Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий, аналогично упражнению 1 в уроке 1

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий, аналогично упражнению 1 в уроке 1.. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 совершенствование графического навыка. Выполняется письменно фронтально. Учитель просит назвать элементы, которые будут отрабатываться на первой строчке (левый полуовал, овал), назвать местоположение точки начала написания этих элементов, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания элемента, продиктовать всю последовательность действий при написании элементов. Примерные ответы: «При написании полуовала ставлю ручку ниже линии, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести линию вверх и влево, готовясь к закруглению, касаюсь линии, ограничивающей высоту строчных букв, плавно веду линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки начинаю закругление вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закругленную линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа. При написании овала делаю все точно также, но не останавливаюсь после второго закругления, а привожу линию в точку, с которой начиналось написание овала». Перед началом работы на второй строчке целесообразно попросить учащихся сравнить первые два элемента на первой строчке и на второй. Важно, чтобы учащиеся отметили разницу в размере (и, следовательно, в положении на строке) и в местоположении точки начала движения по отношению к линии, ограничивающей высоту строчных букв. Возможные варианты работы на следующих двух строчках: 1) написать на третьей строке овал, а потом предложить вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит; на четвертой строке написать большой овал, после чего вспомнить и написать все буквы, в состав которых он входит; 2) провести анализ качества выполнения работы на первой и второй строчках, выполнить на 3 и 4 строчках работу повторно, повысив качество выполнения работы.

Упражнение 3 совершенствование звукового анализа, отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов. Выполняется фронтально письменно. Слова должны быть записаны в такой последовательности: школа, слово, книга. Дополнительное задание: предложить учащимся с опорой на модели ответить на вопросы:

1. Что общего у слов школа и слово? Чем отличаются эти слова?

2. Что общего у слов слово и книга? Чем отличаются эти слова?

3. Что общего у всех трёх слов?

4. Нужно ли что-то изменить в модели слова школа, чтобы она соответствовала слову школы?

5. Что нужно изменить в модели слов слово, чтобы она соответствовала слову слова?

6. Что нужно изменить в модели слов книга, чтобы она соответствовала слову книги?

Упражнение 4 отработка осознанности чтения предложений и тренировка в выборе знака препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, целесообразно организовать выполнение по-другому. Учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией. Дополнительные задания: 1) записать под диктовку в рабочую тетрадь несколько предложений из этого упражнения, после чего попросить учащихся сверить своё написание с написанием с тетради на печатной основе; 2) одно из предложений после подготовки записать по памяти, а потом сверить правильность написания.

Упражнение 5 отработка алгоритма списывания. Выполняется фронтально. Сначала учащиеся читают предложенную последовательность, приходят к выводу, что это нарушенная последовательность. Учитель просит вспомнить правильную последовательность (если учитель считает, что класс пока еще плохо запомнил эту последовательность, можно разрешить открыть учебник на с. 7 и предложить каждому прочитать ее самостоятельно) как только операция определена правильно, ставится нужная цифра, таким образом, выстроится следующая последовательность: 1, 3, 2, 5, 4, 6. Вариант выполнения: в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель с самого начала работы с упражнением предлагает открыть учебник на с.7 и не закрывать его. Работа по восстановлению последовательности идет с опорой на учебник. Кто-то из учащихся читает вслух в учебнике этап алгоритма, после этого все ищут это предложение в упражнении тетради, ставят нужную цифру и т.д. Такая работа будет способствовать запоминанию алгоритма, а не контролю, но для «слабого» класса осуществлять контроль еще рано.

Упражнение 6 практическое применение алгоритма списывания (аналогично упр.5). Возможную трудность может представлять написание слова общаться, поэтому чтобы предупредить ошибки, целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти это слово в первой строчке, подчеркнуть его, прочитать и при списывании обратить на него особое внимание. Выполняется самостоятельно.

Переменка В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: коса, столб. При желании и наличии времени можно записать эти слова в рабочую тетрадь.

Ваш комментарий к уроку

________

________

________

________

________

Урок 3

Задачи урока: активизировать в памяти учащихся этикетные слова (приветствие, прощание, извинение); анализировать ситуации речевого общения, в которых используются этикетные слова; отработать порядок действий при списывании.

Обратите внимание уроки 3, 4, 5, 6 объединены общей смысловой темой «Добрые слова» (этикетные слова приветствия, прощания, извинения, благодарности). Важно, чтобы в ходе каждого урока – при выполнении какого-то из заданий, обсуждении проблемного вопроса или в конце урока - учитель формулировал установку на необходимость использования этикетных слов: «Добрые слова необходимы для общения, они помогают его установить (приветствие, благодарность) или исправить (извинение). Вежливый человек всегда использует в своей речи «добрые» слова».

