Принципы здоровьесберегающей педагогики

Гипотеза: создание среды, максимально поддерживающей сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся.

В рамках проекта субъектами исследования и воздействия будут являться все участники образовательного процесса:

· Учителя должны осознать важность выбранной темы, принять ее, привязаться к ее принципам и освоить, выработав у себя стереотипы здоровьесбрегающей педагогики (пропустить через себя важность и парадигму данной темы).

· Учащиеся – «заразиться» от учителя принципами и основами здоровья, активно участвовать в их реализации, создавая для себя в данной сфере поле успешности (я – хочу, я – могу, я - должен), развивая свою личность.

· Родители – переориентация семей обучающихся из наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.

Объектом исследования и модернизации должен стать сам образовательный процесс во всех его направлениях и формах.

Модернизации будут подвержены при формировании модели: режим обучения, гигиенические и технологические характеристики урока, как структурной единицы образования, система воспитательной работы, физкультурно – оздоровительная деятельность, социальная работа с семьей, содержание образования.

Концепция программы:

Концепция формирования модели здоровьесберегающего образовательного процесса строится на полном внедрении основ здоровьесберегающих образовательных технологий. Зоровьесберегающие технологии являются частью любой развивающей педагогической системы и имеют два уровня:

· Уровень минимум – обеспечение безопасных условий обучения ребенка, обеспечивающий сохранение его здоровья;

· Уровень оптимум – создание условий, форм, методов, содержания работы, которые бы в комплексе обеспечивали максимально эффективное развитие и самореализацию учащегося.

Здоровьесберегающие технологии как основа современной педагогики не самоцель, а средство создания условий для творческого развития личности ребенка, формирования у него состояния успешности, веры в себя, формирование аксилогических основ мировоззрения, ориентации развития ребенка на главную цель жизни любого человека – дом, семья и дети, те вечные ценности, которые обеспечивают полноценную реализацию возможностей человека во всех сферах и счастливую долгую жизнь.

Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учеб­ного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо в своей работе увидеть и использовать эту связь.

Здоровьесберегающие технологии базируются на трех направлениях деятельности – диагностика, оптимизация образовательного процесса и валеологическое содержание образования,создавая совместно целостную модель образовательного учреждения, не заменяющего собой поликлинику, а на основе своих возможностей, формирующего установки и навыки здорового образа жизни и оказывающих медико – психолого – социально – педагогические поддержки учащимся в их становлении и развитии. При этом школа опирается на субъект – субъектный подход во внедрении здоровьесберегающих программ и технологий.

Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих техно­логий как основного инструмента педагогической работы состав­ляют единое целое - дорогу к здоровью.

Содержание деятельности

Принципы здоровьесберегающей педагогики - student2.ru

Своевременная диагностика

Состояния здоровья детей

Принципы здоровьесберегающей педагогики - student2.ru

Принципы здоровьесберегающей педагогики - student2.ru

Создание оптимальных

Медико-гигиенических

Условий обучения

Принципы здоровьесберегающей педагогики - student2.ru

Принципы здоровьесберегающей педагогики - student2.ru

Валеологическое

содержание образования

Принципы здоровьесберегающей педагогики

В основу организации жизнедеятельности начальной школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий должны быть положены следующие принципы:

1. Принцип демократичности предполагает с самого начала обучения в рамках еще предшкольной подготовки введение каждого ребенка в возрастной коллектив и привитие навыков бесконфликтного поведения с взрослыми и сверстниками. Ребенок, приходя в школу должен принять социальную роль ученика и адаптироваться в школьной среде.

2. Принцип гуманности. Данный принцип предполагает наличие в основании образовательного процесса системы медико – психолого – социально – педагогических поддержек, как системообразующих факторов взаимодействия участников образовательного процесса.

3. Принцип эффективного межличностного взаимодействия.Данный принцип предполагает эмпатийные механизмы и гуманистические подходы во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик.

4. Принцип личностного подхода. Основным направлением современного образования является его индивидуализация с целью выявления скрытых талантов и способностей и самореализации каждого учащегося. В арсенале учителя имеется множество подходов к личности учащегося:

· Темперамент

· Характерологические особенности

· Учебные возможности, способности

· Работоспособность, утомляемость

· Характерные дезадаптационные состояния

· Нейро-психологические особенности

· Социально-психологические особенности ребенка и его окружения, факторы влияния

· Психолого-педагогические «зацепки»

· Состояние здоровья, основные факторы риска

5. Принцип научности.Вся информация по вопросам здоровья, предоставляемая ребенку должна быть достоверной, выверенной и содержать элементы науки, так как именно их ребенок запоминает с большей охотой.

6. Принцип природосообразности.Любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его.

Наши рекомендации