Организация и проведение педагогической практики, сроки и формы проведения

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

______________ Д.Ж. Ахмед-Заки

«____» _________ 2014 г.

ПРОГРАММА

ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

для магистрантов всех специальностей факультета

(научное и педагогическое направление)

АЛМАТЫ, 2014

Программа рассмотрена на заседании кафедры теоретической и ядерной физики протокол № от 2014 г.

Зав.кафедрой ТиЯФ ____________________ Абишев М.Е.

Программа рассмотрена на заседании кафедры физики твердого тела и нелинейной физики протокол № от 2014г.

Зав.кафедрой ФТТиНФ ____________________ Приходько О.Ю.

Программа рассмотрена на заседании кафедры физики плазмы и компьтерной физики № от 2014 г.

Зав.кафедрой ФПиКФ ____________________ Архипов Ю.В.

Программа рассмотрена на заседании кафедры теплофизики и технической физики протокол № от 2014 г.

Зав.кафедрой ФТиТФ_______________________Болегенова С.А.

Одобрено на заседании методбюро факультета

протокол № от 2014 г.

Председатель методбюро ______________ Габдуллина А.Т.

Программа утверждена на Ученом Совете факультета от «___» ______ 2014 г.

Председатель Ученого Совета __________ Давлетов А.Е.

1. Цель вузовской педагогической практики:

Формирование у магистрантов основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.

Задачи вузовской педагогической практики:

· Овладение навыками структурирования и преобразования научного знания в учебный материал, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными современными образовательными технологиями, методами составления задач, упражнений, тестов и другими основами научно-педагогической и учебно-методической работы;

· Формирование умений по постановке учебно-воспитательных целей, по выбору типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности обучающихся в зависимости от поставленных педагогических задач; овладение навыками диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;

· Ознакомление с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, с основными принципами организации образовательного процесса по кредитной технологии обучения в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

· Актуализация магистрантами теоретических и практических знаний, полученных ими при изучении психолого-педагогических, методических, фундаментальных и специальных предметных дисциплин;

· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей;

· Выработка у магистрантов творческого, исследовательского подхода к педагогической и научной деятельности, закрепление у них навыков самообразования и самоанализа своего труда.

· Воспитание у магистрантов уважительного отношения к преподавательскому труду, готовности к творческому его осуществлению.

· Формирование у магистрантов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания в высшей школе.

· Ознакомление магистрантов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в вузе, с опытом творческой педагогической деятельности ведущих ученых, преподавателей; оказание магистрантами помощи в решении задачи обучения и воспитания студентов.

· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей.

· Формирование у обучающихся основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.

Содержание практики

Магистранты в период вузовской педагогической практики принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе физическо-технического факультета КазНУ имени аль-Фараби. Вузовская педагогическая практика включает учебную предметную работу магистранта (включая факультативные занятия и внеаудиторную работу по предмету) и его воспитательнуюработу в качестве куратора-эдвайзера академической группы.

Педагогическая практика предусматривает следующие виды деятельности:

– разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики;

– посещение научно-методических консультаций, ознакомление с организацией учебно-воспитательной и методической работы кафедр;

– изучение опыта преподавания ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;

– изучение нормативных и правовых документов (Закон РК «Об образовании», государственных общеобязательных стандартов, рабочих учебных планов, типовых программ и т.д.);

– посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами и магистрантами;

– индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, разработка учебно-методических материалов;

– проведение учебных занятий по учебной дисциплине (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий);

– индивидуальная работа с обучающимися, руководство научными (магистерскими) исследованиями, руководство исследовательской практикой студентов (магистрантов).

Организация и проведение педагогической практики, сроки и формы проведения

1. Участие в работе установочной конференции по вузовской педагогической практике.

2. Ведение дневника вузовской педпрактики (заполняется ежедневно, записи краткие и конкретные).

3. Изучение:

· организации трудового процесса университета;

· организации и управления учебно-воспитательным процессом вуза, факультета, группы.

4. Изучение передового педагогического опыта преподавателей:

· изучение педагогической, методической, воспитательной работы преподавателя-физика и куратора-эдвайзера группы, беседы с ними, посещение их занятий, изучение УМКД по предмету, планов воспитательной работы куратора-эдвайзера группы, участие во внеаудиторных мероприятиях;

· беседы с заведующими кафедрами, с преподавателями, работающими на этой кафедре, посещение их занятий (не менее 15 посещений за период практики),

5. Знакомство с группой при непосредственном наблюдении за студентами группы.

6. Знакомство с физическими лабораториями, их оборудованием.

7. Планирование, подготовка и проведение учебных занятий:

· разработка планов-конспектов разных типов занятий с применением разнообразных методов, активизирующих процесс усвоения студентами учебного материала;

· подготовка к занятиям, изготовление наглядных пособий и приборов, подготовка демонстраций, дидактического материала.

· В рамках педагогической практики магистрантам необходимо подготовить и провести для обучающихся бакалавриата и магистратуры не менее 5-6 лекционных, 5-6 практических (семинарских/лабораторных) и 5-6 занятий по самостоятельной работе (для 2-х и 3-х кредитов); не менее 8-10 лекционных, 8-10 практических (семинарских/лабораторных) и 8-10 занятий по самостоятельной работе (для 4 и 6 кредитов) обучающихся под руководством преподавателя. Отдельно проводится зачетное лекционное, зачетное практическое занятия и зачетный обучающий (методический) семинар.

· обсуждение проведенного занятия совместно с методистом кафедры и преподавателем.

8. Посещение занятий других магистрантов-практикантов и активное участие в их обсуждении и анализе.

9. Участие в постановке новых лабораторных работ и написание методических указаний к ним, привлечение к выполнению этой работы студентов.

10. Выполнение заданий по психологии и педагогике.

11. Проведение факультативных, дополнительных занятий, консультаций и других видов занятий.

12. Участие в работе (или руководство) физического или какого-либо технического кружка, организация и проведение тематических вечеров по физике или технике, экскурсий, выпуск физических газет, организация и проведение физических викторин, олимпиад (в соответствии с планом учебно-воспитательной работы вуза).

13. Подготовка отчетной документации.

14. Участие в работе итоговой конференции по вузовской педагогической практике.

Наши рекомендации