Основные термины и понятия. 1. Предмет и задачи теории обучения

План.

1. Предмет и задачи теории обучения. Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

2. Закономерности, принципы, методы и организационные формы обучения.

3. Урок как основная форма организации обучения в школе

4. Педагогические технологии

Методический комплекс по изучению раздела.

1. Основные термины и понятия

2. Лекция 2.6. «Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Предмет и задачи теории обучения»

3. Практическое занятие 2.5 «Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Предмет и задачи теории обучения»

4. Лекция 2.7. «Закономерности, принципы и содержание образования»

5. Практическое занятие 2.6 «Закономерности, принципы и содержание образования»

6. Лекция 2.8. «Методы обучения»

7. Практическое занятие 2.7. «Методы обучения»

8. Лекция 2.9. «Организационные формы обучения»

9. Практическое занятие 2.8. «Урок как основная форма обучения в школе»

10. Лекция 2.10, 2.11 «Педагогические технологии»

11. Практическое занятие 2.9, 2.10 «Педагогические технологии»

12. Самостоятельная работа № 2

13. Практическая работа № 2

14. Решение задач

15. Вопросы для самоконтроля

16. Текущее оценивание по разделу. Тестирование

17. Рекомендованная литература

Основные термины и понятия

Дидактика (обучение) – целенаправленный, специально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебными программами.

Метод обучения – способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию цели обучения.

Методическая система обучения – единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.

Методы контроля – способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения в целях получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

Образование – процесс усвоения фундаментальных мировоззренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков и умений, а также развития интеллекта. Все это в сумме свидетельствует об определенном уровне теоретической и практической подготовки обучающегося.

Образование – целенаправленный процесс овладения личностью или группой людей научным пониманием окружающего мира, отвечающим современному уровню развития общества, научно-технического прогресса.

Принцип– руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Результат образования– образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важное свойство его личности, несводимые однозначно к наличию у него дипломов.

Урок– форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса)с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для: овладения всеми учениками основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения; воспитание и развитие познавательных способностей и духовных сил каждого обучающегося как в ходе урока, так и за его пределами.

Форма обучения – способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой.

2. Лекция 2.6. «Предмет и задачи теории обучения»

План

1. Теория образования и обучения.

2. Основные дидактические концепции

3. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

4. Дидактическая система

3. Практическое занятие 2.5. «Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Предмет и задачи теории обучения»

Вопросы для обсуждения

1. Теория образования и обучения. Тройственность основных понятий.

2. Основные дидактические концепции

3. Дидактическая система

4. Функции обучения.

5. Теория поэтапного формирования умственных действий.

4. Лекция 2.7. «Закономерности и принципы обучения. Мотивы учения на разных возрастных этапах»

План

1. Содержание образования

2. Закономерности обучения.

3. Принципы обучения.

4. Мотивы обучения на разных возрастных этапах.

5. Практическое занятие 2.6. «Закономерности и принципы обучения. Мотивы учения на разных возрастных этапах»

1. Закономерности обучения. Современный подход.

2. Закономерности обучения. Исторический аспект.

3. Принципы обучения. Современный подход.

4. Принципы обучения. Исторический аспект.

5. Содержание образования.

6. Мотивы учения на разных возрастных этапах

6. Лекция 2.8. «Методы обучения»

План

1. Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения.

3. Понятие о методической системе.

7. Практическое занятие 2.7. «Методы обучения»

1. Понятие о методах обучения.

2. Классификация методов обучения по принципу соответствия различным этапам организации педагогического процесса.

3. Классификация методов обучения на три основные группы по Ю.К. Бабанскому.

4. Классификация методов обучения по степени самостоятельности и творчества (И.Я. Ларнер, М.Н. Скаткин).

5. Понятие о методической системе.

6. Факторы, влияющие на выбор метода обучения.

8. Лекция 2.9. «Организационные формы обучения»

План

1. Понятие о формах обучения.

2. Классификация форм обучения.

3. Руководство учебно-познавательной деятельностью школьника.

4. Урок как основная форма обучения в школе

5. Дополнительные формы обучения.

6. Средства обучения

9. Практическое занятие 2.8. «Урок как основная форма обучения в школе»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и классификация форм обучения.

2. Основные характеристики современного урока.

3. Типы и структура уроков.

4. Этапы современного урока и система их взаимосвязи.

5. Организация учебной деятельности на уроке.

6. Нестандартные уроки.

7. Требования к проведению анализа урока. Самоанализ урока.

8. Проверка знаний, умений и навыков.

10. Лекция 2.10. «Педагогические технологии»

План

1. Понятие «педагогическая технология».

2. Классификация современных педагогических технологий

3. Современное традиционное обучение (ТО)

4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

5. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся

6. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

11. Лекция 2.11. «Педагогические технологии»

План

1. . Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

2. Частнопредметные педагогические технологии

3. Альтернативные технологии

4. Природосообразные технологии

5. Технологии развивающего обучения.

6. Педагогические технологии авторских школ.

12 Практическое занятие 2.9. «Педагогические технологии»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «педагогическая технология».

2. Классификация современных педагогических технологий

3. Современное традиционное обучение (ТО)

4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса на основе примера.

5. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся на основе примера.

6. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса на основе примера.

13 Практическое занятие 2.10. «Педагогические технологии»

Вопросы для обсуждения

1. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала на основе примера.

2. Частнопредметные педагогические технологии на основе примера.

3. Альтернативные технологии на основе примера.

4. Природосообразные технологии на основе примера.

5. Технологии развивающего обучения на основе примера.

6. Педагогические технологии авторских школ на основе примера.

Наши рекомендации