Организация и проведение педагогической практики, сроки и формы проведения
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
______________ Д.Ж. Ахмед-Заки
«____» _________ 2014 г.
ПРОГРАММА
ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
для магистрантов всех специальностей факультета
(научное и педагогическое направление)
АЛМАТЫ, 2014
Программа рассмотрена на заседании кафедры теоретической и ядерной физики протокол № от 2014 г.
Зав.кафедрой ТиЯФ ____________________ Абишев М.Е.
Программа рассмотрена на заседании кафедры физики твердого тела и нелинейной физики протокол № от 2014г.
Зав.кафедрой ФТТиНФ ____________________ Приходько О.Ю.
Программа рассмотрена на заседании кафедры физики плазмы и компьтерной физики № от 2014 г.
Зав.кафедрой ФПиКФ ____________________ Архипов Ю.В.
Программа рассмотрена на заседании кафедры теплофизики и технической физики протокол № от 2014 г.
Зав.кафедрой ФТиТФ_______________________Болегенова С.А.
Одобрено на заседании методбюро факультета
протокол № от 2014 г.
Председатель методбюро ______________ Габдуллина А.Т.
Программа утверждена на Ученом Совете факультета от «___» ______ 2014 г.
Председатель Ученого Совета __________ Давлетов А.Е.
1. Цель вузовской педагогической практики:
Формирование у магистрантов основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.
Задачи вузовской педагогической практики:
· Овладение навыками структурирования и преобразования научного знания в учебный материал, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными современными образовательными технологиями, методами составления задач, упражнений, тестов и другими основами научно-педагогической и учебно-методической работы;
· Формирование умений по постановке учебно-воспитательных целей, по выбору типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности обучающихся в зависимости от поставленных педагогических задач; овладение навыками диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;
· Ознакомление с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, с основными принципами организации образовательного процесса по кредитной технологии обучения в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
· Актуализация магистрантами теоретических и практических знаний, полученных ими при изучении психолого-педагогических, методических, фундаментальных и специальных предметных дисциплин;
· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей;
· Выработка у магистрантов творческого, исследовательского подхода к педагогической и научной деятельности, закрепление у них навыков самообразования и самоанализа своего труда.
· Воспитание у магистрантов уважительного отношения к преподавательскому труду, готовности к творческому его осуществлению.
· Формирование у магистрантов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания в высшей школе.
· Ознакомление магистрантов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в вузе, с опытом творческой педагогической деятельности ведущих ученых, преподавателей; оказание магистрантами помощи в решении задачи обучения и воспитания студентов.
· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей.
· Формирование у обучающихся основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.
Содержание практики
Магистранты в период вузовской педагогической практики принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе физическо-технического факультета КазНУ имени аль-Фараби. Вузовская педагогическая практика включает учебную предметную работу магистранта (включая факультативные занятия и внеаудиторную работу по предмету) и его воспитательнуюработу в качестве куратора-эдвайзера академической группы.
Педагогическая практика предусматривает следующие виды деятельности:
– разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики;
– посещение научно-методических консультаций, ознакомление с организацией учебно-воспитательной и методической работы кафедр;
– изучение опыта преподавания ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;
– изучение нормативных и правовых документов (Закон РК «Об образовании», государственных общеобязательных стандартов, рабочих учебных планов, типовых программ и т.д.);
– посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами и магистрантами;
– индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, разработка учебно-методических материалов;
– проведение учебных занятий по учебной дисциплине (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий);
– индивидуальная работа с обучающимися, руководство научными (магистерскими) исследованиями, руководство исследовательской практикой студентов (магистрантов).
Организация и проведение педагогической практики, сроки и формы проведения
1. Участие в работе установочной конференции по вузовской педагогической практике.
2. Ведение дневника вузовской педпрактики (заполняется ежедневно, записи краткие и конкретные).
3. Изучение:
· организации трудового процесса университета;
· организации и управления учебно-воспитательным процессом вуза, факультета, группы.
4. Изучение передового педагогического опыта преподавателей:
· изучение педагогической, методической, воспитательной работы преподавателя-физика и куратора-эдвайзера группы, беседы с ними, посещение их занятий, изучение УМКД по предмету, планов воспитательной работы куратора-эдвайзера группы, участие во внеаудиторных мероприятиях;
· беседы с заведующими кафедрами, с преподавателями, работающими на этой кафедре, посещение их занятий (не менее 15 посещений за период практики),
5. Знакомство с группой при непосредственном наблюдении за студентами группы.
6. Знакомство с физическими лабораториями, их оборудованием.
7. Планирование, подготовка и проведение учебных занятий:
· разработка планов-конспектов разных типов занятий с применением разнообразных методов, активизирующих процесс усвоения студентами учебного материала;
· подготовка к занятиям, изготовление наглядных пособий и приборов, подготовка демонстраций, дидактического материала.
· В рамках педагогической практики магистрантам необходимо подготовить и провести для обучающихся бакалавриата и магистратуры не менее 5-6 лекционных, 5-6 практических (семинарских/лабораторных) и 5-6 занятий по самостоятельной работе (для 2-х и 3-х кредитов); не менее 8-10 лекционных, 8-10 практических (семинарских/лабораторных) и 8-10 занятий по самостоятельной работе (для 4 и 6 кредитов) обучающихся под руководством преподавателя. Отдельно проводится зачетное лекционное, зачетное практическое занятия и зачетный обучающий (методический) семинар.
· обсуждение проведенного занятия совместно с методистом кафедры и преподавателем.
8. Посещение занятий других магистрантов-практикантов и активное участие в их обсуждении и анализе.
9. Участие в постановке новых лабораторных работ и написание методических указаний к ним, привлечение к выполнению этой работы студентов.
10. Выполнение заданий по психологии и педагогике.
11. Проведение факультативных, дополнительных занятий, консультаций и других видов занятий.
12. Участие в работе (или руководство) физического или какого-либо технического кружка, организация и проведение тематических вечеров по физике или технике, экскурсий, выпуск физических газет, организация и проведение физических викторин, олимпиад (в соответствии с планом учебно-воспитательной работы вуза).
13. Подготовка отчетной документации.
14. Участие в работе итоговой конференции по вузовской педагогической практике.