Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях
1. Общее понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Психологическая характеристика эмоций.
2. Классификация эмоций. Функции эмоций. Фундаментальные эмоции. Эмоциональные состояния.
3. Понятие и значение механизмов психологической защиты в адаптации человека.
4. Психические состояния и их классификация.
Вопросы для обсуждения, задания, тест
- Как вы понимаете высказывание Вольтера: «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать»?
- Чем можно объяснить, что прекращение любимой деятельности вызывает у человека изменения в организме и даже заболевания?
- Когда механизмы психологической защиты помогают человеку в трудных жизненных обстоятельствах, а когда могут приостановить его самосовершенствование?
- Приведите примеры силы воли человека и свободы его воли.
- Составьте тест по вопросу «Механизмы внутренней психологической защиты».
Тест
1. Дополните:
Элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей________________.
Высшие, культурно-обусловленные эмоции человека, выражающие устойчивое отношение к конкретным (реальным) или воображаемым объектам_________.
Помощь в преодолении отрицательных эмоций человеку оказывает_____.
2. Укажите номер правильного ответа соответствующий суждениям А.Б. В:
А. Эмоции не только отражают вероятностные события, но и предопределяют их:
1) Да;
2) Нет.
Б. Эмоции всегда контролируются сознанием:
1) Да;
2) Нет.
В. Эмоциональные состояния могут повышать или понижать жизнедеятельность человека
1) Да;
2) Нет.
3. Укажите буквы всех правильных ответов:
Эмоциональные переживания могут проявляться в форме:
а) страсти;
б) аффекта;
в) мечты;
г) настроения;
д) страсти.
4. Установите соответствие понятия с его основными признаками:
Понятие | Основные признаки понятия |
Стресс | а) свойство личности; б) состояние психического напряжения; в) характеризуется физиологическими и психологическими изменениями; г) может влиять на деятельность как положительно, так и отрицательно; д) причина не осознается человеком |
Темы докладов и рефератов
1. Отличие эмоций от чувств.
2. Способы и приемы предупреждения стрессов в деятельности менеджера.
3. Формы проявление эмоциональных переживаний.
4. Эмоции и воля.
Литература: 1, 2, 9, 18, 33, 37,43, 50, 55, 71, 74
Тема 6 СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Основные понятия, таблицы и структурно-логические схемы
Темперамент – совокупность врожденных индивидуальных свойств личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Античные врачи Гиппократ и Гален считали, что темперамент зависит от пропорции в организме четырех жидкостей – крови (сангвис), желчи (холе), лимфы (флегма), черной желчи (мейланхоле). Немецкий философ И. Кант (ХVIII век) рассматривал темперамент только как психологическую категорию. В начале ХХ века получили развитие изоморфная (темперамент зависит от особенностей кровообращения) и конституционная (темперамент зависит от строения тела) теории темперамента. Русский физиолог И.П. Павлов изучал темперамент в зависимости от особенностей центральной нервной системы и типа высшей нервной деятельности, которые определяются силой (способность нервной системы выдерживать сильные раздражители), уравновешенностью (показатель соотношения процессов возбуждения и торможения) и подвижностью нервных процессов (показатель быстроты смены данных процессов). И.П. Павлов установил, что физиологической основой темперамента является взаимодействие коры и подкорки головного мозга с первой и второй сигнальными системами. Он выделил четыре типа нервной системы и охарактеризовал четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – флегматик; сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы – холерик; слабый тип нервной системы – меланхолик.
В современной психологии при характеристике темперамента учитываются также лабильность нервной системы (скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов), ее динамичность (скорость и легкость выработки условных рефлексов) и концентрированность (показатель мер дифференцировки раздражителей).
Свойства темперамента:
1. сензитивность: возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;
2. реактивность: сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;
3. темп реакции: скорость протекания психических процессов и реакций;
4. пластичность: гибкость, легкость приспособления к новым условиям или ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;
5. экстравертированность: направленность личности на окружающих людей, предмет, событие;
6. интровертированность: направленность на себя, собственные переживания и мысли.
Свойства темперамента развиваются в определенной последовательности, различны по конкретному психологическому содержанию, но имеют и общие признаки: динамичность, устойчивость, предельность, максимальность и др.
Психологическая характеристика основных типов темперамента, рассматриваемых в современной психологии, представлена в таблице 6.1.
Таблица 6.1