в закрепленных классах. -
Анализ проведенных занятий ЛФК, уроков физической культуры методистом, учителем, инструктором ЛФК, практикантами. - 2-6
Проведение контрольного занятия по ЛФК. -
3. Научно-исследовательская работа
Изучение медицинских карт и составление индивидуальной комплексной реабилитационной программы учащегося. 1,6
Проведение хронометрирования занятия по ЛФК. 3-4
Проведение пульсометрии занятия по ЛФК, составление графика динамики пульса. 3-4
Проведение педагогического анализа занятия по ЛФК. - 5-6
4. Физкультурно-спортивная работа
Составление сценария проведения физкультурно-оздоровительного мероприятия -
Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочное время. - 2-6
Проведение внеклассных мероприятий по оздоровлению детей (беседы, консультации для детей, воспитателей и родителей). 2-6
ИТОГО:

6. Форма итогового контроля


Данная практика проводится в 8 семестре основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, продолжительность практики составляет 6 недель, с объемом занятости не менее 48 часов в неделю и завершается дифференцированным зачетом.


7. Учебно-методическое обеспечение практики


Литература


1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкaм Под редакцией А. Г. Хрипковой, М. Б. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982.
2. Астафьев, Н.В. Физическое состояние умственно отсталых школьников: Учебное пособие /Н.В. Астафьев, В.И. Михалев - Омск, 1996. -160 с.
3. Aшмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
4. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех, - М.: Физкультура и спорт, .1988
5. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальныx медицинских группах. - М.: Высшая школа, 1986.
6. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. - М., 2002. - 176 с.
7. Дубровский, В.П. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит.изд.ценp ВЛАДОС, 1998. 608 с.
8. Епифанов, В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. Лечебная физическая культура: Справочник М.: Медицина, 1987 - 528с.
9. Залетаев, И.П., Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры. -СпортАкадемПресс, 2002.
10. Kypaмшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М: Советский спорт, 2003.
11. Курдыбайло, С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: уч.пособие Под.общ.ред.С.Ф.Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2002,-184 с.
12. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под ред. С.Н.Попова. - М., «ФиС», 1978. - С. 608.
13. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М., 2002. - 140 с.
14. Луканский, И.В. и др. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учебн. Пособие / И.В.Лукомский, Э.Э.Стзх, В.С.Улащик; Под ред. проф. В.С.Улащика. - 2-е изд. - Мн.: Выш.шк., 1999. - 335 с.
15. Медведева, Л.Е., Куценко И.П., Полуструев А.В., Якименко С.Н. Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах: учебное пособие. - Омск: СибГАФК, 2001.
16. Настольная книга учителя физической культуры под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт.- сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Курина, Н.Д. Никандрова. - М., 1998. - 496 с.
17. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - с. 38.
18. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник/Под общ. ред. С.П.Евсеева.-М.: Советский спорт, 2002. - 448 с.
19. Частные методики адаптивной физической культуры: уч.пособие /Под ред. Л.В.Шапковой.- М.: Советский спорт, 2003.
20. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик - М: Советский спорт, 2003.- 576 с.
21. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры /Под общей ред. проф. С.И.Попова. - Ростов Н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. - 608 с.
22. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией А.М. Шлемина. М: Просвещение, 1988.
23. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /Под ред.проф. С.П.Евсеева.- М.: Советский спорт, 2001.- 152 с.
24. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе /Е.С. Черник. - М., 1997. - 320 с.

Наши рекомендации