Работа по учебнику

Упражнения 1 и 2 (речь) организуют наблюдение за использованием в речи этикетных слов, обращают внимание учащихся на их эмоциональную окраску. Выполняются фронтально. Текст стихотворений из обоих упражнений читает учитель. Вопрос к тексту упр. 1 может прочитать хорошо читающий ученик. Рекомендуется организовать обсуждение, обратив внимание учащихся на противопоставление, которое вводит поэт: серый, непогожий день и доброе слово, от которого настроение становится лучше. В ходе обсуждения ученики самостоятельно или с помощью учителя должны прийти к выводу: использование «добрых» слов в речи помогает людям общаться, эти слова нужно регулярно использовать в речи. Затем учитель читает текст стихотворения из упр. 2, которое является логическим продолжением предшествующего обсуждения и активизирует в памяти учащихся другие этикетные («добрые») слова. Возможно, что в некоторых классах ученики буквально поймут словосочетание «добрые слова» и приведут в качестве примеров только сочетание «доброй ночи» и слово «доброта». В этом случае необходимо снова вернуться к ситуации, описанной в упр. 1, и предложить ученикам подумать: может ли измениться настроение, если собеседник извинился за что-то («прости, пожалуйста», «извини меня»), попросил вежливо («будь добр»), поблагодарил («большое спасибо», «как я тебе признателен») и т.п. Затем следует обсудить с учениками, как они понимают сочетание «добрые слова». В случае затруднения снова нужно вернуться к тексту упр. 1, обратив внимание учеников на то, что простое приветствие – «добрый день», сделало «добрым» настроение мальчика, значит, и другие «добрые слова» - слова приветствия, прощания, извинения, благодарности – делают настроение собеседников лучше. Несмотря на условность такого объяснения, ученикам первого класса важно понять, прочувствовать социальную (взаимодействие с другими людьми) и эмоциональную функцию этикетных слов, необходимость их использования в собственной речи.

Обратите внимание при работе со словарными словами как в 1-ом, так и в последующих классах учитель использует те методические приемы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т.п. Место работы со словарными словами (начало, середина или конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению.

Упражнение 3 (речь) организует наблюдение за использованием этикетных слов приветствия в различных ситуациях: со знакомыми и незнакомыми, ровесниками и людьми старшего возраста. Нормативный аспект использования этикетных слов приветствия обсуждается при ответе на вопрос: «Какие приветствия лучше не употреблять?» Важно, чтобы ученики самостоятельно или с помощью учителя пришли к выводу, что слово «Здрасьте!» не рекомендуется употреблять ни при каких условиях, а остальные слова приветствия должны учитывать возраст собеседника и степень знакомства: например, с незнакомым ровесником невежливо поздороваться, используя слова «Салют!» и «Здорóво!». Если уровень подготовленности и темп работы учащихся позволяют, рекомендуется при работе с данным упражнением использовать ситуативный метод, например: «Ребята, представьте, что вам позвонили в дверь, вы открываете, а на пороге стоит незнакомый мальчик или девочка вашего возраста. Какие слова приветствия вы произнесете? А если приехала бабушка? Если вы встретили на улице мамину сотрудницу?» и т.п.

Рубрика «Обрати внимание» знакомит с восклицательным знаком. Рубрику читает учитель. При необходимости учитель возвращается к текстам стихотворений из упр. 1 и 2 и выразительно читает восклицательные предложения. В классах с высоким уровнем подготовленности учеников можно предложить самостоятельно найти и выразительно прочитать предложения с восклицательным знаком из упр. 1 и 2.

Упражнение 4 (язык) закрепляет наблюдение над речевыми упражнениями, отрабатывает порядок действий при списывании. Ученики должны выписать только приветствие «Здравствуйте!». Если упражнение предлагается для самостоятельной работы, необходимо проверить, не выписал ли кто-нибудь из учеников приветствие «Здрасьте!».

Упражнение 5 (язык) отрабатывает порядок действий при списывании с опорой на алгоритм из урока 1. Перед списыванием учитель организует обсуждение смысла пословицы. Если ученики испытывают затруднение, необходимо представить им несколько ситуаций с использованием и без использования «добрых» слов (такая работа послужит пропедевтикой следующего урока), например, в очереди за билетами на электричку: «Пропустите меня вперед. Я опаздываю и Извините, пожалуйста, будьте добры, пропустите меня вперед: я опаздываю на электричку». Однако как при анализе данной ситуации, так и при обсуждении подобных ситуаций на следующих уроках, важно обратить внимание учеников на то, что использование «добрых» слов – это всегда выбор самого человека: он хочет быть вежливым и стремится к тому, чтобы людям было приятно с ним общаться.

Наши рекомендации