Инструментальная музыка, сопровождающая ритмику, главным образом танцевального и маршевого характера.

Поэтому необходим специальный раздел слушания музыки, позво­ляющий (в определенной системе) знакомить детей с более разно­образными, более сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это откроет перед детьми еще один путь обогаще­ния их музыкального опыта.

Программа по слушанию музыки

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

знакомить детей с художественными, доступными их восприя­тию образцами современной, классической, народной музыки;

развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

различать музыкальные образы, особенности их развития;

дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоми­нанию музыкальных произведений, различению их содержания,

Стр.42

характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы му­зыкальной культуры, необходимо учитывать крайне ограниченные возрастные возможности детей.

На первом-втором году жизни малыши различают общее на­строение, характер музыки, следовательно, воспринимают эмоцио­нальное ее содержание.

В младших группах детского сада в силу неустойчивости вни­мания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим об­разам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывают. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций — жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возни­кают и так же быстро исчезают.

Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоцио­нальную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откли­каются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляет­ся заинтересованность содержанием произведений, рождаются во­просы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музы­ка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.

Дети 5—7 лет имеют достаточно развитое произвольное вни­мание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более де­тально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и про­следить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и на­ходят своеобразные, самостоятельные определения: «Какая музы­ка медленная, тяжелая» (о пьесе В. Ребикова «Медведь»). Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки. Например, прослушав «Кавалерийскую» Д. Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые. Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым».

Содержание программы включает в себя три основных элемента:

ознакомление с музыкальными произведениями, воспитание любви к ним, их запоминание, накопление музыкальных впечат­лений;

привитие навыков культуры слушания музыки;

формирование музыкального вкуса в процессе накопления слу­ховых впечатлений, первоначальных сведений о музыке.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Стр. 43

Программа по слушанию музыки строится на основе четко про­думанной системы. Она состоит из произведений, в которых последо­вательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее стано­вятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Известно, что Д. Б. Кабалевский применил тематическое построе­ние своей программы. Этот принцип можно использовать и при сос­тавлении программы музыкального воспитания детей старшего до­школьного возраста.

Темы организуют процесс формирования музыкального восприя­тия детей. Последовательность тем вводит ребенка в мир музыки, обогащает его эмоциональное переживание, и, кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления и они могут быть выражены средствами музы­кальной выразительности.

В основе программы лежат три основные темы.

Первая тема: «Какие чувства передает музыка?» Детей знакомят с жанрами, различным характером произведений, расширяют сло­варный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Так эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки.

Вторая тема: «О чем рассказывает музыка?» Детей знакомят с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природ­ных явлениях, о жизненных событиях.

Третья тема: «Как рассказывает музыка?» Детей знакомят с развитием художественных образов и средствами выразитель­ности — музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, дина­мические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Конечно, разделение тем очень условно, так как, привлекая внимание детей к одной из них, педагог затрагивает и другие темы.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узна­вать произведение в целом, отдельные его части, припев, заклю­чение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колы­бельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть), наиболее ярких средствах выразительности.

Наши рекомендации