Принципы здоровьесберегающей педагогики
Гипотеза: создание среды, максимально поддерживающей сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся.
В рамках проекта субъектами исследования и воздействия будут являться все участники образовательного процесса:
· Учителя должны осознать важность выбранной темы, принять ее, привязаться к ее принципам и освоить, выработав у себя стереотипы здоровьесбрегающей педагогики (пропустить через себя важность и парадигму данной темы).
· Учащиеся – «заразиться» от учителя принципами и основами здоровья, активно участвовать в их реализации, создавая для себя в данной сфере поле успешности (я – хочу, я – могу, я - должен), развивая свою личность.
· Родители – переориентация семей обучающихся из наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.
Объектом исследования и модернизации должен стать сам образовательный процесс во всех его направлениях и формах.
Модернизации будут подвержены при формировании модели: режим обучения, гигиенические и технологические характеристики урока, как структурной единицы образования, система воспитательной работы, физкультурно – оздоровительная деятельность, социальная работа с семьей, содержание образования.
Концепция программы:
Концепция формирования модели здоровьесберегающего образовательного процесса строится на полном внедрении основ здоровьесберегающих образовательных технологий. Зоровьесберегающие технологии являются частью любой развивающей педагогической системы и имеют два уровня:
· Уровень минимум – обеспечение безопасных условий обучения ребенка, обеспечивающий сохранение его здоровья;
· Уровень оптимум – создание условий, форм, методов, содержания работы, которые бы в комплексе обеспечивали максимально эффективное развитие и самореализацию учащегося.
Здоровьесберегающие технологии как основа современной педагогики не самоцель, а средство создания условий для творческого развития личности ребенка, формирования у него состояния успешности, веры в себя, формирование аксилогических основ мировоззрения, ориентации развития ребенка на главную цель жизни любого человека – дом, семья и дети, те вечные ценности, которые обеспечивают полноценную реализацию возможностей человека во всех сферах и счастливую долгую жизнь.
Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо в своей работе увидеть и использовать эту связь.
Здоровьесберегающие технологии базируются на трех направлениях деятельности – диагностика, оптимизация образовательного процесса и валеологическое содержание образования,создавая совместно целостную модель образовательного учреждения, не заменяющего собой поликлинику, а на основе своих возможностей, формирующего установки и навыки здорового образа жизни и оказывающих медико – психолого – социально – педагогические поддержки учащимся в их становлении и развитии. При этом школа опирается на субъект – субъектный подход во внедрении здоровьесберегающих программ и технологий.
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
Содержание деятельности
Своевременная диагностика
Состояния здоровья детей
Создание оптимальных
Медико-гигиенических
Условий обучения
Валеологическое
содержание образования
Принципы здоровьесберегающей педагогики
В основу организации жизнедеятельности начальной школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий должны быть положены следующие принципы:
1. Принцип демократичности предполагает с самого начала обучения в рамках еще предшкольной подготовки введение каждого ребенка в возрастной коллектив и привитие навыков бесконфликтного поведения с взрослыми и сверстниками. Ребенок, приходя в школу должен принять социальную роль ученика и адаптироваться в школьной среде.
2. Принцип гуманности. Данный принцип предполагает наличие в основании образовательного процесса системы медико – психолого – социально – педагогических поддержек, как системообразующих факторов взаимодействия участников образовательного процесса.
3. Принцип эффективного межличностного взаимодействия.Данный принцип предполагает эмпатийные механизмы и гуманистические подходы во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик.
4. Принцип личностного подхода. Основным направлением современного образования является его индивидуализация с целью выявления скрытых талантов и способностей и самореализации каждого учащегося. В арсенале учителя имеется множество подходов к личности учащегося:
· Темперамент
· Характерологические особенности
· Учебные возможности, способности
· Работоспособность, утомляемость
· Характерные дезадаптационные состояния
· Нейро-психологические особенности
· Социально-психологические особенности ребенка и его окружения, факторы влияния
· Психолого-педагогические «зацепки»
· Состояние здоровья, основные факторы риска
5. Принцип научности.Вся информация по вопросам здоровья, предоставляемая ребенку должна быть достоверной, выверенной и содержать элементы науки, так как именно их ребенок запоминает с большей охотой.
6. Принцип природосообразности.Любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его.